Компетентное мнение
Закон о налоге на Google и НДС для нерезидентов – что это?
5 неочевидных преимуществ правил КИК
Иностранные компании. Место эффективного управления
Деловая цель в налоговом контроле
Актуально
Компетентное мнение
Закон о налоге на Google и НДС для нерезидентов – что это?
5 неочевидных преимуществ правил КИК
Иностранные компании. Место эффективного управления
Деловая цель в налоговом контроле
Актуально
РРО и ФЛП стали аббревиатурами 2021 года в силу политических и экономических причин. Для части населения и бизнеса это связано с вопросом выживания, а для других вообще не говорит ни о чем. Итак, есть вопрос, который оброс многочисленными противоречиями и неточностями. Именно поэтому возникает необходимость выяснить: что изменилось в 2022 году, в частности, для кого это стало обязательным, а кто еще может избежать применения РРО и т. д.
В соответствии с п. 177.10 ст. 177 Налогового кодекса Украины (НК Украины) физические лица – предприниматели обязаны вести учет доходов и расходов.
Статьей 3 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, хозяйственного питания и услуг" (Закон № 265) предусматривается, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода, в частности, обязаны применять регистраторы расчетных операций.
Содержание статьи 3 Закона № 265 наталкивает на мысль, что всем без исключения предпринимателям, занятым в торговле и предоставлении услуг (которых на самом деле абсолютное большинство), необходимо устанавливать и использовать регистраторы расчетных операций (РРО).
Однако это далеко не так, да и из этой нормы есть исключения. Их применение (или нет) зависит от нескольких факторов: выбранной предпринимателем системы налогообложения, вида деятельности, способа осуществления расчетов и места проведения расчетов.
Для кого использование РРО обязательно
Применение РРО обязательно для всех субъектов хозяйствования (в том числе ФЛП, кроме ФЛП – плательщиков единого налога первой группы), независимо от выбранной системы налогообложения, независимо от объема дохода, осуществляющих расчетные операции в наличной форме, платежными картами (в частности, с помощью интернет-эквайринга) и осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту; реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфере здравоохранения; реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.
Для кого РРО не обязательно
Регистраторы расчетных операций не применяются плательщиками единого налога первой группы (п. 296.10 НКУ). Однако следует помнить об ограниченном перечне видов экономической деятельности, которыми можно заниматься, находясь на первой группе. Поскольку наиболее распространенным видом предпринимательской деятельности в Украине является купля-продажа товаров, то есть торговля, то на первой группе возможна розничная торговля только с лотков на рынках. Если ФЛП осуществляет другие виды, в частности, торговли, то речь идет о других группах упрощенной системы налогообложения и, соответственно, о решении вопроса применения РРО.
Статьей 9 Закона № 265 предусматриваются случаи, в которых РРО не применяются:
1) при осуществлении торговли продукцией собственного производства предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания (кроме продажи технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней или при проведении расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных уполномоченным лицом соответствующего субъекта хозяйствования);
2) при выполнении банковских операций (кроме операций по торговле валютными ценностями в наличной форме, если такие операции выполняются не в кассах банков; кроме операций коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений по приему наличности для дальнейшего ее перевода с использованием программно-технических комплексов самообслуживания, за исключением программно-технических комплексов самообслуживания, позволяющих пользователю осуществлять исключительно операции по получению средств);
3) при продаже проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте и билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных заведений (с обязательным оформлением расчетных и отчетных документов и на автомобильном транспорте с выдачей талонов, квитанций, билетов с нанесенными печатным способом серией, номером, номинальной стоимостью);
4) при продаже билетов государственных лотерей через электронную систему принятия ставок (при условии возможности контролировать в режиме реального времени центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств);
5) при осуществлении физическими лицами торговли продуктовыми или промышленными товарами за наличные средства на рынках (кроме продажи технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней);
6) при продаже в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, а также при продаже жетонов и проездных билетов в кассах метрополитена (если удельный вес такой продукции составляет более 50 % общего товарооборота при отсутствии продажи подакцизных товаров и технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения);
7) если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не осуществляются (склады, места хранения товаров, оптовая торговля и т. д.);
8) при осуществлении расчетов за услуги при проведении таких расчетов исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств.
Постановлением Кабмина от 23.08.2000 г. № 1336 утвержден Перечень отдельных форм и условий осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций.
Тем не менее РРО применяются:
1) когда розничная торговля осуществляется в торговом объекте, в котором также происходит торговля подакцизными товарами;
2) в случае если ФЛП также осуществляют дистанционную торговлю, в том числе через Интернет;
3) в случае если сельскими советами и советами объединенных территориальных общин, созданными согласно закону, принято решение об обязательном применении на территории села РРО и/или программных регистраторов расчетных операций (ПРРО) для форм и условий осуществления деятельности.
Также данным Постановлением установлен предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг), в случае превышения которого применение РРО является обязательным:
1) 1085500,00 грн на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров) ФЛП, уплачивающих единый налог;
2) для отдельных видов деятельности, освобожденных от применения РРО, – от 250000,00 до 500000,00 грн на один субъект хозяйствования.
Поскольку современные условия проведения расчетов сводятся преимущественно к отказу от наличности, то особое внимание следует обратить на применение РРО при осуществлении безналичных расчетов.
Безналичные расчеты – это перечисление определенной суммы средств со счетов плательщиков на счета получателей средств, а также перечисление банками по поручению предприятий и физических лиц средств, внесенных ими наличностью в кассу банка, на счета получателей средств (п. 1.4 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22).
Итак, при осуществлении расчетных операций в наличной и/или в безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. д.) применение РРО является обязательным. А при осуществлении расчетов в безналичной форме через учреждения банка РРО не применяется.
То есть на применение РРО также влияет инструмент осуществления оплаты. Проще говоря, если оплата товара производится в магазине наличностью или банковской картой – РРО должно применяться. Если же оплата производится с внесением средств на счет ФЛП через банковское учреждение, то использование РРО и дублирование информации об операции не обязательно.
Что касается самих РРО
РРО представляет собой устройство или программно-технический комплекс, в котором реализованы фискальные функции и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по торговле валютными ценностями в наличной форме и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг), операций по выдаче наличных средств держателям электронных платежных средств и по приему наличности для дальнейшего перевода (ст. 2 Закона № 265).
РРО могут иметь вид аппаратного устройства, например: электронный контрольно-кассовый аппарат, электронный контрольно-кассовый регистратор, встроенный электронный контрольно-кассовый регистратор, компьютерно-кассовая система, электронный таксометр, автомат по продаже товаров (услуг) и т. п.
Также РРО могут иметь вид ПРРО – программного регистратора расчетных операций, о чем говорится в ст. 3 Закона № 265. ПРРО представляет собой программное обеспечение, которое можно установить на гаджет (компьютер/планшет/телефон) предпринимателя или его работников и которое наделено всеми функциями, имеющимися и у аппаратного РРО.
ПРРО – это более современный способ осуществления регистрации расчетных операций, поскольку выполняет сразу две функции: передача информации о проведенной операции в контролирующий орган и возможность выдать чек покупателю. После каждой успешной платежной операции в Государственную налоговую службу поступает информация о сумме покупки, номенклатуре, описании покупки (если не указана подробная номенклатура), типе налога, сборе и его размерах, наименовании юрлица или ФЛП, ФИО кассира, идентификаторе чека, дате, версии протокола. При использовании ПРРО продавец имеет возможность отправить покупателю чек либо его идентификатор на электронную почту или в выбранный покупателем мессенджер. Поэтому ПРРО удобно использовать для небольшого бизнеса. При большом количестве номенклатурных единиц, которые необходимо вносить в программу, и большом количестве покупателей эффективность ПРРО уменьшается, так как, например, не всегда будет время на отправку чека персонально каждому клиенту.
Что следует знать при выборе РРО
Если предпринимательская деятельность подпадает под требование применения РРО, то перед выбором и установлением РРО необходимо ознакомиться с требованиями к ним.
На территории Украины разрешается реализовывать и применять только те РРО отечественного и иностранного производства, которые включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, конструкция и программное обеспечение которых соответствуют конструкторско-технологической и программной документации производителя. С этим Реестром можно ознакомиться на сайте Государственной налоговой службы. Реестр содержит информацию, в частности, о названии модели, модификации, версии внутреннего программного обеспечения, сроке первичной регистрации в органах Государственной налоговой службы, сфере применения и т. д.
РРО (аппаратный или программный) должен обеспечивать возможность передачи на фискальный сервер контролирующего органа соответствующей информации для регистрации и долгосрочного хранения; невозможность выполнения команд, не предусмотренных перечнем команд, под управлением которых работает программный регистратор, или команд, параметры которых отличаются от предусмотренных указанным перечнем; идентичность информации об объемах операций в электронной и бумажной формах расчетного документа (формирование расчетного документа должно производиться в едином цикле и не перерываться другими операциями, выполняемыми программным регистратором); точность вычисления и округления сумм по результатам операций до восьми знаков после запятой (см. постановление Кабмина от 18.02.2002 г. № 199).
Также необходимо проверять срок службы РРО, предусмотренный техдокументацией. Данный срок не должен истечь. Региональные управления ГНС неоднократно акцентировали, что срок службы РРО устанавливается производителем этой продукции. В случае если производителем (поставщиком) не установлен срок службы (а это в основном касается старых моделей кассовых аппаратов), следует руководствоваться нормой в 7 лет с момента ввода в эксплуатацию, но не более 9 лет с даты выпуска, срока службы аппарата.
В соответствии с п. 2 Порядка технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, утвержденного постановлением Кабмина от 12.05.2004 г. № 601, с изменениями и дополнениями, срок службы – срок, в течение которого производитель (поставщик) гарантирует работоспособность РРО, в том числе комплектующих изделий и его составных частей, хранение информации в фискальной памяти при условии соблюдения пользователем требований эксплуатационных документов.
Как зарегистрировать РРО
Процедура регистрации регулируется приказом Минфина "Об утверждении порядков относительно регистрации регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций" от 14.06.2016 г. № 547.
По общему правилу, регистрация РРО осуществляется в контролирующем органе по основному месту учета субъекта хозяйствования как налогоплательщика.
Для регистрации РРО необходимо подать заявление о регистрации регистратора расчетных операций по ф. № 1-РРО по идентификатору формы J/F1311404. Заявление можно подать как в бумажном виде, так и с помощью электронного кабинета. Порядок рассмотрения заявления и сроки одинаковы независимо от способа подачи и начинают отсчет с момента регистрации заявления в налоговом органе.
Датой и временем подачи регистрационного заявления в электронной форме в контролирующий орган является дата и время, зафиксированные в квитанции о доставке (первая квитанция).
При подаче заявления в электронной форме субъект хозяйствования может получить регистрационное удостоверение в электронной форме, размещенное в электронном кабинете, или копию регистрационного удостоверения на адрес своей электронной почты.
При отсутствии оснований для отказа в регистрации РРО должностное лицо контролирующего органа не позднее двух рабочих дней со дня поступления регистрационного заявления принимает решение о возможности регистрации РРО, формирует и резервирует фискальный номер РРО в информационно-телекоммуникационной системе ГНС (ИТС ГНС). В день резервирования фискального номера РРО в ИТС ГНС контролирующим органом, где проводится регистрация РРО, ГНС направляет в центр сервисного обслуживания (ЦСО) информацию в виде справки о резервировании фискального номера регистратора расчетных операций по ф. № 2-РРО по идентификатору формы J1411403 средствами телекоммуникации в электронной форме.
Справка о резервировании фискального номера РРО по ф. № 2-РРО действительна в течение трех рабочих дней с даты ее отправки в ЦСО.
Датой резервирования фискального номера РРО, которая указывается в справке о резервировании фискального номера, выступает дата, соответствующая дате формирования фискального номера РРО в ИТС ГНС.
После окончания работ по вводу РРО в эксплуатацию ЦСО направляет в контролирующий орган, где проводится регистрация РРО, экземпляры справки об опломбировании РРО и акта ввода в эксплуатацию РРО средствами телекоммуникации в электронной форме.
Работы по вводу РРО в эксплуатацию выполняются ЦСО в соответствии с требованиями эксплуатационных документов в срок, не превышающий трех суток с даты его информирования ГНС о резервировании фискального номера РРО.
На протяжении трех рабочих дней с даты отправки в ЦСО справки о резервировании фискального номера субъект хозяйствования должен обеспечить перевод РРО в фискальный режим работы (внесение фискального номера в фискальную память РРО, персонализация и опломбирование РРО в ЦСО).
Завершение процедуры регистрации РРО осуществляется на основании справки об опломбировании РРО и акта ввода в эксплуатацию РРО, экземпляры которых в день ввода в эксплуатацию ЦСО направляет в контролирующий орган, где проводится регистрация РРО.
После получения надлежащим образом оформленных документов должностное лицо контролирующего органа не позднее следующего рабочего дня проводит регистрацию РРО путем внесения данных в ИТС ГНС, размещает в электронном кабинете в электронной форме и/или предоставляет (отправляет) субъекту хозяйствования регистрационное удостоверение РРО по ф. № 3-РРО по идентификатору формы J1413403, удостоверяющее регистрацию РРО в контролирующем органе.
Датой регистрации РРО, которая указывается в регистрационном удостоверении по ф. № 3-РРО, является дата, соответствующая дате внесения данных в ИТС ГНС.
Контролирующим органом по месту регистрации РРО в регистрационное удостоверение вносятся записи относительно названия и адреса хозяйственной единицы, где используется РРО, а также наименования контролирующего органа по адресу такой хозяйственной единицы и даты начала учета РРО в этом органе.
Регистрация ПРРО
Законодателем предоставлен выбор для предприятия использовать РРО и/или ПРРО и не установлены ограничения по использованию одновременно с аппаратным программного РРО. Только в случае, если субъектом хозяйствования принято решение использовать программный РРО вместо аппаратного, регистрацию аппаратного РРО необходимо отменить.
На сегодняшний день в Украине доступны несколько видов ПРРО, и именно от выбранного вида будет зависеть процесс регистрации. Некоторые приложения ПРРО позволяют сначала зарегистрироваться в программе, а потом автоматически передают данные о регистрации в контролирующий орган и отражают информацию в электронном кабинете.
Если в контролирующем органе не предусмотрена автоматическая регистрация ПРРО, то такая регистрация проводится на основании заявления о регистрации программного регистратора расчетных операций по ф. № 1-ПРРО (J1316604/F1316604).
Доступные ПРРО:
ПРРО Каса (от Государственной налоговой службы Украины) – бесплатно (https://tax.gov.ua/baneryi/programni-rro/programniy-reestrator-rozrahunkovih-operatsiy/programniy-reestrator-rozrahunkovih-operatsiy-/);
Poster POS – стоимость от €29 в месяц (https://joinposter.com/ua);
Checkbox – первый месяц бесплатно, дальше – 145 грн/месяц за 1 кассу (https://checkbox.ua/);
Cashalot – от 980 грн/год за 1 – 2 кассы для ФЛП (https://cashalot.org.ua/);
СОТА Каса – 980 грн/год (https://sota-buh.com.ua/);
Вчасно.Каса – от 250 грн/месяц (https://kasa.vchasno.com.ua/).
Относительно представления отчетности при использовании РРО
Субъекты хозяйствования, которые используют для проведения расчетов РРО или ПРРО, обязательно должны представлять в налоговый орган отчет, содержащий исчерпывающую информацию о суммах, полученных от покупателей или клиентов за отчетный период.
Государственной налоговой службой Украины предоставлено разъяснение из категории 109.12 "Порядок застосування РРО та/або ПРРО" раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua) и отмечено следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона № 265 субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. д.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода, обязаны представлять в контролирующие органы отчетность, связанную с применением РРО и расчетных книжек, не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца в случае, если законом не предусмотрено предоставление информации по проводным или беспроводным каналам связи.
Субъекты хозяйствования, представляющие в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, не обязаны представлять Отчет об использовании книг учета расчетных операций (расчетных книжек) по ф. № 3ВР-1.
При этом такие субъекты хозяйствования не освобождаются от ежедневного создания в бумажной и/или электронной форме РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) или ПРРО фискальных отчетных чеков в случае осуществления расчетных операций.
Ответственность при использовании РРО
Разделом V Закона № 265 предусмотрены санкции, в частности:
1) за проведение расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг), или непроведение расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы, или невыдачу чека – 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые, и 150 % стоимости – за каждое последующее совершенное нарушение;
2) за осуществление расчетных операций без использования либо с использованием зарегистрированного с нарушением РРО или за несохранение в течение установленного срока книги учета расчетных операций и/или расчетных книжек – 850,00 грн;
3) в случае если контрольная лента не напечатана либо не создана в электронной форме на РРО или выявлены искажения данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на такой контрольной ленте, – 510,00 грн;
4) при проведении расчетных операций через РРО/ПРРО без использования режима программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД, цены товара и учета его количества – 5100,00 грн;
5) при применении в ходе осуществления расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя, – 5100,00 грн;
6) при непредставлении в контролирующие органы отчетности, связанной с применением РРО, и фискальных отчетных чеков с РРО по проводным или беспроводным каналам связи в случае обязательности ее представления – 510,00 грн.
Подводя итог, можно отметить, что обязанность использования РРО начиная с 01 января 2022 года возложена почти на всех предпринимателей, кроме узкого круга ФЛП на первой группе единого налога. Также акцентируем на альтернативном решении – применении ПРРО. То есть для государства важна именно регистрация расчетной операции одним из возможных и предусмотренных законодательством средств. Предприниматель, в свою очередь, может выбирать деятельность, которую он осуществляет, систему налогообложения, по которой будет уплачивать налоги, и систему, посредством которой будет осуществляться регистрация проведенных им операций. Можно долго сопротивляться законодательным нововведениям, можно с ними не соглашаться, но государство устанавливает новые правила.
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.