Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Антимонопольный комплаенс
Андрей Кавчук, бизнес-адвокат, управляющий партнер, Адвокатского объединения "Кавчук и партнеры"

Под "комплаенсом" необходимо понимать соответствие любым требованиям или нормам (внутренним или внешним). Соответственно антимонопольный комплаенс – это соответствие компании или бизнеса требованиям антимонопольного законодательства, то есть нормативным актам в сфере защиты конкуренции.

Такими нормативными актами, в частности, являются Закон Украины "О защите экономической конкуренции", Закон Украины "О защите от недобросовестной конкуренции", Закон Украины "О публичных закупках" (для участников закупок), Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины", Положение о концентрации, Положение о согласованных действиях и т. п.

Указанные нормативные акты предусматривают определенные правила для субъектов хозяйствования, в частности относительно конкурентов. Несоблюдение указанных правил влечет за собой ответственность в виде штрафа.

Основные нарушения в сфере антимонопольного законодательства:

– антиконкурентные согласованные действия (любое согласованное конкурентное поведение, которое привело к установлению цен, ограничению производства, распределению рынков или источников поставки, искажению результатов торгов, устранению с рынка или ограничению доступа к нему, разным условиям к равнозначным соглашениям, принятию обязательств, которые, как правило, не касаются предмета соглашения, существенному ограничению конкурентоспособности других субъектов без оправданных причин);

– злоупотребление монопольным положением (поведение субъекта, имеющего доминирующее положение, которое привело или может привести к устранению/ограничению конкуренции);

– неисполнение решений Антимонопольного комитета;

– принуждение к антиконкурентным согласованным действиям;

– неправомерное использование рыночного положения (разный подход или склонение к предоставлению преимуществ);

– дискриминация конкурентов (создание препятствий);

– концентрация без разрешения, когда оно требуется;

– непредоставление информации (или предоставление недостоверной информации) по требованию Антимонопольного комитета.

Размер штрафа за нарушения варьируется в зависимости от вида нарушений и устанавливается преимущественно в процентах от дохода или прибыли компании.

Ниже приведены основные аспекты деятельности, контроль над которыми позволит избежать нарушений антимонопольного законодательства в деятельности и, соответственно, ответственности.

Положение на рынке

Злоупотреблять монопольным (доминирующим) положением на рынке может исключительно компания, которая такое положение занимает. По закону компания занимает доминирующее положение, если присутствует один из следующих признаков:

– на рынке нет ни одного конкурента или компания не испытывает значительной конкуренции вследствие ограниченных возможностей доступа конкурентов к закупке сырья, материалов, сбыту или наличия других барьеров;

– если доля компании превышает 35 % и компания не может доказать, что испытывает значительную конкуренцию;

– если доля компании составляет 35 % или ниже, но компания не испытывает значительной конкуренции (например, из-за сравнительно небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурентам).

Целесообразно постоянно мониторить ситуацию на рынке и собственные показатели. Это позволит вам понимать долю вашей компании на рынке.

Концентрация

Концентрация может быть осуществлена несколькими способами:

– путем слияния или присоединения компаний;

– путем получения контроля над другими субъектами хозяйствования (прямо или опосредованно) путем приобретения активов, назначения руководителя или других должностных лиц и т. п.;

– путем создания субъекта хозяйствования, который будет самостоятельно осуществлять деятельность, двумя или больше субъектами, если такое создание не приводит к координации конкурентного поведения;

– путем прямого или опосредствованного приобретения в собственность долей, вследствие чего достигнуто 25 % или 50 % голосов в вышестоящем органе управления.

В некоторых случаях законодательством предусмотрена необходимость получения разрешения АМКУ на концентрацию. Речь идет о случаях, если:

– совокупная стоимость активов (объем реализации товаров) участников концентрации с учетом отношений контроля за последний финансовый год, в частности за границей, превышает 30 млн евро, вместе с тем стоимость активов или объем реализации товаров в Украине не менее чем у 2-х участников концентрации превышает сумму 4 млн евро у каждого; или

– совокупная стоимость активов (объем реализации товаров) в Украине субъекта хозяйствования, в отношении которого приобретается контроль, или хотя бы одного из учредителей создаваемого субъекта с учетом отношений контроля за последний финансовый год превышает 8 млн евро и к тому же объем реализации товаров хотя бы одного другого участника концентрации с учетом отношений контроля за последний финансовый год, в частности за границей, превышает 150 млн евро.

Для установления потребности получения разрешения Антимонопольного комитета на концентрацию необходимо держать на контроле и отслеживать собственные финансовые показатели.

Коммуникация с АМКУ

Законодательство предоставляет Антимонопольному комитету право получать от субъектов хозяйствования информацию и документы, необходимые для исполнения АМКУ своих полномочий.

Поскольку АМКУ является органом государственной власти, целью которого является защита экономической конкуренции, а также контроль за согласованными действиями, последний может требовать практически любую информацию, касающуюся хозяйственной деятельности.

Штрафы за непредоставления такой информации, несвоевременное предоставление или же предоставление недостоверной информации является довольно значительными для больших компаний (1 % дохода за предыдущий отчетный год), а потому необходимо надлежащим образом организовать работу сотрудников по предоставлению ответов.

Публичные закупки

АМКУ следит и за соблюдением законодательства о защите конкуренции в сфере публичных закупок. Поэтому антимонопольный комплаенс является необходимостью для субъектов хозяйствования, принимающих участие в торгах.

Ведь привлечение к ответственности за некоторые нарушения, предусмотренные Законом "О защите экономической конкуренции", фактически блокирует для компании возможность принимать участие в закупках на протяжении 3-х лет (является основанием для отказа в участии в процедуре закупки согласно ст. 17 Закона "О публичных закупках").

Недобросовестная конкуренция

Добросовестная конкуренция является неотъемлемой составной частью антимонопольного комплаенса.

Законом "О защите от недобросовестной конкуренции" предусмотрен перечень действий, которые считаются недобросовестной конкуренцией.

Среди них:

– неправомерное использование деловой репутации конкурента (использование чужих обозначений, товаров, их вида и т. п.);

– препятствия конкурентам и достижение неправомерных преимуществ (дискредитация конкурента, склонение к бойкоту или дискриминации, подкуп работника поставщика/покупателя, распространение информации, которая вводит в заблуждение);

– неправомерный сбор, разглашение (в частности, склонение к разглашению), использование коммерческой тайны конкурента.

При отсутствии системы антимонопольного комплаенса возможно совершение действий, которые будут иметь признаки недобросовестной конкуренции. Система антимонопольного комплаенса должна была бы обеспечить контроль за рекламными материалами, упаковкой товара, а также действиями работников с целью недопущения случаев недобросовестной конкуренции.

Как ввести антимонопольный комплаенс?

Антимонопольный комплаенс является фактически системой мер, которые употребляет субъект хозяйствования с целью приведения своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства и которые направлены на минимизацию рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Иностранные компании уже продолжительное время практикуют введение программ антимонопольного комплаенса, что предусматривает регулирование внутренних процедур и налаживание процессов работы, исключающих нарушение.

Единого рецепта антимонопольного комплаенса для всех компаний не существует, но наиболее распространенными и необходимыми его составляющими являются:

– утверждение внутренней политики и принципов относительно соблюдения законодательства о защите конкуренции, правил поведения для работников при продаже товаров, участия в закупках;

– определение прозрачных критериев для выбора контрагентов;

– проведение тренингов для работников с определенной периодичностью;

– введение внутреннего мониторинга соблюдения работниками введенных процедур;

– установление ответственности для работников за нарушения утвержденных политик и введенных процедур;

– назначение ответственных за антимонопольный комплаенс (комплаенс-офицера);

– введение системы информирования о выявленных работниками нарушениях.

Кроме приведения своей деятельности в соответствие с законом и минимизации рисков, антимонопольный комплаенс позволяет обеспечить быстрое информирование руководителя о выявленных нарушениях и предоставляет возможность максимально быстро на него отреагировать.

Введение в компании антимонопольного комплаенса является действенным инструментом предупреждения рисков и ответственности в будущем.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua