Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Бюрократия на таможне: имеет ли право декларант на внесение изменений в декларацию после таможенного оформления товара
Ирина Тодоренко, ЮРИСТ&ЗАКОН

Неоднократное реформирование таможни, внедрение сервиса "единое окно", процедуры общего транзита и упрощения декларирования, безусловно, дали свои результаты, однако украинский бизнес не может похвастаться тем, что бюрократические процедуры стали более удобными, быстрыми или эффективными. Например, процесс пересечения украинской границы с товаром, который требуется в свободном обращении, может затянуться на месяц, хотя товар необходим еще "на вчера". Или же процесс декларирования товара в случае поступления товаров различных наименований в количестве более 10 товарных подкатегорий одной партией, или же процесс внесения декларантом изменений в таможенную декларацию. К сожалению, все эти процедуры до сих пор вызывают недоразумение и приводят к обращению в суд.

Сегодня на примере постановления от 23.11.2020 № 809/984/18 рассмотрим правовую позицию ВС о предоставлении разрешения на внесение изменений в таможенную декларацию.

Обстоятельства дела

Верховный Суд рассмотрел в кассационном порядке дело по иску предприятия к таможенному органу о признании противоправными действий последнего и обязательстве таможни предоставить разрешение на внесение изменений в таможенную декларацию. Истец указал, что для выполнения условий договора с контрагентом он должен был осуществить поставку запчастей, которые в соответствии с Сертификатом происхождения и классификатором имеют ставку ввозной пошлины 5 %. Весь товар партии истец декларировал согласно ст. 267 Таможенного кодекса Украины (далее – ТКУ), которая разрешает в случае поступления товаров различных наименований в количестве более 10 товарных подкатегорий одной партией по желанию декларанта задекларировать такие товары для свободного обращения по одному классификационному коду, при условии, что этому коду соответствует наибольшая ставка ввозной пошлины.

Ставки ввозной пошлины на товары истца составляли от 2 до 10, поэтому истец решил осуществить растаможивание по ставке 10 %, то есть по наибольшей ставке ввозной пошлины. Но уже после представления декларации и оформления товара истец выявил, что один из товаров был отнесен к ошибочной категории со ставкой пошлины 10 %, хотя этот товар должен быть классифицирован по другой позиции со ставкой пошлины 15 %. Именно поэтому истец решил задекларировать товар по ставке 15 % с уплатой всех обязательных платежей и отдельно по каждому товару в поставленной партии, и обратился к таможенному органу с заявлением в порядке ст. 269 ТКУ о предоставлении разрешения на внесение изменений в таможенную декларацию. Также истец обратил внимание, что при внесении изменений в таможенную декларацию возникает переплата таможенных платежей. Но, как и следовало ожидать, фискальный орган отказал в удовлетворении заявления, что и стало началом судебного рассмотрения дела.

Ход рассмотрения дела судами

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменений решением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении иска отказано. Отказ в удовлетворении иска мотивирован тем, что внесение изменений в таможенную декларацию после завершения таможенного оформления возможно только в случае наличия четко установленных оснований, указанных в п. 37 Положения о таможенных декларациях.

Таможенный кодекс Украины не содержит исключений касательно права декларанта на внесение изменений в таможенную декларацию в течение трех лет со дня завершения таможенного оформления. Однако п. 37 Положения о таможенных декларациях предусматривает право декларанта на внесение изменений в декларацию после завершения таможенного оформления только в случае необходимости исправления:

– сведений, связанных с доплатой или возвратом таможенных платежей;

– сведений, связанных с корректировкой цены товара, вывозимого за пределы таможенной территории Украины, для целей налогового контроля за ТЦО, если такая корректировка не приведет к уменьшению суммы выплачиваемых налогов;

– ошибочно указанных в оформленной таможенной декларации на бланке единого административного документа сведений о товарах, не связанных с перерасчетом сумм таможенных платежей по такой таможенной декларации;

– сведений о товарах, ставших известными после окончания таможенного оформления товаров, не связанных с перерасчетом сумм таможенных платежей по таможенной декларации на бланке единого административного документа.

Позиция Верховного Суда

Верховный Суд в первую очередь обратил внимание на нормы ТКУ (статьи 257, 267, 269) и НКУ (статья 46), подчеркнув, что таможенные декларации приравниваются к налоговым для целей начисления или уплаты налоговых обязательств. К тому же законодательством установлено, что налогоплательщик может самостоятельно исправить ошибки, содержащиеся в ранее представленной налоговой (таможенной) декларации.

Поэтому ВС пришел к тому выводу, что до момента завершения таможенного оформления товаров, а также в течение трех лет со дня завершения их таможенного оформления декларант имеет право вносить изменения в таможенную декларацию, а отказ таможенного органа в их внесении по тем основаниям, что это касается перерасчета таможенных платежей, является противоправным.

Что касается Положения о таможенных декларациях, в котором установлены ограничения в части редактирования сведений в декларации и которое в соответствии со ст. 269 ТКУ регулирует порядок внесения изменений в таможенные декларации, их отзыва и признания недействительными, ВС указал следующее.

"Конституцией Украины определена юридическая сила закона как основного источника права и его место в системе нормативно-правовых актов... Высшая юридическая сила закона заключается в том, что все подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основе законов и по своему содержанию не должны противоречить им. Подчиненность таких актов законам закреплена в положениях Конституции Украины... Следовательно, в случае противоречия норм подзаконного акта нормам закона следует применять нормы закона, поскольку он имеет высшую юридическую силу."

При получении обращения декларанта о внесении изменений в таможенную декларацию таможенный орган может отказать во внесении таких изменений только в случае отсутствия законных оснований для их внесения. Предписания пункта 37 Положения о таможенных декларациях не противоречат нормам статьи 269 ТКУ и определяют только порядок внесения изменений в декларацию, в том числе в случае необходимости возврата декларанту таможенных платежей.

Подводим итоги:

в случае противоречия норм подзаконного акта нормам закона следует применять нормы закона, поскольку он имеет высшую юридическую силу;

Таможенный кодекс Украины не содержит исключений касательно права декларанта на внесение изменений в таможенную декларацию в течение трех лет со дня завершения таможенного оформления, а Положение о таможенных декларациях регулирует только порядок внесения изменений в декларацию;

до момента завершения таможенного оформления товаров, а также в течение трех лет со дня завершения их таможенного оформления декларант имеет право вносить изменения в таможенную декларацию, а отказ таможенного органа в их внесении по тем основаниям, что это касается перерасчета таможенных платежей, является противоправным.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua