Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Реструктуризация обязательств по кредитам в иностранной валюте и адаптация процедур неплатежеспособности физических лиц
Татьяна Плыгач, адвокат, Alexandrov&partners

Для большей части населения Украины приобретение жилья без заемных средств, в частности банковского кредита, невозможно.

В период 2006–2007 годов жилищные кредиты приобрели значительную популярность у потребителей. При этом они были довольно рискованными в связи с их долгосрочностью, что, в свою очередь, делало невозможным их точное прогнозирование.

Несмотря на нестабильные экономические условия в стране, жилищные кредиты в иностранной валюте стали среди украинцев наиболее популярными. Именно в связи с притоком дешевых валютных ресурсов в экономику Украины процентные ставки на ипотечные кредиты в иностранной валюте были намного более привлекательными по сравнению со ставками кредитов в национальной валюте. При этом заемщики не учитывали валютный риск и не прогнозировали колебаний валютного курса в будущем.

Мировой финансовый кризис 2007–2009 годов не обошел стороной и Украину. Произошло сокращение ликвидности банковской системы, вывод банками средств на заграничные счета для хеджирования валютного риска в условиях изменения курса гривни, резервирование средств под расчеты с кредиторами в условиях проблем рефинансирования. Все это спровоцировало повышение курса на валюту и ее чрезвычайный спрос на рынке.

В связи со сложившимися в банковской системе обстоятельствами с целью прекращения предоставления кредитов в иностранной валюте был введен в действие Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса" от 23.06.2009 г. № 1533-VI, который фактически запретил осуществление кредитования в иностранной валюте.

При отсутствии ресурсной базы банков осуществление ипотечного кредитования стало невозможным. Уровень задолженности по уже предоставленным ипотечным кредитам составлял почти 20 %. Ипотечное кредитование в Украине было довольно рискованным для банков и дорогим для населения; кредиты выдавались в среднем под 25 % годовых с начальным взносом как минимум 40 % от стоимости объекта недвижимости1.

1 Денежно-кредитная статистика. НБУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bank.gov.ua.

Однако в 2010–2011 годах имело место оживление на кредитном рынке. Средняя ставка по кредитам на приобретение недвижимого имущества составляла 20,4 % годовых. Тем не менее начальный взнос был довольно высоким – как минимум 30 % от стоимости квартиры. Доля ипотечных кредитов из общей суммы выданных составляла 0,3 %.

В дальнейшем ипотечные кредиты предоставлялись по самой низкой ставке в 16 % и с первым взносом в размере 30 %, 50 %, а иногда и 75 %. Таким образом, ипотека без первого взноса для украинцев была невыгодной, а в большинстве случаев и невозможной2.

2 Официальный сайт Государственного управления статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ukrstat.gov.ua.

Начало 2014 года охарактеризовалось политико-экономической нестабильностью, которая опять отразилась на росте курса валют, уровня инфляции, уменьшении объемов денежной массы и т. п.

В 2014–2015 годах проблема погашения задолженности по кредитам приобрела такие масштабы, что в данный процесс было вынуждено вмешаться государство. Так, Верховная Рада Украины приняла Закон "О моратории на взыскание имущества граждан Украины, предоставленного как обеспечение кредитов в иностранной валюте" от 03.06.2014 г. № 1304-VII (далее – Закон о моратории), который вступил в силу 7 июня 2014 года. Данный Закон определяет, что недвижимое жилое имущество, являющееся предметом ипотеки согласно ст. 5 Закона Украины "Об ипотеке", не может быть принудительно взыскано (отчуждено без согласия собственника), если такое имущество выступает предметом обеспечения по кредитам, предоставленным в иностранной валюте.

Однако Верховный Суд Украины постановлением от 10.06.2015 г. по делу № 6-333цс15 подтвердил возможность взыскания задолженности и обращения взыскания на предмет ипотеки, несмотря на действующий тогда Закон Украины о моратории.

В правовой позиции Суд отметил, что мораторий является отсрочкой выполнения обязательства, а не освобождением от его выполнения. Следовательно, мораторий на взыскание имущества, предоставленного в качестве обеспечения кредитов в иностранной валюте, установленный Законом о моратории, не лишает кредитора права на обращение взыскания на предмет ипотеки (залога) в случае невыполнения должником обязательств по договору, а лишь временно запрещает принудительно взимать (отчуждать без согласия собственника) указанное имущество. Решения судов об обращении взыскания на предмет ипотеки, вынесенные до и после принятия Закона о моратории, остаются в силе, а их исполнение приостанавливается до усовершенствования механизма, предусмотренного ст. 3 данного Закона.

Кроме того, в соответствии с п. 4 Закона о моратории на протяжении действия данного Закона другие законы Украины по вопросам имущественного обеспечения кредитов действуют с учетом его норм. Решение же суда в части обращения взыскания на предмет ипотеки на период действия Закона о моратории не подлежит исполнению.

Принятие Закона о моратории было временной мерой до принятия другого закона, который урегулирует вопрос погашения задолженности в иностранной валюте.

Законодателями был разработан проект закона "О реструктуризации кредитных обязательств с иностранной валюты в гривню", согласно которому реструктуризации из иностранной валюты в гривню подлежат исключительно обязательства, отвечающие определенным условиям. В частности, это отсутствие просроченной задолженности по состоянию на 01.01.2014, а также то, что недвижимость была приобретена для собственного проживания и является единственным жильем физического лица и/или его семьи. При этом реструктуризации подлежит только один кредит заемщика.

Однако данный законопроект был принят законодателями только в первом чтении, поэтому его положения не были реализованы в полном объеме.

Также стоит отметить о подписании некоторыми банками Меморандума по урегулированию вопроса реструктуризации потребительских кредитов в иностранной валюте, предложенного банками, которые имеют наибольший портфель кредитов физических лиц в иностранной валюте. Данный Меморандум предусматривал реструктуризацию потребительских кредитов в иностранной валюте, полученных под залог недвижимости, задолженность по которым не превышает 2,5 млн грн по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному НБУ по состоянию на 01.01.2015.

Практической реализацией положений Меморандума является Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно кредитных обязательств" от 09.04.2015 г. № 321-VIII.

Данным Законом предусматривается, что от обложения налогом на доходы физических лиц освобождается прибыли физического лица – заемщика, возникающие при прощении кредитором части долга. Также упраздняется ставка налога на доходы физических лиц в размере 22 % в случае прощения части валютного кредита при переводе его в гривню. Такое прощение касается всех валютных кредитов, кроме выданных сотрудникам банков.

Законом Украины о моратории  предусматривается, что он утрачивает силу со дня вступления в силу закона, регулирующего вопрос особенностей погашения основной суммы задолженности, выраженной в иностранной валюте, порядок погашения (учет) курсовой разницы, возникающей в бухгалтерском и/или налоговом учете кредиторов и заемщиков, а также порядок списания пени и штрафов, которые начисляются (были начислены) на такую основную сумму задолженности.

Верховная Рада Украины приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно моратория на взыскание имущества граждан Украины, предоставленного как обеспечение кредитов в иностранной валюте" № 895-IX с целью продолжения действия моратория на взыскание имущества граждан, являющегося обеспечением кредитов в иностранной валюте. Однако главная цель реализации данного Закона достигнута не была. Президент Украины не поддержал норму Закона относительно продолжения моратория до 1 января 2022 года и отсрочил утрату силы Законом Украины о моратории до 21 апреля 2021 года (18 месяцев со дня вступления в силу Кодекса Украины по процедурам банкротства), что предусмотрено Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно моратория на взыскание имущества граждан Украины, предоставленного как обеспечение кредитов в иностранной валюте" № 895-ІХ, который Верховная Рада приняла 16 сентября.

Указанный Закон предусматривает запрет на принудительное взыскание имущества, если такое недвижимое жилое имущество используется в качестве места постоянного проживания заемщика / имущественного поручителя или является объектом незавершенного строительства, при условии, что у заемщика или имущественного поручителя в собственности нет другого недвижимого жилого имущества.

Вопреки всему, законодатель нашел решение проблемы касаемо погашения задолженности заемщиками по ипотечным кредитам в иностранной валюте.

13 апреля 2021 года Верховная Рада Украины с целью реструктуризации долгов по кредитам в иностранной валюте приняла ряд законов, а именно: "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно потребительских кредитов, предоставленных в иностранной валюте" от 13.04.2021 г. № 1381-IX, "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте и адаптации процедур неплатежеспособности физических лиц" от 13.04.2021 г. № 1382-IX, "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте и адаптации процедур неплатежеспособности физических лиц" от 13.04.2021 г. № 1383-IX.

Принятие указанных законов подводит заемщиков к принудительной реструктуризации долгов по потребительским кредитам в иностранной валюте.

Закон № 1381-IX обязует кредиторов провести реструктуризацию займов в иностранной валюте на условиях, определенных данным Законом. Однако не все заемщики смогут воспользоваться такими условиями, а только те, у которых отсутствует задолженность по состоянию на 1 января 2014 года или которые погасили ее до дня реструктуризации.

Так, реструктуризация предусматривает конвертацию валютных обязательств по среднему значению между официальным курсом гривни к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на день проведения реструктуризации, и официальным курсом гривни к такой иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на дату предоставления кредита.

Также Закон № 1381-IX предусматривает, что ранее уплаченная неустойка засчитывается в погашение тела и процентов по кредиту, а проценты, начисленные до дня реструктуризации, пересчитываются по ставкам депозитов в соответствующей валюте.

Проведение реструктуризации возможно по заявлению заемщика или его представителя, кроме случаев, предусмотренных положениями Закона № 1381-IX. При этом данный Закон не определяет, какие дальнейшие действия необходимо предпринимать заемщику в процессе проведения реструктуризации. Также он не регулирует вопрос ответственности за невыполнение исключительного перечня обязательств, возлагаемых на заемщика по результатам проведения реструктуризации.

После проведения реструктуризации кредит должен быть погашен в течение 10 лет, а проценты по такому реструктуризированному кредиту уплачены по рыночной ставке в национальной валюте: украинский индекс депозитных ставок в гривне по 12-месячным депозитам плюс 1 %. Кредит может быть погашен досрочно.

Принятый Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте и адаптации процедур неплатежеспособности физических лиц" от 13.04.2021 г. № 1382-IX значительно упрощает процедуру банкротства для физических лиц – заемщиков, имеющих просроченные обязательства по кредитам в иностранной валюте.

Согласно внесенным изменениям в Кодекс Украины по процедурам банкротства (далее – КУпПБ) должник по кредитам в иностранной валюте сможет воспользоваться преимуществами, а именно не прилагать к заявлению об открытии производства в деле о неплатежеспособности заявление арбитражного управляющего об участии в деле о неплатежеспособности (то есть отсутствует необходимость в определении лица арбитражного управляющего и авансировании вознаграждения управляющему реструктуризацией, что предусмотрено п. 12 ч. 3 ст. 116 КУпПБ), если единственным кредитором в процедуре неплатежеспособности физического лица выступает обеспеченный кредитор, а должник владеет на правах собственности одним объектом недвижимости (квартирой, жилым домом), являющимся единственным местом проживания семьи должника и находящимся в ипотеке обеспеченного кредитора.

Также должнику предоставлена возможность частично выполнить свои обязательства ввиду следующего. В случае, если должник до открытия производства в деле о неплатежеспособности частично выполнил обязательство по кредитному договору, а именно частично уплатил кредит и проценты за пользование кредитом, то размер требований обеспеченного кредитора, подлежащих погашению, уменьшается на большую из таких величин: процент основного долга по кредиту, погашенный должником до открытия производства в деле о неплатежеспособности; процент общей стоимости кредита для потребителя, рассчитанной согласно законодательству о потребительском кредитовании на дату заключения договора о предоставлении кредита в иностранной валюте, погашенный должником до дня открытия производства в деле о неплатежеспособности.

В случае, если общая площадь квартиры, обремененной ипотекой, не превышает 60 кв. м или 13,65 кв. м на каждого члена семьи должника / площадь обремененного ипотекой дома не превышает 120 кв. м:

размер требований обеспеченного кредитора, подлежащих погашению, дополнительно уменьшается на 10 %, кроме случаев превышения стоимости ипотеки над суммой задолженности по кредитному договору;

на реструктуризированное обязательство должника устанавливается процентная ставка в размере украинского индекса ставок по 12-месячным депозитам для физических лиц в гривнях, увеличенного на 1 процентный пункт;

срок погашения требований обеспеченного кредитора составляет 15 лет, если кредитором и должником не был согласован другой срок.

Если же общая площадь квартиры, обремененной ипотекой, превышает 60 кв. м или 13,65 кв. м на каждого члена семьи должника / площадь обремененного ипотекой дома превышает 120 кв. м:

на реструктуризированное обязательство должника устанавливается процентная ставка в размере украинского индекса ставок по 12-месячным депозитам для физических лиц в гривнях, увеличенного на 3 процентных пункта;

срок погашения требований обеспеченного кредитора составляет 10 лет.

Если доходов должника недостаточно для реструктуризации, по решению хозяйственного суда может быть установлена минимальная сумма ежемесячного выполнения плана реструктуризации, при условии проживания должника в обремененной ипотекой квартире, площадь которой не превышает 60 кв. м или 13,65 кв. м на каждого члена семьи должника / в обремененном ипотекой доме, площадь которого не превышает 120 кв. м.

Установленная по решению хозяйственного суда сумма не может быть меньше половины минимальной заработной платы, установленной КМУ на день принятия такого решения.

Законом № 1382-IX был исключен п. 4 ч. 7 ст. 123 Кодекса Украины по процедурам банкротства. Теперь при отсутствии у должника финансовой возможности выплачивать задолженность по кредиту в иностранной валюте, обеспеченному квартирой или жилым домом, которые являются единственным местом проживания семьи должника, закрытие производства по делу о банкротстве судом без выполнения определенных Законом условий не возможно.

Соответственно, должники, надеявшиеся на прощение всех долгов по валютным кредитам и закрытие производств в отношении них, вынуждены будут согласиться на реструктуризацию собственных долгов.

Однако законодательным актом предусмотрено, что в случае, если у должника отсутствуют финансовые возможности погашать требования обеспеченного кредитора на условиях плана реструктуризации, хозяйственный суд может принять одно из следующих решений: по ходатайству должника отказать в утверждении плана реструктуризации, установить минимальную сумму ежемесячного выполнения плана реструктуризации, которая не может быть меньше половины минимальной заработной платы, установленной КМУ на день принятия такого решения, до момента полного погашения реструктуризированного обязательства; или перейти к следующей процедуре и закрыть производство по делу о неплатежеспособности.

Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте и адаптации процедур неплатежеспособности физических лиц" от 13.04.2021 г. № 1383-IX регулирует процедуру начисления налога на доходы физических лиц на операции, связанные с прощением долга заемщикам по кредитам в иностранной валюте. Также предусмотрено освобождение физического лица – заемщика от налогообложения дохода, полученного налогоплательщиком после списания части долга.

ВЫВОД:

Ввиду вышеизложенного возможно сделать следующие выводы. Принятие законов относительно реструктуризации долгов заемщиков по потребительским кредитам в иностранной валюте преследует цель защитить интересы заемщиков, предложив им весьма гибкий механизм для погашения просроченных обязательств. Тем не менее не все заемщики могут им воспользоваться. Законодатели опять не учли тот факт, что подавляющее большинство заемщиков не имело возможности погасить свою задолженность по кредитам до 01.01.2014 в связи с крайне нестабильной экономической ситуацией.

Таким образом, говорить о полной реструктуризации просроченных обязательств по потребительским кредитам в иностранной валюте и освобождении от долгов заемщиков на данный момент нельзя.

Должники имеют возможность воспользоваться процедурой восстановления платежеспособности согласно Кодексу Украины по процедурам банкротства. Однако на данный момент существует мнение, что указанная процедура является процедурой "списания долгов", что совсем не так.

Надеемся, что в будущем законодатель и судебная практика нивелируют нормативные пробелы и обеспечат соблюдение равенства интересов как кредиторов, так и заемщиков.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua