Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Обязательный аудит и его роль в финансовой системе Украины
Дмитрий Сушко, аудитор, судебный эксперт, к.э.н., управляющий партнер, Аудиторской фирмы MGI PSP Audit

Роль аудита заключается в повышении уровня доверия к финансовой отчетности предприятий со стороны инвесторов, банков, учредителей, контрагентов, населения, регуляторных органов.

Для реализации этого в Украине произошло приведение национального законодательства в сфере бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в соответствие с законодательством Европейского Союза.

Уже второй год подряд средние предприятия и предприятия, представляющие общественный интерес, проводят обязательный аудит финансовой отчетности. Для большинства таких предприятий, кроме подлежащих государственному регулированию на фондовом или финансовом рынке, данная обязанность является новой. Стало быть, на сегодняшний день управленческим персоналом и собственниками предприятий происходит осознание содержания аудита, культуры подготовки финансовой отчетности и осмысление важности мнения аудитора о такой финансовой отчетности. Аудиторы также стали более контролируемыми со стороны государства, и это должно способствовать росту качества аудиторских услуг.

Согласно Закону Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" финансовая отчетность предприятий не является конфиденциальной информацией, а следовательно предприятия обязаны представлять ее органам, к сфере управления которых они относятся, работникам, учредителям, органам государственной власти.

Обязанность обнародования годовой финансовой отчетности вместе с отчетом аудитора

Для обеспечения публичности финансовой отчетности законодатель обязал предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг), публичные акционерные общества, субъектов естественных монополий на общегосударственном рынке и предприятия, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях, не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным, размещать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице.

Крупные же предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия обязаны выполнить то же, но не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным.

Через электронный кабинет налогоплательщика существует возможность направить:

– годовую финансовую отчетность в формате XML с помощью режима "Введення звітності";

– аудиторский отчет вместе с сопроводительным письмом в формате pdf (ограничение 2 МБ) с помощью режима "Листування з ДПС".

Датой представления аудиторского отчета с сопроводительным письмом является дата регистрации сопроводительного письма в налоговом органе. В течение одного рабочего дня после направления такого письма в орган ГНС предприятие будет уведомлено о входящем регистрационном номере и дате регистрации.

Обязанность представления налоговой годовой финансовой отчетности вместе с отчетом аудитора

Плательщики налога на прибыль, которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом, представляют в налоговый орган годовую финансовую отчетность, подлежащую обнародованию вместе с отчетом аудитора, в срок не позднее 10 июня года, следующего за отчетным. Для налоговой может быть интересна прежде всего информация о модификациях мнения аудитора относительно показателей финансовой отчетности предприятия по расчетам с бюджетом или которые могут оказывать влияние на определение финансового результата до налогообложения.

Обязанность представления отчета аудитора в составе документации по трансфертному ценообразованию

А дальше – больше: аудиторское заключение уже является частью документации по трансфертному ценообразованию, которая отныне должна содержать копию отчета аудитора по финансовой отчетности налогоплательщика за отчетный период, за который представляется документация по трансфертному ценообразованию (если наличие отчета аудитора является обязательным для такого предприятия). Это важно для понимания налоговым органом того факта, что показатели финансовой отчетности и данные учета, которые формировали показатели такой финансовой отчетности и принимали участие в расчете показателей рентабельности для целей обоснования соблюдения предприятием принципа "вытянутой руки", проверены аудитором и нет оснований им не доверять.

Последствия непроведения обязательного аудита финансовой отчетности

За непредставление отчетности вместе с отчетом аудитора в налоговую грозит штраф в размере 170 грн за первое нарушение или 1020 грн – за повторное нарушение в течение года.

Нарушение порядка обнародования финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности наказывается штрафом в размере от 1000 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (для справки: от 17 тыс. грн до 34 тыс. грн).

За непредставление документации по трансфертному ценообразованию – штраф в размере 3 % от суммы контролируемых операций, по которым не подана документация, но не более 200 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц на 1 января отчетного года за все контролируемые операции в соответствующем отчетном году (для справки: 454 тыс. грн в 2021 году).

Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что одним из наиболее частых оснований для приостановления регистрации налоговых накладных является включение плательщика Системой мониторинга соответствия налоговых накладных / расчетов корректировки критериям оценки степени рисков (СМКОР) в перечень рисковых. Речь идет о перечне признаков, которые могут свидетельствовать о фиктивности плательщика, среди которых непредставление финансовой или налоговой отчетности и собственно наличие у налоговых органов любой другой информации, которая может свидетельствовать о рисковости плательщика.

Такая высокая ответственность указывает на вектор государства по повышению уровня доверия к финансовой отчетности предприятий, которая формирует показатели финансовой системы Украины.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua