Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Электронные деньги: что предусматривает новый закон о легализации виртуальных валют?
Николай Коврыга, Управляющий партнер, PRINCEPS Law Firm

8 сентября 2021 года Верховная Рада Украины приняла проект Закона Украины "О виртуальных активах" (далее – Закон), или, как его еще зачастую неофициально называют, "Закон о криптовалютах".

После отправления принятого Закона на подпись Президенту Владимир Зеленский вернул его, внеся собственные предложения. Так, 1 ноября на сайте Верховной Рады появилась сравнительная таблица с предложениями Президента в настоящий Закон, на основании которой можно в целом ориентировочно проанализировать, как будет выглядеть "Закон о криптовалютах" в окончательной редакции.

Что же именно предусматривает указанный Закон?

Украинский законодатель избрал путь мировых тенденций, учитывая позицию Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег (FATF), и в Законе определил "криптовалюты" как "виртуальные активы" – именно такой термин будет использоваться в будущем.

Собственно, и сам Закон уже в названии определяет, что речь идет не о валютах или деньгах, а именно об активах – виртуальных активах.

Несмотря на исторически сформированное название, "криптовалюты" не являются валютами, электронными деньгами или даже средствами платежа ни согласно действующему законодательству, ни согласно данному новому Закону.

Так, ст. 4 Закона определяет, что виртуальные активы не являются средством платежа на территории Украины и не могут быть предметом обмена на имущество (товары), работы (услуги).

В соответствии с основным определением в Законе виртуальный актив – это нематериальное благо, являющееся объектом гражданских прав, имеющее стоимость и выраженное совокупностью данных в электронной форме.

Кроме того, согласно правовому статусу, закрепленному в Законе, виртуальные активы являются нематериальными благами, особенности оборота которых определяются Гражданским кодексом Украины и настоящим Законом.

Спектр использования операций с "криптовалютами" достаточно широк, и указанный Закон нацелен в первую очередь внедрить основные принципы взаимодействия с виртуальными активами в правовом поле.

Закон разделяет виртуальные активы на необеспеченные и обеспеченные. При этом, поскольку Закон также определяет органы государственной власти, которые будут осуществлять государственное регулирование в сфере оборота виртуальных активов, с учетом предложений Президента, регулирование виртуальных активов, кроме обеспеченных, будет осуществляться Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, а Национальный Банк Украины будет регулятором оборота обеспеченных виртуальных активов.

В свою очередь, под обеспечением виртуального актива подразумевается удостоверение им имущественных прав, в частности прав требования на другие объекты гражданских прав. Обеспечение виртуальных активов не является обеспечением выполнения обязательства.

Удостоверением имущественных прав признается подтверждение права собственника обеспеченного виртуального актива требовать объект обеспечения.

Объектом обеспечения виртуального актива является другой объект гражданских прав, права требования на который удостоверяются таким виртуальным активом. Объект обеспечения виртуального актива определяется сделкой, согласно которой такой виртуальный актив создан. Имущественные права, в частности права требования, на объект обеспечения виртуального актива передаются приобретателю такого виртуального актива.

Подвидом обеспеченных виртуальных активов являются финансовые виртуальные активы. В соответствии с Законом финансовый виртуальный актив – это эмитированный резидентом Украины обеспеченный виртуальный актив, который обеспечен валютными ценностями (ОВА(ВЦ)), и обеспеченный виртуальный актив, который обеспечен ценной бумагой или деривативным финансовым инструментом (ОВА(ФИ)).

Среди прочего Закон также определяет:

– субъектов (участников) рынка виртуальных активов,

– порядок предоставления услуг по обороту виртуальных активов,

– порядок приобретения права собственности на виртуальные активы,

– ответственность за нарушения в сфере предоставления услуг с виртуальными активами,

– принципы публичного предложения виртуальных активов и т. п.

В частности, право собственности на виртуальный актив согласно Закону приобретается по факту создания виртуального актива, совершения и выполнения сделки в отношении виртуального актива, на основании норм закона или решения суда и удостоверяется владением ключа такого виртуального актива.

Условия приобретения, перехода и объем прав на виртуальные активы могут быть выражены в форме алгоритмов и функций системы обеспечения оборота виртуальных активов, в рамках которой осуществляется оборот виртуальных активов.

Владелец ключа виртуального актива является собственником такого виртуального актива, кроме случаев, если:

– ключ виртуального актива или виртуальный актив находится на хранении у третьего лица в соответствии с условиями сделки между хранителем и собственником этого виртуального актива;

– виртуальный актив передан на хранение любому лицу в соответствии с Законом или решением суда, вступившим в законную силу;

– ключ к виртуальному активу приобретен лицом неправомерно.

Содержание права собственности на виртуальный актив включает право владеть, пользоваться и распоряжаться виртуальным активом по своему усмотрению, если это не противоречит закону, в частности путем передачи права собственности на виртуальный актив. Владение, пользование и распоряжение виртуальным активом фиксируются в системе обеспечения оборота виртуальных активов.

Что касается поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, Закон определяет:

– кто может быть таким поставщиком, кто нет;

– требования, условия предоставления таких услуг;

– ответственность поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов.

Деятельность поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, допускается исключительно при условии получения разрешения на предоставление услуг, связанных с оборотом виртуальных активов соответствующего вида, определенного Законом. Предоставление разрешения на предоставление услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, осуществляется на платной основе.

Стоит подчеркнуть, что поставщиком услуг, связанных с оборотом обеспеченного валютными ценностями виртуального актива, может быть только финансовое учреждение.

Одним из направлений деятельности на рынке "криптовалют" является публичное предложение таких "криптовалют". В разные периоды развития данной отрасли использовались различные вариации таких предложений – это и ICO, IEO, STO и др. Зачастую ввиду отсутствия четкого регулирования, понятных правил игры данная деятельность сопровождалась существенными рисками, в т. ч. и для инициаторов таких публичных предложений "криптовалют", которых последствия такой деятельности в виде претензий регуляторов разных стран могли "догнать" и спустя несколько лет.

Новый Закон, что касается регулирования оборота виртуальных активов, также не обошел стороной данный вопрос, законодатель предусмотрел определенное регулирование относительно публичного предложения виртуальных активов.

В соответствии с Законом публичное предложение виртуальных активов – это предложение, обращенное к неопределенному кругу лиц, о приобретении виртуальных активов по цене и на условиях, определенных таким предложением, которое осуществляется с учетом требований, установленных Законом.

При осуществлении публичного предложения виртуальных активов лицо, делающее такое предложение, обязано подготовить и опубликовать публичную информацию, определенную Законом, в частности:

– наименование лица, осуществляющего публичное предложение;

– адрес веб-сайта лица, осуществляющего публичное предложение;

– общую информацию о виртуальных активах, предлагаемых к продаже, и описание прав, удостоверяющих эти виртуальные активы (при наличии);

– условия приобретения виртуальных активов;

– условия отчуждения виртуальных активов;

– условия изъятия виртуальных активов из оборота, если такое изъятие из оборота является возможным;

– информацию о возможных рисках, связанных с приобретением виртуальных активов.

ВЫВОД:

Несмотря на то что Закон уже был принят Верховной Радой Украины, может пройти еще немало времени, как он начнет действовать в полную силу. Как уже отмечалось, Президент Украины не подписал настоящий Закон, предоставив свои предложения к нему. Но в любом случае, даже при условии подписания Закона Президентом, согласно заключительным и переходным положениям Закона он вступит в силу только со дня вступления в силу закона Украины о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей налогообложения операций с виртуальными активами.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua