Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Иностранные ІТ-специалисты без вида на жительство могут быть плательщиками единого налога
Игорь Самоходский,, руководитель сектора IT&Телеком, офиса эффективного регулирования BRDO

Государственная налоговая служба (ГНС) и Минфин предоставили важное разъяснение: любой иностранец, зарегистрированный как физическое лицо – предприниматель (ФЛП), может быть плательщиком единого налога. Ранее похожие выводы делали отдельные территориальные ГНС.

В чем правовая суть позиции ГНС и Минфина и почему это важно прежде всего для развития ІТ-индустрии?

До 2018 года на практике иностранцы не могли зарегистрировать ФЛП, если у них не было вида на жительство в Украине. Эту проблему Минюст решил в январе 2018 года, определив, что "местожительство / местонахождение физического лица – предпринимателя" может подтверждаться договором найма или другим документом.

Раньше для определения "местожительства" регистраторы пользовались исключительно нормой Закона "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине", согласно которой перечень документов, в которые вносятся сведения о местожительстве, является исключительным: паспорт гражданина Украины, временное удостоверение гражданина Украины, вид на постоянное жительство, вид на временное жительство, удостоверение беженца, удостоверение лица, нуждающегося в дополнительной защите, удостоверение лица, которому предоставлена временная защита. 

Однако после решения вопроса с регистрацией ФЛП оставался еще один: может ли ФЛП-иностранец без вида на жительство быть плательщиком единого налога?

С практической возможностью зарегистрировать иностранца в качестве плательщика единого налога проблем не было – процедура не требует представления вида на жительство. Однако юристы, как правило, не советовали этого делать клиентам, поскольку остерегались споров с налоговиками.

Причина в Налоговом кодексе. Согласно ему "не могут быть плательщиками единого налога первой – третьей групп: ...физическое и юридическое лица – нерезиденты" (п. 291.5 ст. 291 НКУ). Чтобы быть ФЛП на упрощенной системе, иностранец в обязательном порядке должен быть резидентом Украины.

Вот здесь начинаются сложности. С одной стороны, в НКУ содержатся нормы, которые прямо говорят, что любой ФЛП-иностранец является резидентом, а потому может быть плательщиком единого налога:

– "Иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные предпринимателями согласно законодательству Украины, являются резидентами" (п. 177.12 ст. 177);

– "Достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного места проживания на территории Украины в порядке, установленном настоящим Кодексом, или его регистрация как самозанятого лица" (пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14), "самозанятое лицо – налогоплательщик, являющийся физическим лицом – предпринимателем..." (пп. 14.1.226 п. 14.1. ст. 14).

Однако, с другой стороны, НКУ определяет, что "физическое лицо – резидент – это физическое лицо, которое имеет местожительство в Украине" (пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14). Именно в связи с данной нормой иностранцы избегали регистрации в качестве ФЛП по упрощенной системе налогообложения.

Опять-таки оставался вопрос с определением местожительства. Согласно Закону о свободе передвижения местожительство подлежит внесению в вид на жительство. Однако данный Закон не является частью налогового законодательства Украины (ст. 3 НКУ).

Соответственно, у юристов был выбор между двумя возможными прочтениями того, является ли иностранец без вида резидентом, а следовательно имеет ли он право быть плательщиком единого налога.

Юристы могли ссылаться и на другие нормы НКУ:

– центр жизненных интересов: "В случае, если физическое лицо имеет местожительство также в иностранном государстве, оно считается резидентом... если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине... Достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности" (пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14);

– презумция правомерности решений налогоплательщика (пп. 4.1.4 п. 4.1 ст. 4).

Однако такая юридическая коллизия останавливала коллег от регистрации иностранцев как упрощенцев, опасаясь от налоговиков трактовки норм не в пользу своих клиентов.

Фактически необходимость решения данной проблемы была определена пп. 4 п. 1 Указа Президента Украины № 420/2020 от 02.10.2020 г.: "усовершенствование процедуры регистрации граждан Республики Беларусь, являющихся высококвалифицированными специалистами, в частности специалистами в сфере информационных технологий и инноваций, в качестве физических лиц – предпринимателей – плательщиков единого налога".

После этого ГНС оперативно издала письмо № 33295/6/99-0-04-05-03-06 от 23.11.2020 г., которым определила, что "иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные как субъекты хозяйственной деятельности, могут выбирать упрощенную систему налогообложения, если они отвечают совокупности критериев, предусмотренных главой 1 раздела XIV Кодекса".

К тому же Минфин также подготовил системное разъяснение – письмо № 11220-16-10/35037 от 16.11.2020 г. о применении соответствующих норм НКУ. В документе Минфин фактически цитирует вышеприведенные нормы в их системном прочтении и признает, что резидентами являются иностранцы, зарегистрированные предпринимателями, и регистрация предпринимателем является достаточным условием определения места нахождения центра жизненных интересов.

В выводе Минфин также отмечает:

"...Физические лица – иностранцы или лица без гражданства, зарегистрированные субъектами хозяйственной деятельности, могут избрать упрощенную систему налогообложения, если они отвечают совокупности критериев, которые предусмотрены главой 1 раздела XIV Кодекса" (гл. 1 "Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности" определяет общие условия к плательщикам налога на упрощенной системе налогообложения: объем доходов, запрещенные виды деятельности и т. п.).

Таким образом, ГНС и Минфин подтвердили возможность иностранца без вида на жительство быть плательщиками единого налога. Сейчас Министерство цифровой трансформации, Офис эффективного регулирования BRDO и Ассоциация "ІТ Ukraine" обратились к Минфину, чтобы соответствующий вывод был также четко предоставлен в форме налоговой консультации-обобщения.

Почему это важно именно для ІТ-индустрии?

ІТ-сфера заинтересована в иностранных ІТ-специалистах, а форма сотрудничества с ФЛП является основной моделью работы отрасли.

До 2020 года де-факто единственной возможностью для иностранцев работать в ІТ в Украине было трудоустройство (разрешение на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, а также вид на временное жительство). И уже с видом иностранцы могли регистрировать ФЛП по упрощенной системе налогообложения, будучи при этом наемным работником.

В 2020 году Украина запустила механизм для иммиграции (получения вида на постоянное жительство) ІТ-специалистов в рамках квот: распоряжением КМУ от 11.03.2020 г. № 431-р установлена квота в 5000 высококвалифицированных специалистов. Минэкономики установило перечень требований к специалистам, которые могут иммигрировать в Украину в рамках квоты (действующая версия – в редакции приказа Минэкономики от 21.09.2020 г. № 1847).

Однако использовать механизм квот на практике очень сложно, если иностранец не имеет возможности быть ФЛП – плательщиком единого налога при оформлении документов для иммиграции. Ведь процесс продолжительный: заявление на предоставление разрешения на иммиграцию рассматривается до года (ст. 9 Закона "Об иммиграции"). ГМС и Минцифры обещают, что в большинстве случаев разрешение на иммиграцию будет выдаваться до 4 месяцев, но еще до 15 р. дн. пойдет на получение удостоверения (п. 15 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 25.04.2018 г. № 321).

Если же иностранец при оформлении документов на иммиграцию будет ФЛП – плательщиком единого налога, то единственным проблемным вопросом останутся сроки законного пребывания.

Вместе с тем после подачи заявления на получение разрешения на иммиграцию срок пребывания иностранцев на территории Украины может быть продлен до 180 дней с даты последнего въезда в Украину (п. 1 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 15.02.2012 г. № 150).

В таком случае ІТ-специалисты, принявшие решение иммигрировать в Украину по квотами, в период ожидания разрешения на иммиграцию и вида на постоянное жительство смогут легально работать как ФЛП на едином налоге третьей группы.

Таким образом, указанная позиция ГНС и Минфина, подготовленная во исполнение Указа Президента, решила вопрос относительно возможности иностранца без вида на жительство быть ФЛП на упрощенной системе налогообложения.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua