Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Электронные сервисы в сфере строительства: как это работает в Украине
Олег Горецкий, к.ю.н. (доктор философии в сфере права), председатель комитета по вопросам медиации ААУ, адвокат, медиатор, управляющий партнер , ЮФ "Горецкий и партнеры"

Переход к цифровизации в сфере строительства в Украине имеет целью максимальную автоматизацию и прозрачность всех процессов в отрасли. В настоящее время происходит беспрецедентное введение электронных систем по многим направлениям строительной индустрии. Приоритетами государственной политики в данной сфере является введение нового современного и безопасного строительного реестра и публичного портала с полным доступом ко всем данным, предоставление автоматических услуг без чиновника с целью устранения коррупционных рисков (по подсчетам Офиса эффективного регулирования, уровень коррупционной составляющей на предоставление разрешений на сегодняшний день составляет около 3 млрд грн ежегодно), а также создание и ведение всех документов в электронной форме сразу в системе.

В декабре 2019 года Президент Украины подписал Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка предоставления административных услуг в сфере строительства и создания Единой государственной электронной системы в сфере строительства".

Тогда же в тестовом режиме был запущен "Электронный кабинет застройщика" (э-кабинет). С его помощью были автоматизированы все административные и другие услуги в сфере строительства, за исключением получения градостроительных условий и ограничений, технических условий, проведения технической инвентаризации, ведения электронных журналов авторского и технического надзора.

Система э-кабинета на сайте https://diam.gov.ua/ самостоятельно и в автоматическом режиме сравнивает информацию, внесенную застройщиком или обычным гражданином, в частности, данные о праве собственности на земельный участок, его целевом назначении, принадлежности объекта к определенному по квадратуре, количеству этажей и т. п. И в случае соответствия данных автоматически регистрируются документы, информируя заявителя о результатах по электронной почте.

Дальнейшее развитие усовершенствования порядка предоставления административных услуг в сфере строительства и полноценного запуска работы Единой государственной электронной системы в сфере строительства произошло 23.06.2021, когда Кабинет Министров принял постановление "Некоторые вопросы обеспечения функционирования Единой государственной электронной системы в сфере строительства" № 681.

Электронная система предоставляет возможность осуществлять поиск по отдельным видам документов, совокупности данных документов за определенный период и получать полную информацию относительно определенного объекта строительства. Среди обнародованных сведений: выданные технические условия, градостроительные условия и ограничения, документы, предоставляющие право на выполнение строительных работ, проверки, штрафы, техническая инвентаризация и другая информация относительно жизненного цикла объекта. Также отражена на общедоступной карте информация о том, что на том или другом земельном участке осуществляется строительство. Верификация доступа к э-кабинету осуществляется с использованием электронной цифровой подписи.

Главные достижения от создания системы "Электронного кабинета застройщика": уменьшение времени на оформление определенных документов; минимизация коррупционных проявлений и влияний чиновников на принятие решений; содействие поднятию Украины в международных рейтингах, в частности, Doing Business по строительным показателям.

 

Круг пользователей системы весьма широк. В него входят, в частности:

– Минрегион, ГАСИ, уполномоченные органы градостроительства и архитектуры;

– лицензиаты;

– экспертные организации;

– производители работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры;

– специалисты по аудиту энергетической эффективности;

– специалисты по обследованию инженерных систем;

– специалисты по технической инвентаризации;

– организации, предоставляющие технические условия (водоснабжение, тепло-, электро- и газоснабжение, водоотвод и т. п.);

– организации в сфере архитектурной деятельности и энергетической эффективности;

– высшие учебные заведения, которые проводят профессиональную аттестацию лиц, намеренных вести деятельность по сертификации энергетической эффективности и обследованию инженерных систем зданий.

Сведения из системы являются открытыми и общедоступными (кроме персональных данных), а вот доступ к проектной документации на строительство объектов существует только в режиме чтения без возможности копирования и с предостережением, что она является объектом авторского права. Вместе с тем поиск сведений в системе бесплатный и не нуждается в регистрации. В будущем запланирована и разработка отдельных платных сервисов, деньги от чего будут направляться на поддержание функционирования и развитие электронной системы.

Перспективные цели развития электронных сервисов в сфере строительства

Разработка электронных сервисов в сфере строительства в Украине способна сделать рынок более прозрачным и привлекательным для капиталовложений и значительно упростить работу на нем. Их введение уже предоставляет возможность как общественности, так и бизнесу оперативно видеть информацию об имеющихся разрешениях, не тратя месяцы на бесконечную переписку с органами власти. В конечном итоге при условии качественного функционирования электронной системы международные инвесторы смогут более качественно прогнозировать риски вложенных инвестиций, а конечные инвесторы, в частности владельцы квартир, – проверять застройщиков.

Основными задачами, которые надлежит решить для совершенного функционирования электронных сервисов в сфере строительства, являются:

– дальнейшее преодоление системного несовершенства законодательства (преодоление коллизий и обеспечение соблюдения строительных норм, ведь это связано с безопасностью эксплуатации);

– упорядочение существующих реестров и верификация имеющейся там информации;

– привязка кадастровой карты к геоинформационной системе;

– открытие беспрепятственного доступа к данным и синхронизация реестров между собой;

– оцифровка большого количества документации и автоматизация процессов предоставления разрешений;

– получение и поддержка необходимой квалификации местных регистраторов;

– введение постоянного мониторинга и контроля качества внесенных данных, в частности, для невозможности удаления информации.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua