Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
О реформе пенитенциарной системы Министерства юстиции Украины по реорганизации тюрем и СИЗО
Александр Ягодка, юрист

Пенитенциарная система Украины сильно закостенела и устарела, поэтому нуждается в решительных изменениях и реформах, но, анализируя реформаторские усилия прошлых лет, можно прийти к выводу, что кардинально ничего не изменилось.

Условия пребывания людей в неволе в украинских тюрьмах просто ужасные, такое даже сложно представить в цивилизованных странах мира. Медицинское и материально-техническое обеспечение осужденных и заключенных вообще не отвечают современным требованиям и Европейским пенитенциарным правилам. В настоящее время в Украине отсутствует механизм смягчения наказания для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, а механизм помилования не отвечает Европейской конвенции. Бесконечное реформирование не приносит никаких результатов, а лишь превращается в пиар реформаторов и игры в политической плоскости.

Сейчас в Министерстве юстиции разработаны радикальные шаги по реформированию пенитенциарной системы. Новая реформа охватывает много направлений, в частности: Министерство юстиции заявило, что будут изменены подходы как к системе исполнения уголовных наказаний, так и к условиям содержания; усовершенствованы подходы к ресоциализации осужденных, постепенно происходит цифровизация процессов в учреждениях, реорганизуются тюрьмы, СИЗО и т. п.

Реформа предусматривает «вынесение» всех СИЗО, которые находятся на территории городов, за границы городов. Все мы знаем, в каком состоянии находятся следственные изоляторы в Украине – технически изношенные и переполненные. «Наполненность» планируется законодательно урегулировать, а именно: чтобы суды могли применять не только такое предупредительное средство, как содержание под стражей, но и другие виды для так называемого досудебного периода. Учитывая плачевное реальное состояние вещей, данный вопрос требует от государства значительных расходов.

Недавно в рамках реформы Правительство одобрило законопроекты относительно альтернативных видов наказаний, разработанных Минюстом. Путем внесения изменений в законодательство станет возможной разгрузка мест неволи благодаря индивидуализации системы наказаний и расширению перечня видов наказаний, альтернативных лишению свободы.

В этой связи необходимо упомянуть об институте пробации и исправления правонарушителей без изоляции от общества. Суд должен индивидуально определять характер преступления, поведение лица во время и после совершения преступления, то есть суд может прийти к выводу, что именно к этому человеку возможно применение пробационного надзора (без изоляции от общества) вместо наказания, например, в виде ограничения свободы.

Пробацию проходят уже не в учреждениях исполнения наказаний, а в офисах с инспекторами пробации, которые работают с осужденными. Пробацию можно будет применять как основное, так и как дополнительное наказание. Индивидуально разрабатываются коррекционные программы, которые должны помочь человеку не совершать преступлений в будущем; проводится работа с психологом; лицу должны помочь с поиском работы, жилья и т. п. В результате таких действий лицо не попадает в тюрьму, не общается с асоциальными лицами, а потому априори не может стать более опасным и постепенно ресоциализируется.

Пробация будет содействовать уменьшению количества рецидива и сэкономит средства государства, однако остаются большие коррупционные риски, касающиеся лиц, которые благодаря коррупции будут избегать реального наказания в виде ограничения свободы, и т. п. и будут проходить пробацию с плюс-минус нормальной жизнью и минимальными ограничениями.

Ужасные условия пребывания людей в неволе и нарушение прав человека. В Министерстве юстиции Украины надеются, что за счет отчуждения законсервированных учреждений, которые могут быть интересны инвесторам, мы сможем построить новую современную инфраструктуру.

Сегодня большое количество решений ЕСПЧ относительно ненадлежащих условий содержания под стражей вынесены в пользу таких лиц, имеют место массовые нарушения прав лиц, которые обвиняются или вина которых доказана, и совершивших преступление. Если государство не обеспечило надлежащие условия содержания, оно компенсирует средства путем решения ЕСПЧ для того, чтобы погасить долг. Это уже никак не взнос в инфраструктуру, поэтому государство должно обеспечить хотя бы минимальные стандарты содержания таких людей и обращение с ними.

Среди важнейших вопросов в рамках реформы являются проблемы пожизненно заключенных лиц, пожизненное лишение свободы лица без вины, отсутствие механизма смягчения наказания для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы и законодательно не предусмотрены максимальные сроки содержания под стражей на этапе судебного разбирательства.

В марте этого года Верховная Рада приняла за основу проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно исполнения решений Европейского суда по правам человека, в частности, в части наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Европейский суд подчеркнул необходимость введения в нашей стране реформы системы пересмотра наказаний в виде пожизненного лишения свободы, поскольку действующим Уголовным кодексом Украины не предусмотрена процедура условно-досрочного освобождения лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы.

В настоящее время необходимо ввести действенный механизм смягчения наказания в виде пожизненного лишения свободы, а также в отдельных случаях ввести возможность заменять на наказание в виде лишения свободы на определенный срок.

Европейский суд по правам человека неоднократно настаивал также на внесении изменений в законодательство в связи с несоответствием Европейской конвенции действующего в нашей стране механизма помилования. Согласно вышеуказанному Минюст разработал целый ряд проектов законов, согласно которым вносятся такие изменения, которые предусматривают механизм освобождения лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы.

Предлагается предоставить право осужденному представить обращение об изменении наказания после отбытия 10 лет заключения. Также осужденный должен будет составить и добавить личный план реинтеграции в общество до представления относительно возможности пересмотра наказания и изменения его на более мягкое. Суд, в свою очередь, вправе будет заменить пожизненное лишение свободы на срочное лишение свободы от 15 до 20 лет (то есть минимальный срок заключения пожизненника будет 25 лет: минимум 10 лет до обращения в суд, а потом дополнительно от 15 до 20 лет заключения).

ВЫВОД:

Проблемы невинно осужденных – это реальная трагедия общества в целом, которую необходимо решить прежде всего на законодательном уровне и привести украинское законодательство в соответствие с практикой ЕСПЧ. Необходимо констатировать, что, несмотря на многочисленные реформы, на сегодняшний день уголовное законодательство Украины все еще не в полном объеме отвечает требованиям международного сообщества и основным принципам защиты прав человека и гражданина.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua