Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Важные разъяснения для политически значимых лиц
Карина Карташова, управляющий партнер, адвокат, АО "АРДЕН"

Что делают законодательные, политические, юридические и им подобные учреждения? Они исправляют зло, ими же вызванное.

Философ, публицист П. Я. Чаадаев

Прошел год со вступления в силу Закона Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" (далее – Закон Украины о предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов), который по большей части был призван изменить подходы к финансовым операциям определенной категории лиц – политически значимых лиц (PEP – politically exposed person, во множественном числе – PEPs).

Новые средства контроля и противодействия отмыванию доходов таких лиц перешли от теоретического упрочения по всей вертикали нормативных актов к их практическому применению. Обязывающая на бумаге осторожность субъектов финансового мониторинга запустила колесо превентивных мер при установлении и продолжении ими деловых взаимоотношений с политически значимыми лицами.

Инструкцией к действиям банковских работников стало приложение 9 к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга (далее – Приложение 9), утвержденному постановлением Правления Национального банка Украины от 19.05.2020 г. № 65. Приложением 9 определены дополнительные мероприятия в отношении клиентов, которые (конечные бенефициарные собственники (КБВ) которых) являются политически значимыми лицами, членами их семей и лицами, связанными с политически значимыми лицами.

Пунктом 16 Приложения 9  банкам было предоставлено право не осуществлять мероприятия по установлению источников состояния (богатства) и источника средств, связанных с финансовыми операциями PEP, лишь в случае, если одновременного выполняются следующие условия:

1) уровень риска деловых отношений с клиентом / разовой финансовой операции на значительную сумму является низким;

2) у банка отсутствуют подозрения касаемо отмывания средств / финансирования терроризма;

3) счета, открытые в банке, используются PEP, как правило, для получения и использования заработной платы, социальных выплат; или объем финансовых операций по всем счетам PEP, открытым в банке, не превышает 200 тысяч гривен (эквивалент) за квартал.

Во всех остальных случаях при осуществлении мер по установлению источников состояния (богатства) и источника средств, связанных с финансовыми операциями PEPs, банкам было предписано использовать риск-ориентированный подход с целью определения необходимой детализации и глубины проведения анализа, количества источников информации, которые будут использоваться для получения и/или проверки полученной информации банками.

Из содержания Закона Украины о предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов риск-ориентированный подход – это определение (выявление), оценка (переоценка) и понимание рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и/или финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также осуществление соответствующих мероприятий по управлению рисками способом и в объеме, которые обеспечивают минимизацию таких рисков в зависимости от их уровня.

Как видим, термины "определение (выявление)", "оценка (переоценка)" и главное – "понимание" указывают на действия, которые именно субъект финансового мониторинга (а персонализировано – физическое лицо) должен осуществлять для проверки финансовой операции того или иного политически значимого лица.

Не вдаваясь в полемику последовательности таких действий (выявляем, оцениваем, а только потом понимаем), стоит обратить внимание на п. 10 Приложения 9, согласно которому работники банка при установлении источника состояния (богатства) и источника средств, связанных с финансовыми операциями PEPs, должны сосредотачиваться на наличии / отсутствии логических объяснений их накопления с точки зрения законности.

То есть, исходя из логики (включая закон достаточного основания), работникам банка нельзя принимать на веру какие-либо свои убеждения и взгляды. Жизненные ориентиры и принципы должны отойти на второй план, уступив нормам действующего законодательства.

Поэтому п. 11 Приложения 9 определяется, что банк должен уделять значительное внимание обучению своего персонала для предупреждения случаев возникновения у работников банка ошибочного предположения, что сам по себе статус PEP является рациональным и логичным объяснением наличия значительного состояния (богатства) у такого лица ввиду наличия у него доступа к значительным средствам (активам) в связи с выполнением публичных функций.

В случае пренебрежения обязанностью учить персонал работник банка при оценке финансовой операции через призму собственного мировоззрения и ввиду отсутствия основательных юридических знаний скорее откажет в установлении и продолжении деловых отношений с политически значимым лицом, чем возьмет на себя риск наступления негативных последствий как для своего банка в целом, так и для себя персонально.

Предполагаем, что именно такие действия привели к получению Национальным банком Украины многочисленных жалоб относительно неоправданно строгого подхода некоторых банков к установлению (продолжению) деловых отношений с национальными PEPs, выполняющими или выполнявшими в Украине значительные публичные функции до вступления в силу Закона Украины о предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов.

В свою очередь Национальный банк Украины, реагируя на обращения, в письме от 04.03.2021 г. № 25-0006/18568 банкам Украины, Независимой ассоциации банков Украины и Ассоциации украинских банков напомнил о перечне условий, при которых банку нет необходимости осуществлять мероприятия по установлению источников состояния (богатства) и источника средств PEP – п. 16 Приложения 9.

При этом Нацбанк описал реальное состояние дел в данной сфере, отметив: "практика применения указанных норм законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения свидетельствует о применении некоторыми банками одинакового формального подхода ко всем клиентам, относящимся к национальным ПЕП, членам их семей и связанным с ними лицам как к высокорисковым клиентам, не учитывая вид услуг и уровень влияния, который такие лица могут иметь. Применение указанного подхода говорит о ненадлежащей системе управления рисками в этой части".

Национальный банк усовершенствовал подходы в отношении клиентов, принадлежащих к категории национальных PEPs, включая тех, которые продолжительное время не выполняют определенные публичные функции. А именно в случаях, если клиент – национальный PEP:

– обслуживался в банке до вступления в силу Закона Украины о предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов;

– с момента прекращения выполнения определенных публичных функций прошло не менее 12 месяцев,

– операции по счету являются понятными для банка (например, операции осуществляются в рамках полученной заработной платы, социальных выплат);

– у банка имеется история обслуживания клиента;

– клиент использует счет для получения заработной платы и социальных выплат;

– не проводит подозрительные финансовые операции.

Для установления источников состояния (богатства) и источника средств, связанных с финансовыми операциями, для банка достаточно: получения информации от клиента; осуществления анализа информации, уже имеющейся у банка; получения информации из публичных источников с надежной репутацией.

Кроме того, у банков нет необходимости требовать документы, подтверждающие источники состояния (богатства), если PEP продолжительное время хранит средства на депозитном счете, продает принадлежащее PEP имущество и т. п., то есть если банк имеет понимание касаемо источников происхождения таких средств / имущества.

Похожей к вышеприведенной позиции придерживается и Государственная служба финансового мониторинга Украины, которая в письме от 02.04.2021 г. № 1316/320-05 Профессиональной ассоциации участников рынков капитала и деривативов разъяснила особенности деловых отношений с политически значимыми лицами1.

1 https://www.pard.ua/uk/news/5421-derzhfinmon-rozyasnyuye-osoblyvosti-dilovykh/

Как видим, государственные учреждения берут на себя ответственность совершенствовать и конкретизировать небезупречное украинское законодательство в сфере финансового мониторинга, которое переполнено нарушениями принципа правовой определенности. Только качество и точность нормативных актов в данной сфере, которые будут отвечать конституционным принципам верховенства права, приблизит законодательство Украины к требованиям международных стандартов в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua