Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Недобросовестная конкуренция в сфере рекламы лекарственных средств
Карина Карташова, управляющий партнер, адвокат, АО "АРДЕН"

"Не прячьте ваши денежки по банкам и углам,

Несите ваши денежки – иначе быть беде."

Источник: к/ф "Приключения Буратино".

Слова Б. Окуджавы

Новая реальность, воцарившаяся с начала 2020 года, вынудила каждого задуматься о своей драгоценной жизни и предпринять максимальные меры для защиты своего здоровья от опасного вируса – острой респираторной болезни, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2. Фармацевтическая индустрия быстро оценила панические настроения населения и вышла на рынок со своими предложениями по преодолению болезни. Для промоции взглядов на обеспечение безопасности от заражения и лечение был применен действенный механизм – реклама. В постсоветском пространстве – это один из наилучших факторов воздействия на сознание человека при принятии решения о применении определенного лекарственного средства.

Защитить психику украинского гражданина от навязчивой и манипулятивной рекламы лекарственных средств призван ряд юридических барьеров – Конституция Украины, действующая Парижская конвенция об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, законы Украины "О защите от недобросовестной конкуренции", "О рекламе", "О лекарственных средствах".

Статьей 42 Конституции Украины определено, что государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, способствует деятельности общественных организаций потребителей; обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция.

Согласно статье 10bis (Недобросовестная конкуренция) Парижской конвенции об охране промышленной собственности страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается любой акт конкуренции, который противоречит честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение в отношении характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Недобросовестной конкуренцией согласно определению в ст. 1 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" являются любые действия в конкуренции, противоречащие торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности.

Реклама как акт конкуренции по определению ст. 1 Закона Украины "О рекламе" – это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара.

В нашем случае товаром является лекарственное средство, которым согласно содержанию ст. 1 Закона Украины "О лекарственных средствах" является любое вещество или комбинация веществ (одного или нескольких АФИ (прим. – активный фармацевтический ингредиент) и вспомогательных веществ), которое имеет свойства и предназначено для лечения или профилактики заболеваний у людей, или любое вещество или комбинация веществ (одного или нескольких АФИ и вспомогательных веществ), которое может быть предназначено для предотвращения беременности, восстановления, коррекции или изменения физиологических функций у человека путем осуществления фармакологического, иммунологического или метаболического действия или для установления медицинского диагноза.

Важно, что рекламирование лекарственных средств подпадает под регуляторное влияние ст. 21 Закона Украины "О рекламе", которая содержит исчерпывающий перечень разрешенного. В частности, разрешается реклама:

• только таких лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, которые в установленном порядке разрешены центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, к применению в Украине;

• только таких лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта врача и которые не внесены центральным органом исполнительной власти в отрасли здравоохранения в перечень лекарственных средств, запрещенных к рекламированию.

Реклама лекарственных средств, медицинских изделий, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации должна содержать: объективную информацию о лекарственном средстве, медицинском изделии, методе профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и осуществляться так, чтобы было понятно, что приведенное сообщение является рекламой, а рекламируемый товар является лекарственным средством, медицинским изделием, методом профилактики, диагностики, лечения, реабилитации; требование о необходимости консультации с врачом перед применением лекарственного средства или медицинского изделия; рекомендацию об обязательном ознакомлении с инструкцией на лекарственное средство; текст предупреждения следующего содержания: "Самолечение может быть вредным для вашего здоровья", занимающий не менее 15 процентов площади (продолжительности) всей рекламы.

Особого внимания заслуживают запреты в рекламе лекарственных средств, которыми субъекты хозяйствования, к сожалению, склонны пренебрегать в целях получения неправомерных преимуществ над конкурентами и привлечения внимания потенциальных потребителей.

Согласно ч. 6 ст. 21 Закона Украины "О рекламе" в рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации запрещено размещение:

– сведений, которые могут создавать впечатление, что при условии применения лекарственного средства или медицинского изделия консультация со специалистом не требуется;

– сведений о том, что лечебный эффект от применения лекарственного средства или медицинского изделия гарантирован;

– изображений изменения человеческого тела или его частей в результате болезни, ранений;

– утверждений, способствующих возникновению или развитию страха заболеть или ухудшить состояние своего здоровья из-за неиспользования рекламируемых лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг;

– утверждений, которые способствуют возможности самостоятельного установления диагноза для болезней, патологических состояний человека и их самостоятельного лечения с использованием рекламируемых медицинских товаров;

– ссылок на лекарственные средства, медицинские изделия, методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации как на самые эффективные, наиболее безопасные, исключительные по отсутствию побочных эффектов;

– ссылок на конкретные случаи удачного применения лекарственных средств, медицинских изделий, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

– рекомендаций или ссылок на рекомендации медицинских работников, научных работников, медицинских заведений и организаций в отношении рекламируемых товара или услуги;

– специальных выявлений благодарности, признательности, писем, отрывков из них с рекомендациями, рассказами о применении и результатах действия рекламируемых товара или услуги от отдельных лиц;

– изображений и упоминаний имен популярных людей, героев кино-, теле- и анимационных фильмов, авторитетных организаций;

– информации, которая может вводить потребителя в заблуждение в отношении состава, происхождения, эффективности, патентной защищенности рекламируемого товара.

А теперь задумаемся, как часто увиденная реклама "соответствовала" указанным выше запретам? Вынуждены констатировать – довольно часто. Такого же мнения придерживается и Антимонопольный комитет Украины.

В частности, в 2020 году Антимонопольный комитет Украины провел обстоятельное исследование касательно наличия/отсутствия нарушений в сфере рекламы лекарственных средств и опубликовал Отчет по результатам исследования по выявлению и прекращению недобросовестных практик в сфере рекламы лекарственных средств, биологически активных добавок, лечебных процедур, антисептических и дезинфицирующих средств (далее – Отчет)1.

1 https://amcu.gov.ua/storage/app/uploads/public/5ff/5b9/766/5ff5b976685ac541795869.pdf

Самым распространенным нарушением в сфере рекламы лекарственных средств и, соответственно, недобросовестной конкуренции в этой сфере оказалось нарушение именно ст. 15-1 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" – распространение информации, вводящей в заблуждение, каковым является сообщение субъектом хозяйствования, непосредственно или через другое лицо, одному, нескольким лицам или неопределенному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, неправдивых сведений, в частности в результате выбранного способа их изложения, замалчивания отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлияли или могут повлиять на намерения этих лиц касательно приобретения (заказа) или реализации (продажи, поставки, выполнения, предоставления) товаров, работ, услуг этого субъекта хозяйствования. Согласно определению данной статьи информацией, вводящей в заблуждение, являются, в частности, сведения, которые содержат неполные, неточные или неправдивые данные о происхождении товара, производителе, продавце, способе изготовления, источниках и способе приобретения, реализации, количестве, потребительских свойствах, качестве, комплектности, пригодности к применению, стандартах, характеристиках, особенностях реализации товаров, работ, услуг, цене и скидках на них, а также о существенных условиях договора.

По результатам анализа приведенного выше Отчета Антимонопольного комитета Украины распространены следующие виды нарушений:

1. Распространение информации касательно быстрого эффекта лекарственного средства: информация о сверхбыстром действии лекарственного средства (в некоторых случаях – от 5 мин.) не соответствует информации, указанной в инструкции о применении.

2. Распространение информации по поводу качества: недопустимо указывать на качество, ведь лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию, не могут считаться некачественными; презюмируется, что каждое зарегистрированное лекарственное средство является высококачественным.

3. Распространение информации о цене: учитывая изменчивость цен, информация об умеренной цене может содержать признаки неточной.

4. Распространение информации касательно лидерства лекарственного средства: при отсутствии подтверждения лидерства такая информация является неточной и может вводить покупателей в заблуждение.

В ходе исследования лекарственных средств в Отчете (прим. – в Отчете имеются наименования, фотоматериалы лекарственных средств и рекламы) Антимонопольный комитет Украины сделал вывод, что информация, распространяемая в рекламных материалах, "направлена на преувеличение свойств конечного продукта и усиление впечатлений о его безоговорочном и/или безапелляционном действии при определенной проблеме (или проблемах). При этом такая реклама сформирована таким образом, что однозначно указывает на свойства соответствующих лекарственных средств, что не всегда может быть таким, что соответствует критериям полноты и/или точности и/или правдивости. Воспринимая такую рекламу, рядовой потребитель получает ограниченную информацию о свойствах, качестве и/или других характеристиках лекарственных средств и формирует ошибочные впечатления о действительных характеристиках, которые могут приводить к негативным последствиям.

Вопрос четкого изложения информации в рекламе важен, поскольку реклама лекарственных средств довольно косвенно указывает противопоказания, которые содержит конкретное лекарственное средство. Безапелляционность и гарантированность утверждений, содержащихся в рекламной информации, может повлиять на выбор соответствующего лекарства, ведь в основном человек руководствуется информацией, распространенной в СМИ, а не рекомендациями врача.

Именно поэтому весомое значение имеет содержание рекламы лекарственных средств, распространяемой в различных СМИ, в частности из-за усиления такого явления, как самолечение."2

2 https://amcu.gov.ua/storage/app/uploads/public/5ff/5b9/766/5ff5b976685ac541795869.pdf

Особого внимания заслуживают "герои" 2020 года. Ими стали субъекты хозяйствования, которые решили использовать страхи людей по поводу эпидемии коронавируса SARS-CoV-2 и распространить недобросовестные рекламные материалы3:

3 https://amcu.gov.ua/storage/app/uploads/public/5ff/5ba/1fa/5ff5ba1fa0f97799754742.pdf

В заключение, без обвинений и громких высказываний по поводу недобросовестности украинских субъектов хозяйствования в чрезвычайно чувствительной сфере – защита жизни и здоровья человека, стоит обнародовать последнее самое гуманное решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 30 июля 2021 года4:

4 https://www.president.gov.ua/documents/3692021-39713

Совет национальной безопасности и обороны Украины решил поручить Кабинету Министров Украины принятие мер по минимизации вредного воздействия самолечения на здоровье, в частности путем установления до 1 января 2024 года моратория на приведение в теле-, радиопередачах, средствах массовой информации любых сведений рекламного характера о лекарственных средствах, медицинских изделиях, методах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; обеспечению реального контроля за соблюдением правил рецептурного отпуска лекарственных средств, избежанию полипрагмазии путем назначений рецептурных лекарственных средств исключительно на основании соответствующих медико-технологических документов по стандартизации медицинской помощи. Решение СНБО введено в действие Указом Президента Украины от 18 августа 2021 года.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua