Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Земля над недрами. Обжалование отчуждения участков под ЛКХ
Станислав Ена, адвокат, VB PARTNERS

Начну сразу с совета. Если вы – собственник/руководитель/представитель горнодобывающего предприятия, прошли семь кругов ада тендерных процедур и взаимоотношений с государственными регуляторами и наконец-то получили специальное разрешение на пользование недрами и горный отвод – не время расслабляться. Ваша война еще не кончилась. Переосмысливая классика-фантаста Л. Рона Хаббарда, могу вас заверить: следующее поле битвы – земля... и там также может быть жарко.

Как бы оно должно было быть

Из норм Конституции Украины мы знаем, что земля и ее недра являются объектами права собственности Украинского народа.

Как каждый собственник, народ через свои представительные органы и органы государственной власти регулирует порядок и основания получения права пользования недрами третьими лицами.

Так, Кодексом Украины о недрах четко установлено, что недра предоставляются в пользование только при наличии у потенциального пользователя специального разрешения на пользование участком недр. Порядок и основания получения такого разрешения урегулированы постановлением Кабинета Министров Украины от 30.05.2011 г. № 615.

Кроме того, право на пользование недрами должно удостоверяться актом о предоставлении горного отвода, который выдается Государственной службой Украины по вопросам труда как государственным органом, ответственным за горный надзор.

Предоставленный в пользование участок недр отражается на публичной кадастровой карте, а информация о выданном специальном разрешении – в соответствующем открытом реестре Госгеоинформа. Следовательно, информацию о пользователе недр может получить любой желающий из открытых источников.

Площади горных отводов могут достигать от нескольких десятков до нескольких сотен и даже тысяч гектаров.

Поэтому, получив недра в пользование, предприятие разрабатывает рабочий проект комплексной разработки месторождения, предусматривающий этапы добычи (участок недр, как правило, разрабатывается не весь сразу), места складирования плодородного слоя почва, порядок и сроки технической (покрытие отработанного участка плодородной почвой) и биологической (высадка предусмотренной проектом флоры) рекультивации.

А впрочем, для начала разработки участка недр недропользователю еще необходимо получить в пользование землю над ним.

При этом Земельным кодексом Украины пользователям недр упрощен порядок получения земель в пользование – без прохождения земельных торгов, по формальному заявлению распорядителю такими землями.

Согласовав с Госгеонедрами и Гоструда рабочий проект, горное предприятие, как правило, получает в пользование земельный участок в пределах участка недр в той части, которая ему необходима для реализации текущего этапа разработки месторождения, который может длиться десятилетиями.

В настоящее время незадействованные земли коммунальной или государственной собственности под месторождением могут использоваться для других нужд: пастбища, сельское хозяйство и т. д.

По тому же принципу рекультивированные земли на уже отработанных участках могут в дальнейшем эффективно использоваться государством или территориальной общиной.

Такой порядок разработки месторождения обеспечивает наименьшее влияние на окружающую среду, что сочетается с непрерывностью добывающей деятельности и рациональным использованием земель.

Как это бывает

На практике горные предприятия часто сталкиваются с ситуацией, когда, отработав один участок недр, обращаются к распорядителю государственными/коммунальными землями с ходатайством о предоставлении в пользование земли под следующим участком, но получают отказ, так как в указанных пределах уже зарегистрирован другой земельный участок.

Чаще всего это земельные участки, переданные в собственность по заявлению физического лица под личное крестьянское хозяйство в пределах бесплатной приватизации (до 2 га на человека) уже после получения землепользователем специального разрешения.

Что это: небрежность ответственных работников распорядителя государственными/коммунальными землями, отработанная "схема" получения откупных от недропользователя или неспортивное поведение конкурентов – вопрос риторический. Проблема остается: посреди предоставленного в пользование участка недр зарегистрирован земельный участок частной собственности, собственник которого на адекватный диалог не идет.

А впрочем, на первый взгляд никакой законодательной нормы или запрета якобы и не нарушено.

Что делать? Тактика защиты

Если распорядитель землями не хочет отменять свое решение, а собственник земли на приемлемые недропользователю условия не соглашается, остается только одно – обжаловать в суде.

Для этого нужно будет предварительно подготовиться. Прежде всего провести земельно-техническую экспертизу, установив факт наложения границ участков.

И хотя на первый взгляд в действиях распорядителя землями по отчуждению земельного участка нарушений не усматривается, более детальный анализ вопроса дает возможность прийти к противоположному выводу.

Во-первых, Кодексом Украины о недрах определено, что недра являются исключительной собственностью Украинского народа и предоставляются только в пользование. Соглашения или действия, которые в прямой или скрытой форме нарушают право собственности на недра, недействительны.

Учитывая, что в понимании гражданского законодательства участки недр сами по себе не относятся к объектам недвижимого имущества, они являются одним целым с земельным участком.

Следовательно, предоставление земельного участка над недрами в частную собственность означает и автоматическую передачу участка недр под ним, что является нарушением законодательства о недрах.

Так, Госгеокадастр, как регулятор по земельным вопросам, еще в 2016 году отмечал, что уполномоченным органам следует отказывать в передаче в собственность земельных участков, на которых находятся месторождения полезных ископаемых, без специальных разрешений на пользование недрами во избежание нарушения интересов государства и общества. Это также подтверждается выводами Верховного Суда, изложенными в постановлении от 05.12.2018 г. по делу № 350/1045/16-ц.

Во-вторых, Кодексом Украины о недрах гарантируется право пользователей недр на комплексную разработку месторождений полезных ископаемых. Таким образом, отчуждение в частную собственность земельного участка в пределах недр фактически прекращает право на пользование недрами, делая невозможным его реализацию.

В-третьих, в соответствии с гражданским и земельным законодательством собственник не может использовать право собственности в ущерб интересам общества.

При этом Конституционный Суд Украины еще в 1999 году отметил, что государство может усматривать свои интересы не только в своей деятельности, но и в деятельности частных предприятий, обществ.

По этому поводу пригодятся выводы Верховного Суда, изложенные в постановлениях от 09.02.2021 г. по делу № 856/9/20-а и от 03.03.2020 г. по делу № 850/8/19: "...Закон № 1559-VI не устанавливает дополнительных требований применительно к соответствующим органам в части отдельного доказывания общественной необходимости размещения объектов под добычу полезных ископаемых общегосударственного значения, преимуществ экономической эффективности от предоставления в аренду земельного участка для добычи полезных ископаемых по сравнению с использованием земельного участка в сельскохозяйственной деятельности".

Из вышеприведенного следует, что передача земельных участков в пределах месторождений недр в частную собственность для сельскохозяйственной деятельности в первую очередь нарушает общегосударственный и общественный интересы.

В-четвертых, такое поведение распорядителя землями нарушает принцип надлежащего управления, закрепленный в практике ЕСПЧ (решения по делам "RYSOVSKYY v. UKRAINE" № 29979/04 от 20.10.2011 г. и "MEGADAT.COM SRL v. MOLDOVA" № 21151/04 от 08.04.2008 г.), поскольку является непоследовательным и возлагает бремя допущенной ошибки на недропользователя.

В-пятых, невозможность получить в пользование земли над всем участком недр делает невозможным выполнение недропользователем возложенной на него обязанности обеспечивать полноту геологического изучения и рационального, комплексного использования недр, чем нарушает его права.

И, в конце концов, указанное нарушает право недропользователя на свободное владение имуществом в форме "правомерного ожидания" получить в пользование земли в рамках специального разрешения на пользование недрами и горного отвода.

При этом согласно юрисдикции и территориальности дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции по месту нахождения спорного земельного участка.

Что касается просительной части, то, поскольку решение о передаче земельного участка уже реализовано, целесообразно просить суд признать его недействительным, дополнив производными требованиями.

Таким образом, сформировав комплексную позицию по вышеуказанным аспектам, возможно, хотя и долго, но эффективно, противодействовать "недрорейдерам" в суде.

"Большая гонка" ценой окружающей среды

В последнее время в информационном пространстве периодически появляются новости об экологических проблемах, связанных с горнодобывающими предприятиями: Домбровский, Рыжевский или Любимовский карьеры и т. д.

Претензии к пользователям недр касаются, в частности, нерационального использования недр, нарушения порядка утилизации отходов и рекультивации отработанных участков.

Однако зачастую причиной этого является то, что горные предприятия пытаются начать деятельность на наибольшей площади предоставленного в пользование участка недр в кратчайшие сроки, направляя все ресурсы на освоение новых участков и откладывая процессы утилизации отходов и рекультивации в долгий ящик.

Иногда это связано не столько с жадностью собственников и руководителей предприятий, сколько с их пониманием несовершенства системы регулирования горнодобывающих отношений в стране и фактически "птичьих" прав предприятия на недра до их непосредственного освоения.

Так, получая разрешение на пользование недрами, горнодобывающее предприятие становится участником "большой гонки" за землю в пределах предоставленного в пользование участка недр. Другие участники – местные органы государственной власти и местного самоуправления, прямые конкуренты, сельскохозяйственные предприятия и отдельные сообразительные граждане.

К сожалению, ценой такой гонки, а часто и жертвой бывает окружающая среда.

Поэтому бремя ответственности за нарушение законодательства в добывающей сфере лежит не только на недропользователях, но также на распорядителях землями и регуляторах, которые не могут обеспечить честные и понятные правила игры.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua