Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Проблемы лицензирования строительства в рамках строительной реформы
Диана Малыш, юрист, Kinstellar

В Украине наблюдается оживление на строительном рынке. Наряду с многочисленными проектами, реализуемыми частным сектором, Правительство запланировало и уже реализует масштабные инфраструктурные проекты в дорожной, портовой, авиационной сферах, планирует реализацию множества проектов по модернизации устаревшей и разрушенной коммунальной инфраструктуры на востоке Украины.

Учитывая дефицит фискальных ресурсов, Правительство планирует выполнение таких проектов в сотрудничестве с международными финансовыми организациями и с привлечением подрядчиков, в том числе иностранных компаний, которые смогут профинансировать строительство на условиях EPC+F. Соответственно, в последнее время было заключено ряд двусторонних межправительственных соглашений, направленных на привлечение кредитных средств, с правительствами Китайской Народной Республики, Японии, Франции, Польши, и др. Большинство таких соглашений предусматривает возможность реализации проектов в Украине иностранными подрядчиками.

Понимая важность строительной отрасли для развития экономики, Правительством предпринимаются шаги по упрощению условий работы на строительном рынке и внедряются инициативы, целью которых является борьба с коррупцией, упрощение разрешительных процедур.

При этом отдельные положительные, с первой точки зрения, инициативы в связи с их недоведением к логическому завершению усложняют работу отрасли, ставя под угрозу реализацию масштабных инфраструктурных проектов, в частности и тех, которые планировалось воплотить в рамках двусторонних межправительственных соглашений.

Так, вполне положительная инициатива Правительства по отказу от лицензирования деятельности по созданию объектов со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями и переходу к сертификации ответственных исполнителей в целях упрощения регуляторных процедур и ужесточения персональной ответственности фактически привела к необоснованному ограничению доступа на украинский строительный рынок новых, в том числе иностранных, подрядчиков.

В марте 2020 года Кабинетом Министров Украины были приняты два постановления, ставшие отправной точкой реформы системы государственного архитектурно-строительного контроля. При этом были упразднены следующие нормативные акты, регулировавшие вопрос лицензирования в сфере строительства:

постановление Кабинета Министров Украины "О лицензировании хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры" от 05.12.2007 г. № 1396; и

постановление Кабинета Министров Украины "Некоторые вопросы лицензирования строительства объектов, по классу последствий (ответственности) относящихся к объектам со средними и значительными последствиями" от 30.03.2016 г. № 256.

Как следствие, был ликвидирован орган лицензирования в сфере строительства, упразднены перечень работ, выполнение которых требует лицензии, а также порядок и условия лицензирования в строительстве, что привело к невозможности выдачи новых лицензий и внесения изменений в уже выданные лицензии (например, при возникновении необходимости изменения информации о компании-лицензиате или расширения перечня строительных работ).

В то же время требование о получении строительных лицензий все еще предусмотрено многочисленными нормативными актами. Так, Закон Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" относит строительную деятельность в перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию. Общие положения о лицензировании, органе лицензирования, контроле за соблюдением лицензионных условий и порядке выдачи лицензии предусмотрены в Законе Украины "О регулировании градостроительной деятельности". Внесение информации о лицензии требуется при заполнении заявления о выдаче разрешения на выполнение строительных работ. Законом Украины "Об архитектурной деятельности" на заказчиков и подрядчиков возлагается обязанность поручать выполнение строительства объектов исключительно субъектам хозяйствования, обладающим соответствующей лицензией. К тому же заказчики согласно Закону Украины "О публичных закупках" продолжают вносить требование о наличии лицензии на создание объектов со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями в квалификационные требования для подрядчиков – участников публичных закупок.

В соответствии со ст. 91 Гражданского кодекса Украины юридическое лицо может осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых установлен законом, после получения им специального разрешения (лицензии). В свою очередь, согласно ст. 227 Гражданского кодекса Украины заключение договора с подрядчиком, который не имеет лицензии, является основанием для признания договора подряда недействительным.

Таким образом, в течение последних 1,5 года реформа лицензирования и сертификации в строительстве остается незавершенной, что отрицательно сказывается на планах по реализации инфраструктурных проектов, в том числе и по уже заключенным межправительственным соглашениям, а также ограничивает конкуренцию, закрывает доступ на рынок новым субъектам хозяйствования.

В таких условиях в Украине процветает торговля фиктивными компаниями (shell company), получившими лицензию на проведение строительных работ до марта 2020 года, которая остается действующей бессрочно. В то же время подрядчики, прибегнувшие к такому инструменту разрешения проблем лицензирования в строительстве, рискуют утратить лицензию вследствие возможных нарушений порядка ее получения, несоответствия лицензионным условиям в части наличия необходимого оборудования, квалифицированных работников и т. п.

Ввиду вышеприведенного существует необходимость срочно завершить реформу и решить проблемы лицензирования в строительстве путем:

– немедленного восстановления лицензирования как временной меры – до момента завершения реформы и внедрения сертификации ответственных исполнителей; и

– как можно скорейшего внедрения сертификации ответственных исполнителей с одновременной отменой требования о лицензировании в строительной деятельности в законах Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности", "О регулировании градостроительной деятельности", "Об архитектурной деятельности" и др.

На данный момент очевидно то, что дальнейшее игнорирование проблемы лицензирования в строительстве является опасным, поскольку это препятствует реализации масштабных инфраструктурных проектов и притоку иностранных инвестиций.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua