Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Торговое и экспортное финансирование: на что можно рассчитывать украинскому бизнесу
Андрей Федчишин, адвокат, управляющий партнер, ONSTAN LAW FIRM

Вопрос развития международной торговли крайне важен для любого государства. Нет необходимости доказывать, что это способствует развитию экономики, обеспечивает создание рабочих мест, наполнение бюджетов и имеет еще много других положительных факторов.

Однако стимулирование экспорта – это очень комплексный вопрос и имеет много составляющих. Это и собственные возможности бизнеса находить новые рынки и финансировать экспортные проекты, и поддержка финансовых учреждений, содействие и поддержка государства.

Во многих странах в данном направлении работают разные государственные учреждения, вводятся разнообразные программы по поддержке экспортеров.

Поддержка в целом обеспечивается по двум основным направлениям – посредством финансовых инструментов и информационного обеспечения бизнеса.

В США около 20 федеральных государственных учреждений принимают участие в непосредственной или косвенной поддержке экспорта; девять ключевых агентств, которые имеют программы или деятельность, которых непосредственно связаны со стимулированием экспорта, в частности Департамент сельского хозяйства (USDA), Министерство торговли, Экспортно-импортный банк (Ex-Im Bank), Зарубежная частная инвестиционная корпорация (OPIC), Администрация малого бизнеса (SBA), Государственный департамент, Агентство по торговле и развитию (TDA), Офис торгового представителя (USTR) и др.

В Польше в направлении развития торговли работают Польское агентство по инвестициям и торговле, а также его международные отделения (PAIH), отделения по содействию торговле и инвестициям при консульствах и посольствах, центры по обслуживанию инвесторов и экспортеров (COIE), Польский фонд развития (PFR), Польское агентство по развитию предпринимательства (PARP), Корпорация по обеспечению кредитов (KUKE); действуют отраслевые программы.

Разнообразные типы государственных программ по содействию и государственные финансовые инструменты, поступающие из бюджета и фондов ЕС, также служат стимулированию роста польского экспорта.

Разработанные отраслевые программы по содействию в развитии для поддержки внешней экспансии, программы по поддержке перспективных рынков, программы по финансированию экспорта и др.

В рамках таких программ государство предлагает информационную поддержку, а также разные формы финансовой поддержки, в частности предоставление финансовых гарантий. В рамках программ предусмотрено непосредственное кредитование покупателей польской продукции. Дополнительно польский бизнес может рассчитывать на фонды ЕС.

Что касается Украины, то у нас существует несколько инициатив в данном направлении. Были созданы определенные государственные учреждения, начат ряд инициатив ЕС и международных организаций.

В ЕС, например, была введена инициатива EU4Business, которая помогает малым и средним предприятиям в шести странах Восточного партнерства более эффективно реализовывать свой потенциал и стимулировать экономический рост.

Инициатива предусматривала программу займов и грантов, помогала с обучением предпринимателей финансовой грамотности и образовательными программами для банковских работников, чтобы улучшить стандарты работы с бизнесом.

В рамках инициативы ЕС предоставлял специальные займы через сеть банков в Украине, а также гранты для малого и среднего бизнеса COSME (грантовая программа ЕС по развитию конкурентоспособности малых и средних предприятий) и HORIZON 2020 (программа ЕС по исследованиям и инновациям, поддерживающая развитие передовых технологий, открытий и разработок).

С целью поддержки и продвижения экспорта товаров, работ и услуг украинских производителей был создан Офис по продвижению экспорта, который начал деятельность в декабре 2018 года.

Офис предоставляет экспортный консалтинг, занимается образовательными программами для экспортеров, обеспечивает аналитикой и информацией, помогает в налаживании сотрудничества и партнерства между украинским и зарубежным бизнесом.

Действует Экспортно-кредитное агентство (ЭКА), основной целью деятельности которого является стимулирование масштабной экспансии экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения.

Агентство на добровольных началах осуществляет страхование, перестрахование экспортных кредитов, внешнеэкономических договоров украинских экспортеров, инвестиций из Украины, аккредитивов, договорных банковских гарантий для обеспечения возмещения средств в случае невыполнения украинским экспортером обязательств по предоставленным кредитам, невыполнения иностранным покупателем обязательств по внешнеэкономическому договору, потери инвестиций или их части и т. п.

ЭКА также предоставляет секьюритизационные гарантии банкам-кредиторам для обеспечения возмещения полученных ими средств рефинансирования экспортных кредитов, застрахованных ЭКА, встречные гарантии банкам украинских экспортеров, а также тендерные гарантии (гарантии выполнения обязательств украинскими экспортерами при участии в международных тендерах).

Основными задачами агентства является защита украинских экспортеров от риска неплатежей и финансовых потерь, внедрение современных финансовых технологий во внешней торговле, повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) украинского происхождения на мировых рынках, участие в реализации программ по частичной компенсации процентной ставки по экспортным кредитам, сотрудничество с международными и иностранными финансовыми организациями и т. п.

Украинские экспортеры могут использовать торговые миссии – эффективный инструмент для выхода на новые рынки и увеличения объемов экспорта (принять участие в миссии может любая украинская компания, представляющая один из перспективных секторов, указанных в Экспортной стратегии Украины).

В Украине была введена должность торгового представителя Украины; по должности данную функцию осуществляет заместитель Министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины.

Посольства Украины за границей также обязаны содействовать бизнесу через отделы по экономическим вопросам.

Что касается глобальных инициатив, то украинскому бизнесу можно рассчитывать на программы международных финансовых учреждений, таких как Международная финансовая корпорация (IFC) и программы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Программа финансирования глобальных торговых поставщиков (GTSF) обеспечивает краткосрочное финансирование поставщиков, продающим крупным внутренним покупателям или экспортирующим международным покупателям, через веб-платформы финансирования поставщиков или опосредованно через финансовые учреждения и помогает устранять огромный дефицит в доступе к финансированию для бизнеса. В Украине в рамках данной программы c IFC работает ряд украинских банков.

Программа GTSF позволяет поставщикам улучшить оборотный капитал путем преобразования дебиторской задолженности в оперативные денежные средства и получить доступ к более низкому финансированию на основе более высокого кредитного риска покупателя. Финансирование поставщиков также помогает развивающимся поставщикам финансировать операции с открытыми счетами по конкурентным ставкам без требований по обеспечению, а следовательно выравнивает условия для доступа крупных и поменьше поставщиков к финансированию.

ЕБРР также начал программу по поддержке торговли (EBRD Trade Facilitation Program), в рамках которой предоставляет свои гарантии в пользу подтверждающих банков в более чем 100 странах мира для поддержки всех или части обязательств по гарантиям и аккредитивам, выпущенным украинскими банками, а также предоставляет кредитные средства для поддержки внешнеторговых операций.

Экспортное финансирование предоставляется и украинскими банками в рамках их продуктов для бизнеса.

Хотя для украинских экспортеров начинает создаваться определенная институционная поддержка со стороны государства, все-таки данное направление должно было бы быть более приоретизированным и планомерным. Как правило, экспортеры в вопросах экспансии на внешние рынки работают один на один.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua