Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Электронная торговля: новый законопроект по защите прав потребителей
Александр Вишневый, адвокат, АО "Вишневый и Партнеры"

В сентябре 2021 года правительство анонсировало изменения в законодательство по защите прав потребителей, и в связи с этим в Верховную Раду был внесен новый проект Закона "О защите прав потребителей".

Авторы законопроекта в первую очередь акцентировали на урегулировании электронной торговли, поскольку при условиях рынка сегодня большинство соглашений по приобретению товаров и услуг осуществляется именно дистанционно и в сети Интернет. А следовательно, изменения в законодательство по защите прав потребителей – это требование дня сегодняшнего.

В частности, законопроект предусматривает определение таких понятий, как "электронная торговая площадка (маркетплейс)" и "электронный сервис сравнения продукции (прайс-агрегатор)";

Так, электронная торговая площадка (маркетплейс) – информационно-телекоммуникационная система (веб-сайт, часть веб-сайта, приложение и т. п.), посредством которой субъект хозяйствования предоставляет потребителям возможность заключать дистанционные договоры на приобретение ими продукции других субъектов хозяйствования, информация о которой размещена на такой электронной торговой площадке.

Кроме того, проект закона предусматривает ответственность за непредоставление полной информации субъектом хозяйствования относительно его идентификации, в частности через сайт продавца путем электронной торговли.

Предусмотрено обязательное указание следующей информации:

1) название продукции, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, под которым они реализуются;

2) данные об основных потребительских свойствах товаров или основных характеристиках работ (услуг);

3) количество продукции в единицах измерения, установленных согласно законодательству о метрологии и метрологической деятельности, в зависимости от вида продукции;

4) сведения о содержании вредных для здоровья веществ (при наличии), а также оговорка относительно применения отдельной продукции, если такие оговорки предусмотрены законодательством;

5) цена продукции или способ ее расчета;

6) любые особые условия хранения и условия использования, а также возможные негативные последствия потребления (использования), если это определено производителем или установлено нормативно-правовыми актами;

7) сведения о гарантийных обязательствах субъекта хозяйствования;

8) наименование, номер контактного телефона и местопребывания производителя (исполнителя), а также наименование, номер контактного телефона и местопребывание субъекта хозяйствования, ответственного за принятие и рассмотрение требований об исполнении гарантийных обязательств и коммерческой гарантии или других жалоб потребителей, если он не является производителем (исполнителем);

9) дата изготовления и срок пригодности или службы. Если использование товара сверх установленного срока может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды или может нанести ущерб имуществу потребителя – необходимо будет указать сведения о необходимых действиях потребителя по истечении такого срока, а также о возможных последствиях в случае невыполнения таких действий.

Кроме того, Госпродпотребслужба получит право обращаться к провайдеру интернет-услуг по поводу ограничения доступа к веб-сайту субъектов хозяйствования, которые используют нечестную предпринимательскую практику, нарушают законодательство о защите прав потребителей и которых невозможно идентифицировать.

Проектом определена добровольная регистрация субъектов хозяйствования, намеренных осуществлять электронную торговлю. Такой реестр субъектов электронной торговли будет открытым.

Также проект предусматривает условия дистанционного заключения договора. В частности, субъект хозяйствования, звонящий потребителю с целью заключения договора, должен в начале разговора сообщить свое имя или наименование представляемого им субъекта хозяйствования, а также объяснить коммерческую цель, с которой он осуществляет данный телефонный звонок.

Если субъект хозяйствования и потребитель во время телефонного разговора договорились о заключении договора, такой договор станет действительным только после письменного подтверждения его заключения потребителем в бумажном или электронном виде.

Потребитель будет иметь право в одностороннем порядке отказаться от договора, заключенного вне торгового или офисного помещения, либо дистанционного договора, а также отказаться от получения товара в течение четырнадцати дней:

1) со дня заключения договора (в том числе договора на поставку цифрового содержимого, не поставляемого на материальном носителе);

2) со дня, когда потребителем или определенным им третьим лицом был получен товар (для товара или заказа, доставляемого частями – со дня получения последней части);

3) с первого дня доставки товара, который по договору должен доставляться регулярно на протяжении определенного времени.

Что касается обязанностей потребителя в электронной торговле, то потребитель обязан предоставить согласие на приобретение продукции путем электронной торговли, о чем он уведомляет субъекта хозяйствования определенным таким субъектом хозяйствования способом. Способ уведомления определяется субъектом хозяйствования в понятной для потребителя форме.

При поставке потребителю товаров, выполнении работ (предоставлении услуг), которые он не заказывал, в частности поставке цифрового содержимого, потребитель не несет обязательств по расходам субъекта хозяйствования.

Так, разработчики проекта Закона считают, что его принятие позволит:

– достичь совместимости между системами защиты прав потребителей Украины и ЕС;

– повысить уровень защиты прав потребителей в сфере электронной торговли;

– создать равные условия для осуществления электронной торговли субъектами хозяйствования и честной конкуренции;

– уменьшить нагрузку на бизнес путем устранения устаревших норм из законодательного акта;

– повысить роль общественных объединений потребителей в системе защиты прав потребителей.

В случае принятия Закон вступит в силу с 1 января 2023 года.

ВЫВОД:

Таким образом, принятие данного законопроекта позволит урегулировать электронную торговлю и значительно расширит права потребителя на информацию о приобретенной продукции, ведь сегодня на многих интернет-ресурсах, осуществляющих продажу товара, даже отсутствует информация о его продавце. Соответственно, основной особенностью электронной торговли станет то, что закон будет требовать, чтобы на сайте продавца была размещена правдивая информация о лице, достаточная для его идентификации, а именно: наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица – предпринимателя, адрес или местопребывание продавца, идентификационный код согласно ЕГРПОУ, а также наименование и местопребывание субъектов хозяйствования, ответственных за принятие и рассмотрение требований о выполнении гарантийных обязательств. Кроме того, Закон поможет уменьшить количество продавцов, работающих неофициально, без проведения регистрации субъекта хозяйствования и не уплачивающих налоги за осуществление такой деятельности.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua