В настоящее время, учитывая развитие как национальных, так и международных экономических связей, предпринимателям следует с осторожностью осуществлять подбор будущих контрагентов и деловых партнеров, так как предпринимательская деятельность ведется на собственный риск и, в зависимости от бизнес-подхода, может привести как к получению прибыли, так и к фактическим убыткам.
О рисковости предпринимательства указывается непосредственно и в действующем законодательстве Украины. Так, в ч. 1 ст. 42 Хозяйственного кодекса Украины отмечается, что хозяйственная деятельность осуществляется на собственный риск субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.
То есть, учитывая рисковость предпринимательской деятельности, предприятию необходимо провести проверку и максимально выявить весь перечень рисков заключения хозяйственно-правового договора с будущим контрагентом. Вышеупомянутую проверку необходимо провести в первую очередь для того, чтобы убедиться в добросовестности и возможности выполнения контрагентом взятых на себя договорных обязательств, сократив до минимума риск судебных процессов в результате сотрудничества с таким контрагентом.
Прежде всего в ходе проверки надежности контрагента следует обратить внимание на такие критерии.
Ограничение полномочий руководителя
Целесообразно учитывать, что уставными документами контрагента могут устанавливаться ограничения касаемо заключения договоров на сумму, равную или превышающую определенный лимит. Также в уставном документе предусматривается соответствующая процедура на получение руководителем разрешения на заключение вышеупомянутых договоров, которой обязательно нужно придерживаться. При несоблюдении указанного условия такой договор может быть признан заключенным неуполномоченным лицом, а предпринимателю необходимо будет обращаться в суд с целью возврата уплаченных средств, предоставленных услуг/товаров.
Отвечая на вопрос по поводу того, как получить экземпляр учредительных документов, отметим, что самый простой способ – получить его от контрагента. Если данный вариант неприемлем для предпринимателя, то следует обратиться в Государственную регистрационную службу Украины с соответствующим запросом по местонахождению регистрационного дела контрагента.
Участники (учредители) и конечные бенефициарные собственники контрагента
Информация об участниках (учредителях) и конечных бенефициарных собственниках необходима для выявления связанных с ними юридических лиц и ознакомления с их
репутацией. Данный критерий выявления рисков является важным, следовательно не стоит относиться к нему поверхностно. В практике нашей компании существует пример того, как репутация участника юридического лица стала решающей. В частности, была выявлена информация, что участник контрагента не выполнил свои обязательства, при этом не считал нужным возвращать уплаченные средства, а срок судебного дела, предметом которого стали спорные правоотношения, составлял около 2 лет.
Проверка деловой репутации непосредственно контрагента
Как уже отмечалось выше, репутация является весомым критерием при установлении надежности контрагента в будущих деловых отношениях.
Наличие недвижимого и движимого имущества
Наличие недвижимого и движимого имущества у контрагента, право собственности на которое подтверждается записью в соответствующем реестре, является позитивным показателем, поскольку при невыполнении обязательств существует вероятность удовлетворения кредиторских требований предпринимателя. Однако необходимо учитывать определенное обстоятельство, а именно наличие обременения в виде ипотеки или залога. В таком случае предприниматель не сможет удовлетворить свои кредиторские требования к контрагенту за счет такого имущества.
Стоит заметить, что факт наличия у контрагента имущества не является достаточным аргументом для выявления рисков, поскольку такое имущество может быть неликвидным. Поэтому предпринимателю целесообразно проанализировать каждое имущество отдельно, учитывая его месторасположение, тип имущества, коммерческую направленность, год выпуска (для движимого имущества), дату постройки (для недвижимого имущества), площадь и т. д.
Наличие налоговой задолженности
Выявление налоговой задолженности у контрагента однозначно является риском для предпринимателя. Это показывает, что у контрагента имеются финансовые проблемы, что, в свою очередь, свидетельствует о возможности невыполнения контрагентом своих финансовых обязательств перед предпринимателем в будущем.
Имеющиеся судебные решения
При установлении надежности контрагента нужно в обязательном порядке проверить Единый государственный реестр судебных решений на предмет наличия судебных дел, где фигурирует наименование контрагента (истец, ответчик, третья сторона). Предпринимателю следует изучить каждое выявленное дело, где по отдельности обратить внимание на всех участников дела, поскольку стороны могут быть связаны между собой, а иск подан для того, чтобы придать сомнительным соглашениям признаки легитимности. Кроме того, анализ судебных дел позволит оценить деловую репутацию, а также обстоятельства, которые привели к обращению одной из сторон в суд.
Важным критерием проверки контрагента и оценки его надежности являются отзывы. В сети Интернет существуют платформы, где указаны отзывы о юридических лицах, их деятельности и надежности. Также целесообразно обратить внимание на отзывы работников контрагента как работодателя, что позволит оценить психологическую характеристику работодателя, его управленческие навыки, которые напрямую влияют на исполнение договоров.
Стоит подчеркнуть, что вышеуказанные критерии для проверки контрагента не являются абсолютными и не могут в полной мере установить надежность контрагента, так как многие данные, которые дают возможность проверить добросовестность и возможность контрагента выполнить свои обязательства по заключенному договору, являются коммерческой тайной, которую невозможно установить с помощью открытых источников информации.
ВЫВОД:
Подводя итог, отметим, что деятельность предпринимателя является рисковой. Стало быть, для минимизации рисков ему
необходимо проводить проверку контрагента.
При проверке контрагента целесообразно использовать следующие критерии:
1. Наличие ограничений у руководителя при заключении соглашений.
2. Выявление информации об участниках (учредителях) и конечных бенефициарных собственниках.
3. Проверка деловой репутации контрагента.
4. Наличие недвижимого и движимого имущества.
5. Наличие налоговой задолженности.
6. Наличие судебных решений.
7. Отзывы.
Стоит заметить, что вышеупомянутые критерии не являются исключительными, однако они наиболее информативны в процессе проверки контрагента.