Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Коротко о главном: обзор изменений в строительной сфере за 2021 год
Василий Шеретько, Адвокат, старший юрист, ЮФ "Антика"

2021-й год стал достаточно богатым интересными законодательными нововведениями, в частности, в области градостроительства и смежных с ней отраслях. Сразу замечу, что в данном обзоре речь пойдет о ключевых нововведениях, принятых или вступивших в силу в 2021 году, и об их возможном влиянии на дальнейшее развитие отрасли.

Так, 17 июня 2020 года был принят Закон Украины № 711-IX "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно планирования использования земель" (вступил в силу за некоторыми исключениями 24.07.2021), которым внесены изменения в целый ряд нормативно-правовых актов и закреплены принципиально новые подходы к формированию градостроительной и землеустроительной документации. Принятие указанного Закона, по моему убеждению, является важным шагом на пути интеграции и эффективного управления пространственным развитием общин, ведь впервые за период независимости введены радикальные изменения, предусматривающие уход от унаследованной Украиной с советских времен системы пространственного планирования, которая определяла параллельную разработку градостроительной и землеустроительной документации. Так, Законом внесены изменения в Закон Украины "О градостроительной деятельности" в части, касающейся градостроительной документации, ее формирования, наполнения, утверждения и т. д. В частности, установлено, что такая градостроительная документация на местном уровне, как генеральный план населенного пункта и детальный план территории, является одновременно и землеустроительной документацией, также расширен перечень видов градостроительной и одновременно документации по землеустройству и дополнен новым видом – план пространственного развития территории территориальной общины, который должен определять планировочную организацию, функциональное назначение территории, основные принципы и направления формирования единой системы общественного обслуживания населения, дорожной сети, инженерно-транспортной инфраструктуры, инженерной подготовки и благоустройства, гражданской защиты территории и населения от опасных природных и техногенных процессов, охраны земель и других компонентов окружающей природной среды, формирование экосети, охраны и сохранения культурного наследия и традиционного характера среды населенных пунктов, а также последовательность реализации решений, в том числе этапность освоения территории.

Также масштабные изменения затронули и принципы, которые были положены в основу разработки градостроительной документации разных уровней и ее согласованности между собой. Так, с принятием Закона план зонирования территории определен как обязательная составляющая генерального плана населенного пункта, а детальный план территории призван детализировать положения генерального плана населенного пункта или комплексного плана и определяет планировочную организацию и развитие части территории населенного пункта либо территории за его пределами без изменения функционального назначения данной территории. А впрочем, возможность определять функциональное назначение территории детальным планом территории остается в силе до 01 января 2025 года за исключением территорий, где утверждены комплексные планы или генеральные планы населенного пункта в соответствии с указанным Законом.

На практике же отсутствие четкого разграничения в части цели и назначения градостроительной документации разных видов создавало правовую неопределенность и позволяло разного рода манипуляции. В результате вопросы, решение которых, например, требовало внесения изменений в генеральный план населенного пункта, решались разработкой детального плана территории.

Кроме того, конкретизированы положения Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", что на практике вызвало немало противоречий. Так, при отсутствии плана зонирования или детального плана территории передача (предоставление) земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в собственность или пользование физическим и юридическим лицам для градостроительных нужд запрещалась. Достаточно часто указанное положение трактовалось уполномоченными органами таким образом, что для получения земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для градостроительных нужд необходимо было наличие и плана зонирования, и детального плана соответствующей территории, а при отсутствии чего-либо из указанной документации заявители получали отказ. Сейчас соответствующее положение скорректировано таким образом, что исключает возможность неоднозначной трактовки.

Кроме вышеупомянутых положительных сдвигов, которых ожидается достичь с принятием указанного Закона, в перспективе введенные им изменения должны привести к прекращению существования как явления случаев невозможности использования земельных участков по их целевому назначению из-за наличия противоречий между информацией о земельных участках, содержащихся в Государственном земельном кадастре и градостроительной документации.

Еще одним положительным, по моему убеждению, сдвигом стало утверждение Правительством Украины абсолютно нового Порядка присвоения адресов объектам строительства, объектам недвижимого имущества (постановление КМУ от 07.07.2021 г. № 690). Настоящим Порядком определены конкретные реквизиты (составляющие) адреса с детализацией случаев, когда такие реквизиты применяются, а когда – нет; урегулирован вопрос о присвоении адреса отдельным частям дома, которые являются самостоятельными объектами права на недвижимое имущество (квартиры, гаражные боксы, машиноместа, другие жилые и нежилые помещения); установлено, каким образом должно происходить упорядочение нумерации (перенумерации) домов и квартир, в частности, при дублировании или удвоении адреса; определен перечень объектов, которым адрес не присваивается.

Определяющей новацией Порядка стало то, что присвоение, изменение, корректировка или аннулирование адреса должно осуществляться исключительно в электронной форме с использованием Реестра строительной деятельности, при условии документального подтверждения прав на объект недвижимости. С одной стороны, указанное нововведение призвано уменьшить продолжительность процедуры присвоения адреса, а с другой – уменьшить коррупционные риски и ликвидировать давно отработанные схемы рейдерских захватов недвижимого имущества. Остается надеяться, что функционал и согласованность программного обеспечения Реестра строительной деятельности справится с такой амбициозной задачей.

В целом принятие нового Порядка было достаточно ожидаемым, поскольку после отмены Порядка присвоения почтовых адресов, действовавшего с 60 – 70-х годов прошлого столетия, в Украине не было четкой процедуры присвоения адресов, что давало множество оснований для промедлений и злоупотреблений со стороны органов, уполномоченных на их присвоение. А действующий с 01.07.2019 до 31.12.2020 Временный порядок реализации экспериментального проекта по присвоению адресов объектам строительства и объектам недвижимого имущества уже самим названием намекал на запланированные будущие изменения.

Напоследок несколько слов и о реформе Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (ГАСИ), начавшейся еще в марте 2020 г., однако даже несмотря на то, что 15 сентября 2021 года ГАСИ официально прекратила свою деятельность, а со следующего дня вместо нее заработал новый орган – Государственная инспекция архитектуры и градостроительства (ГИАГ), говорить о завершении реформы – преждевременно, ведь по состоянию на время подготовки данного материала ключевые законопроекты (№ 5877, № 5655, № 5656), которые должны урегулировать работу ГИАГ и установить новые правила функционирования строительного рынка при ее участии, не приняты, что создает немалые риски для надлежащего функционирования отрасли. Что ж, будем надеяться, что вторая итерация реформирования ГАСИ окажется более жизнеспособной, а необходимая законодательная основа деятельности вновь созданного органа будет принята в ближайшее время.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua