Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Относительно порядка утверждения типа колесных транспортных средств в Украине
Александр Позняков, юрист, ЮФ "Marchenko Partners"

Вступление

Колесные транспортные средства – это неотделимая(ый) часть/признак современности. Для надлежащего уровня безопасности каждое такое средство должно пройти процедуру утверждения типа, подтверждающего его соответствие обязательным техническим предписаниям. Сейчас данная процедура урегулирована Порядком утверждения конструкции транспортных средств, их частей и оборудования, утвержденным приказом Министерства инфраструктуры Украины от 17.08.2012 г. № 521 (далее – Порядок).

Предыстория

Сначала сертификация автомобилей осуществлялась через систему УкрСЕПРО. Требования к автомобилю устанавливались национальными нормативными документами (например, государственными стандартами Украины). В 2000 году Украина присоединилась к Соглашению о принятии единых технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выданных на основании этих предписаний, 1958 года с поправками от 1995 года (далее – Соглашение). Единые технические предписания, добавленные к Соглашению (далее – Предписания), постепенно были имплементированы в национальное законодательство. Украина же с тех пор была обязана принимать утверждения, выданные уполномоченными органами других стран-участниц. В результате (1) облегчена процедура сертификации автомобилей, (2) уменьшены расходы производителя и в дополнение (3) установлены более высокие стандарты для автомобилей.

Дальнейшее развитие

В 2012 году Мининфраструктуры приняло Порядок, упростив процедуру утверждения типа колесных транспортных средств. Настоящим Порядком определены обязательные Предписания и альтернативные им законодательные акты Европейского Союза, которые по структуре и требованиям практически идентично повторяют Директиву 2007/46/ЕС Европейского Парламента и Совета от 5 сентября 2007 года, что создает рамки одобрения автомобильных транспортных средств и прицепов к ним, систем, составляющих и отдельных технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств (далее – Директива 2007).

Непосредственно утверждением типа транспортных средств и выдачей сертификатов соответствия Предписаниям занимаются органы и технические службы, назначенные Мининфраструктуры. Парадоксально, но они могут выдавать сертификаты не по всем обязательным Предписаниям (Предписания № № 101, 138, 140). Возможно, нет достаточной технической базы для сертификации по всем обязательным Предписаниям. В любом случае это подтверждает, что Порядок больше ориентирован на иностранных производителей транспортных средств, нежели на национальных. Например, Германия имеет назначенные органы и службы для каждого из действующих Предписаний.

Недавние изменения

До 2018 года Директива 2007 была основным актом в сфере утверждения типа транспортных средств. За последние несколько лет ЕС реформировал правовые рамки утверждения типа транспортных средств Регламентами (ЕС) 2018/858 и 2019/2144 (далее – Новые регламенты). Они отменяют Директиву 2007 и вводят новые обязательные Предписания для ЕС, объем которых шире обязательных требований Порядка.

В последний раз Порядок изменялся в августе 2020 г. Изменениями (1) упрощена процедура утверждения типа транспортных средств по экологическим нормам для стран, не являющихся участниками ЕС или Соглашения, (2) урегулированы отдельные проблемы оценки соответствия переоборудованных транспортных средств и (3) постепенно вводятся новые Предписания касательно батарей для электромобилей и бесшумных транспортных средств. При этом процедура утверждения типа осталась ориентировано упрощенной только для транспортных средств, утвержденных согласно Директиве 2007, а перечень обязательных Предписаний (і) узкий и (іі) морально устарел в некоторых аспектах, нежели предусматривают Новые регламенты. Это противоречит курсу на гармонизацию с правом ЕС.

Главный недостаток такого положения – дискомфорт для иностранных производителей. Только из-за формального требования выдачи сертификата типа по Директиве 2007 производитель будет вынужден выполнять требования Предписаний, которые уже морально устарели и поэтому больше не обязательны по Новым регламентам. Как следствие – либо производитель уйдет с рынка Украины ввиду нецелесообразности таких изменений в производстве, либо Украина превратится в рынок морально устаревших автомобилей.

ВЫВОД:

Утверждение типа колесных транспортных средств – это ключевая процедура для производителей автомобилей. Украина плавно перешла от сертификации по национальным нормам к применению международных Предписаний, что является положительным явлением. Сама же процедура ориентирована на иностранных производителей. Учитывая это, Украине следует своевременно принимать меры, чтобы не создавать для них дискомфорт и не снижать привлекательность национального рынка, в частности своевременно обновлять требования к утверждению типа колесных транспортных средств до уровня зарубежных стран.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua