Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Договоры перевалки грузов через украинские портовые терминалы: практические аспекты
Орест Матвийчук, старший юрист банковской и финансовой практики, Киевского офиса CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang

В настоящей публикации рассмотрим вопрос о природе договоров перевалки, основные сферы хозяйствования, где такие договора используются, их ключевые элементы (или так называемые "операционные/логистические положения") и некоторые практические соображения, которые потенциально могут пригодиться юрисконсультам (и даже внешним советникам), которые впервые сталкиваются с такими видами договоров.

Данная тема является актуальной, так как именно в июле каждого (маркетингового) года как портовые операторы, так и их клиенты заключают (или продлевают) договоры перевалки на новый сезон и относительно нового урожая.

Сферы хозяйствования, где используются договоры перевалки

Если вы так или иначе не владеете зерновым терминалом в украинском порту, а ваш бизнес заключается в закупке сырьевой сельскохозяйственной продукции у фермера и в дальнейшем экспорте или продаже такой продукции конечным покупателям либо покупателям-посредникам (например, на условиях FOB), вам не обойтись без доступа к портовому терминалу, чтобы обеспечить полноценность товарной цепочки поставок. Такой доступ обеспечивается путем заключения договоров перевалки с портовыми операторами (обычно владельцами зерновых терминалов).

Стоит отметить, что аграрный сектор не является единственным, где встречаются такие договоры. Субъекты хозяйствования, которые экспортируют/импортируют металлопродукцию, нефть, газ и другие товары, также используют договоры такого типа.

Как предостережение отметим, что данная публикация фокусируется на перевалке грузов насыпью или товаров, характеризующихся родовыми признаками. В то же время для общего понимания элементы перевалки могут быть частью международных транспортных (экспедиционных) договоров.

Что представляют собой договоры перевалки

Отношения участников портовой деятельности (операторов терминалов и их клиентов) устанавливаются на основе договоров. Участники этой деятельности свободны в выборе предмета договора, определении обязательств, других условий взаимоотношений, в частности в выборе права, которое будет применяться к их отношениям (поскольку клиентами терминалов выступают преимущественно торговцы-нерезиденты).

На первый взгляд перевалку можно задокументировать путем стандартного договора о предоставлении услуг или выполнении определенных работ. Вместе с тем если использовать такой упрощенный подход, то можно столкнуться с проблемой, что не все регуляторные и нормативные вопросы будут решены.

Большинство портовых терминалов (которые, кстати, в основном используют собственные прецеденты и имеют более сильную переговорную позицию) именуют такие инструменты как экспедиционные договоры. Однако и такой подход можно считать достаточно упрощенным или даже некорректным, поскольку портовый оператор, если и выполняет роль транспортного экспедитора, то данная роль является весьма ограниченной по сравнению со всем спектром услуг, которые предоставляет оператор.

Для иллюстрации приведем нормативно-правовые положения. Согласно ст. 1 Закона Украины "О транспортно-экспедиторской деятельности" транспортно-экспедиционная деятельность – это предпринимательская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиционных услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов. То есть транспортно-экспедиционная услуга – это работа, которая непосредственно связана с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспортной экспедиции. Транспортная экспедиция не может рассматриваться отдельно от перевозки, ведь это комплекс мероприятий, которые сопровождают процесс перевозки грузов на всех его стадиях (сортировка грузов во время их приема к перевозке, учет поступления грузов при выдаче груза и т. д.). Можно ли считать, что поставленный на портовый терминал груз находится в непрерывном процессе перевозки? Перевалку точно можно считать частью цепочки поставок, однако существует целый ряд элементов технологического процесса, которые ставят под сомнение однозначность ответа.

Элементы договоров перевалки

Комплексность договоров поставки заключается в том, что они должны урегулировать все этапы прохождения товара – от разгрузки до погрузки на судно. В зависимости от такого этапа договоры перевалки условно можно разделить на следующие этапы:

– этап планирования и координации;

– этап погрузочно-разгрузочных работ;

– этап технологического накопления и складского хранения;

– этап таможенного оформления и прохождения фитосанитарного и других контролей;

– этап оформления судебных документов;

– вспомогательные этапы, которые, например, касаются роли портового оператора в структурировании торгового и товарного финансирования.

Этап планирования и координации является очень важным, поэтому обычно он достаточно детализирован в договорах перевалки. Основная причина такой детализации заключается в том, что портовые терминалы заинтересованы в непрерывном движении продукции. Чтобы обеспечить такое движение, довольно длительное время на рынке наблюдалась тенденция, что договоры поставки были сформированы по принципу "бери или платы". Кроме того, на клиентов (грузовладельцев) возлагается ряд обязанностей по информированию о годовых и месячных планах относительно бронирования необходимой емкости и мощности терминала (так называемая "квота"). Также условия договоров устанавливают порядок планирования перевозок грузов как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Что касается железнодорожного транспорта, то договоры регламентируют порядок планирования в автоматизированной системе АС МЕСПЛАН и подтверждений/согласований в АС МЕСПЛАН заявок на перевозку груза со стороны администрации соответствующего морского порта.

Помимо планирования этапа приема/поставки продукции на терминал, договоры перевалки также детально регламентируют графики и порядок постановки морских судов под погрузку (заявок на заход и выход судов к причалу). В данной части портовый оператор также будет координировать коммуникацию (в частности, будет получать соответствующие согласования) с соответствующей администрацией морского порта. Эта часть этапа является чрезвычайно важной с точки зрения урегулирования и предотвращения срыва поставок и их графиков, простоя уже зафрахтованных судов, а также для избежания каких-либо убытков. Конечно, любое планирование/координация должно учитывать полный технологический процесс как самого терминала, так и условий пользования причалом, что обычно предусмотрено сводом обычаев соответствующего порта.

Этап погрузочно-разгрузочных работ не менее важный. Стоит отметить, что правила погрузочно-разгрузочных работ, а также предоставления других услуг портовыми операторами достаточно детально регламентированы Правилами предоставления услуг в морских портах Украины, утвержденными приказом Министерства инфраструктуры Украины от 05.06.2013 г. № 348. С точки зрения договора перевалки, сторонам следует четко предусмотреть условия приема на терминал и погрузки на судно товара с учетом как качества, так и количества. Такие особенности, как и в случае планирования, регламентируются сводом обычаев соответствующего порта.

Другим важным этапом является технологическое накопление (судовой партии товара) и складское хранение товара до прихода судна в порт. Как указывалось выше, портовые операторы заинтересованы в постоянном обращении товара на терминале, а потому любым способом (в частности, используя соответствующие непривлекательные условия договоров перевалки) пытаются обеспечить это со стороны своих клиентов (грузовладельцев). Одним из инструментов является ограничение срока бесплатного хранения (стандартно это 30 дней) и установление повышенного тарифа за сверхурочное хранение.

На этапе складского хранения достаточно важным аспектом является надлежащее документирование учета продукции, находящейся во владении портовых терминалов. Так, в соответствии с Законом Украины "О зерне и рынке зерна в Украине" портовые терминалы также должны считаться зерновыми складами. Соответственно, документами по хранению и/или наличию зерна на складе выступают складские квитанции/свидетельства (как обычные, так и двойные). Однако, учитывая быстрое движение товара, терминалы или игнорируют соответствующие требования о выдаче складских документов, или выдают их исключительно для внутренних целей. Это, конечно, создает некоторые риски для клиентов таких терминалов. Как бы там ни было, а бывают случаи, когда складские документы подделывают, удостоверяя наличие на складе товара, который там фактически отсутствует / имеется в других объемах; или предоставляют одни и те же складские документы по тому же товару разным кредиторам, которые предоставляют финансирование, полагаясь на них как на подтверждение собственности / владения зерном, которое предлагается в качестве обеспечения. Проблемой в данных случаях является то, что при наличии основного реестра складских документов на зерно его фактическое использование ограничено и неэффективно. Более того, складские операторы ведут свои реестры, однако могут не регистрировать выданные складские документы в указанном основном реестре. Следовательно, нет практической возможности проверить, сколько складских документов выписано на один и тот же товар одним и тем же складом или сколько товара заставлено. Это значительно упрощает реализацию различных мошеннических механизмов с привлечением таких документов.

Другими документами, которые клиенты терминалов просят выдать, является Forwarder's Certificate of Receipt (FCR) (сертификат экспедитора о получении груза). Данный документ подтверждает передачу товара во владение / под контроль терминала для дальнейшего осуществления отправки товара покупателю, но не обладает характеристиками судебных документов (например, коносамента (что является одним из существенных недостатков этого документа)). На такой документ полагаются кредиторы, которые предоставляют финансирование против этих документов или принимают такие документы в обеспечение. Однако их природа согласно украинскому праву является достаточно непонятной, да и действующие судебные производства в основном подтверждали, что данные документы не признавались украинскими судами, а потому не предоставляли соответствующих преимуществ для кредиторов.

Некоторые выводы

Договоры перевалки можно уверенно отнести к комплексным договорам, что с практической точки зрения требует привлечения к его анализу не только внутренних или внешних юристов, но и операционных коллег, которые непосредственно будут осуществлять реализацию его положений. Данный аспект является важным ввиду возможности проверки, все ли элементы урегулированы договором. В любом случае те условия, на которые стороны согласятся, зависят от переговорной силы и конкретных условий рынка.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua