Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Улучшилась ли судьба налогоплательщиков в 2020 году?
Виктор Мороз, управляющий партнер, адвокат, АО Suprema Lex

Уходящий год не стал исключением из правила, действующего на протяжении всего существования независимой Украины, касательно изменений в налоговой сфере, согласно которому ежегодно заботливый законодатель пытается улучшить судьбу налогоплательщиков, которая от этого становится только тяжелее. При этом текущий год является годом, в ходе которого изменения в налоговое законодательство носят кардинальный характер.

Ключевым фактором налоговых изменений в 2020 году стал широко обсуждаемый Закон Украины № 466-ІХ "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве". Целью настоящего Закона была имплементация положений Плана противодействия практикам размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (План действий BEPS). С целью усовершенствования коллизионных норм указанного Закона был принят Закон № 786-ІХ "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц – предпринимателей".

Так, Законом № 466 с учетом изменений и дополнений Закона № 786 был введен единый отчетный период для всех налогоплательщиков (в том числе плательщиков единого налога), который составляет один календарный месяц. Кроме того, регистрация плательщика НДС теперь возможна исключительно путем подачи заявления в электронной форме за десять календарных дней до начала налогового периода (раньше было 20 дней). Более того, указанным Законом предусмотрено, что авансовый взнос не начисляется на суммы операций, которые для целей налогообложения приравниваются к дивидендам (так называемым "конструктивным" дивидендам, определенным в абз. 4 – 7 пп. 14.1.49 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины). Также исключена норма о неучете в налоговом учете амортизации основных средств, которые не используются в связи с их модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием, и уточнено определение разумной экономической причины (деловой цели). Так, для целей налогообложения считается, что операция с нерезидентом не имеет деловой цели, в частности, но не исключительно, если 1) главной целью или результатом операции является неуплата (неполная уплата) налога или уменьшение налогооблагаемой прибыли, 2) на таких условиях налогоплательщик не осуществил бы операцию с несвязанными лицами. Таким образом, Законом № 466 предусмотрено, что формально почти любая операция с нерезидентом, результатом которой является признание расходов (то есть уменьшение налогооблагаемой прибыли), не имеет деловой цели. Как следствие, контролирующий орган правомерно будет требовать от налогоплательщика увеличить финансовый результат до налогообложения на всю сумму расходов, понесенных в рамках таких операций (в соответствии с новой налоговой разницей). Согласно Закону № 466 такие изменения вступили в силу с 23 мая 2020 г. Однако вновь с хорошей новостью появился Закон № 786: из определения деловой цели убрали формулировку о результате операции, а осталось только о главной цели. Итак, Закон № 786 устранил некоторые из возможностей для контролирующих органов злоупотреблять положениями данных норм.

Еще одним нововведениям Закона № 466 стало изменение подхода законодателя к налогообложению доходов нерезидентов. Так, Законом закреплено применение механизма налогообложения дохода от прямой продажи акций (долей) украинских компаний между нерезидентами, если стоимость таких акций происходит преимущественно от украинской недвижимости (продажа доли в украинской компании между двумя нерезидентами). До введения этих законодательных изменений действовал механизм налогообложения только в случаях опосредствованной продажи долей, если их стоимость происходит преимущественно от украинской недвижимости (продажа долей в компаниях-нерезидентах, которые опосредованно владеют недвижимостью в Украине). Указанный Закон устанавливает порядок проведения процедуры взаимного согласования, что потенциально должно устранять проблемы двойного налогообложения. Так, если налогоплательщик осуществляет экспортные, импортные и/или некоторые другие операции с нерезидентами, которые либо являются связанными лицами, либо зарегистрированы в низконалоговой юрисдикции, либо их организационно-правовая форма предусматривает освобождение от налогообложения, и такие операции, будучи контролируемыми для целей трансфертного ценообразования, не соответствуют принципу "вытянутой руки", они приравниваются к дивидендам (в размере такого несоответствия).

Еще одной новеллой в налогообложении доходов нерезидентов стало то, что, если резидент или нерезидент считает, что в результате действия контролирующего органа (украинского или иностранного) такое лицо подвергается двойному налогообложению, оно может подать заявление о рассмотрении дела по процедуре взаимного согласования. Наличие действующего международного договора Украины об избежании двойного налогообложения со страной контрагента является обязательным. Такие изменения являются имплементацией шага 14 Плана действий BEPS и вступили в силу с 23 мая 2020 г.

Кроме того, были изменены правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), согласно которым теперь налогообложение прибылей иностранных компаний, которые контролируются украинскими лицами (как физическими, так и юридическими), происходит не на этапе выплаты дивидендов, а на этапе получения таких прибылей. Учитывая, что устоявшейся практикой является то, что компании долго не распределяют дивиденды, данная законодательная инициатива позволяет ускорить уплату налогов в Украине. Однако стоит отметить, что прибыли КИК не будут облагаться налогами в Украине, если общий совокупный доход всех КИК одного контролирующего лица не превышает 2 млн евро. Если же совокупный доход превышает и такие доходы не подпадают под другие освобождения от налогообложения, то контролирующее лицо должно будет уплатить следующие налоги:

• контролирующее лицо – физическое лицо: 1) НДФЛ в размере 18 % и военный сбор 1,5 %, если КИК не распределила прибыль в виде дивидендов, или 2) НДФЛ в размере 9 % и военный сбор 1,5 %, если КИК распределила прибыль;

• контролирующее лицо – юридическое лицо: налог на прибыль в размере 18 % от скорректированной прибыли КИК (за вычетом уплаченных в иностранных юрисдикциях налогов).

Достаточно важной, на мой взгляд, законодательной инициативой, реализованной в вышеупомянутом Законе, стал запрет налоговым органам применять штрафные санкции в случае самостоятельного исправления плательщиком ошибок путем представления уточняющей декларации. Ранее налоговики активно злоупотребляли наложением штрафных санкций в таких случаях, считая, что имеются достаточные основания для квалификации действий налогоплательщика как нарушения налогового законодательства. Правда, судебная практика принимала в основном сторону налогоплательщиков, что, очевидно, и послужило причиной соответствующих законодательных изменений.

Также значительно расширился перечень отчетности по трансфертному ценообразованию. Так, Законом № 466 предусмотрено введение так называемой трехуровневой документации, а также уведомление об участии в международной группе компаний. Теперь налогоплательщик, осуществляющий контролируемые операции в отчетном периоде, обязан представить в контролирующий орган вместе с отчетом о контролируемых операциях уведомление об участии в международной группе. А вот для постоянных представительств убрали возможность самостоятельно выбирать метод определения объема налогооблагаемой прибыли и обязали их определять объем налогооблагаемой прибыли согласно положениям ст. 39 НКУ, то есть в соответствии с правилами "вытянутой руки".

Очень важным является решение вопроса касательно определения вины налогоплательщиков из-за отношений с "дефектными" контрагентами. Данный вопрос был дискуссионным на протяжении более десяти лет. Судебная практика стояла на страже налоговых органов, позволяя им обвинить налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов из-за операций с неблагонадежным контрагентом. Ключевой проблемой была законодательная неурегулированность данного аспекта. Но Закон № 466 ввел в налоговое законодательство институт вины. То есть, если у налогоплательщика отсутствует вина, такой плательщик не может привлекаться к финансовой ответственности, кроме некоторых налоговых правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины (отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа; непредставление в сроки документов для постановки на учет; осуществление расходных операций по счету налогоплательщика банком или другим финансовым учреждением до получения уведомления соответствующего контролирующего органа; неуведомление физическими лицами – предпринимателями о своем статусе банка при открытии счета и т. д.). Отныне именно на контролирующий орган возложена обязанность анализировать и доказывать наличие умысла и вины налогоплательщика при совершении налогового правонарушения.

Фактически можно сказать, что в Украине произошла настоящая налоговая реформа, по результатам которой в отечественное налоговое законодательство были введены такие принятые в цивилизованном мире категории, как "конструктивные" дивиденды, контролируемые иностранные компании, реализовано законодательное регулирование института вины в соответствии с европейским восприятием данного института. Несмотря на наличие ряда спорных вопросов, как, например, дополнительная нагрузка в части администрирования налогов, считаем, что налоговые изменения, введенные в 2020 году, в целом являются благоприятными для налогоплательщиков и приближают украинское законодательство к мировому.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua