Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Главное о налоговых проверках
Олеся Тодорюк, адвокат, партнер, Адвокатского объединения "Кавчук и партнеры"

С началом карантина, введенного Кабмином, правительство установило частичный мораторий на проведение мероприятий контроля, в том числе налоговых проверок. Однако некоторые проверки налоговые органы все же могут проводить.

В настоящей статье рассмотрим основные виды налоговых проверок, основания их проведения, порядок действий и возможные последствия, а также выясним, какие проверки налоговые органы могут проводить, несмотря на карантин.

Виды налоговых проверок

В целом существуют следующие виды налоговых проверок, которые предусмотрены Налоговым кодексом Украины:

• Камеральные

Камеральные проверки проводятся в помещении налогового органа на основании данных, уже имеющихся у налоговых органов (отчетность, информация из электронных систем и т. д.), то есть дополнительная информация от налогоплательщика по общему правилу не требуется.

К тому же налогоплательщик может даже не знать, что в отношении него проводится камеральная проверка, ведь никакого приказа руководитель налогового органа не издает, направление не составляет, а плательщика не уведомляют о назначении проверки.

• Документальные

Документальные проверки могут быть плановыми или внеплановыми, выездными или невыездными, и касаются правильности начисления и уплаты налогов, соблюдения валютного законодательства, правильности оформления трудовых отношений и в целом исполнения требований законодательства, контроль за соблюдением которого осуществляют налоговые органы.

Плановые документальные проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом-графиком. Внеплановые проверки проводятся при наличии одного из оснований, перечень которых содержится в Налоговом кодексе Украины.

Разделение проверок на выездные и невыездные зависит от реального места проведения проверки – у плательщика или в помещении налогового органа.

• Фактические

Фактические проверки проводятся по месту фактического осуществления деятельности и могут касаться правильности обращения с наличностью, использования РРО, наличия лицензий или же оформления работников.

Проведение документальных и фактических проверок в период карантина, а именно с 18.03.2020 по последний день месяца, в котором завершается действие карантина, запрещено в связи с введением моратория.

Тем не менее существует перечень исключений – проверки, которые проводятся и во время карантина. К ним относятся:

– внеплановые проверки по обращению плательщика, а также в случае реорганизации/ликвидации;

– если плательщик заявил к возмещению НДС в сумме более 100 тысяч гривен;

– фактические проверки в части нарушений порядка обращения с горючим, спиртом, алкогольными напитками и табачными изделиями, а также касательно оборудования акцизных складов счетчиками.

На сегодняшний день карантин установлен до 31 октября 2020 года, следовательно после этой даты будет разрешено проведение всех проверок. Если только карантин не продлят.

Основания и предмет

Основанием для проведения плановой документальной проверки является включение плательщика в план-график проверок. Указанный план-график формируется с учетом периодичности, которая зависит от степени риска деятельности плательщика (незначительная, средняя или высокая).

Ознакомиться с планом-графиком можно на веб-сайте Государственной налоговой службы.

Основанием внеплановых проверок могут быть:

– получение налоговым органом информации, которая может свидетельствовать о нарушении плательщиком налогового или валютного законодательства;

– непредставление отчетности;

– представление уточняющего расчета касательно периода, который уже проверялся;

– выявление недостоверных данных в отчетности и непредоставление пояснения с документальным подтверждением;

– подача возражений на акт проверки и/или дополнительных документов или жалобы с требованием о пересмотре результатов проверки;

– начало процедуры реорганизации или ликвидации юридического лица или ФЛП;

– представление декларации по НДС с отрицательным значением налога более 100 тысяч гривен;

– поступление жалобы в отношении плательщика;

– выявление налоговым органом вышестоящего уровня несоответствия заключений акта проверки законодательству или неполного выяснения вопросов в ходе осуществления контроля за действиями должностных лиц нижестоящего уровня;

– получение информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченного дохода;

– получение документально подтвержденных данных о несоответствии контролируемой операции условиям принципа "вытянутой руки";

– непредставление отчета о контролируемых операциях;

– получение отчета о контролируемых операциях;

– непредставление уточняющего расчета после проведения электронной проверки по требованию плательщика;

– расхождения в акцизных накладных и декларациях акцизного налога;

– непредоставление информации для встречной сверки;

– получение от иностранных государственных органов информации/документов, свидетельствующих о нарушении;

– получение информации об осуществлении нерезидентом деятельности через постоянное представительство без постановки на налоговый учет.

Основанием для фактической проверки могут стать:

– выявление в ходе проверки других плательщиков фактов, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства;

– получение информации о возможных нарушениях от органов государственной власти или местного самоуправления;

– обращение покупателя/потребителя;

– непредставление отчетности по РРО;

– получение информации о нарушениях во время предыдущей проверки;

– получение информации о нарушении законодательства в установленном законодательством порядке.

Для проведения документальной проверки (как плановой, так и внеплановой) или фактической проверки руководитель налогового органа издает приказ.

При плановой проверке налогоплательщику должны быть вручены копия приказа и уведомление о проведении проверки не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала.

При внеплановой документальной проверке, а также в ходе фактической проверки плательщику должна быть вручена копия приказа на ее проведение до начала проверки, то есть 10-дневный срок отсутствует.

Как действовать налогоплательщику

Шаг 1. Подготовка

Безусловно, проверка пройдет наиболее безболезненно, если вы осуществляете деятельность в соответствии с действующим законодательством и нарушений в деятельности объективно нет. Но такой случай выглядит как утопия, ведь зачастую налоговые органы и налогоплательщики толкуют одни и те же нормы законодательства по-разному.

Поэтому подготовка означает не только наведение порядка с документами, но и постоянную готовность – понимание возможных оснований проведения проверок, мониторинг включения предприятия в планы проверок, а также возможность заручиться поддержкой бухгалтера и адвоката, который мог бы идентифицировать незаконные требования налоговых инспекторов. И не стоит забывать, что предупрежден очень часто означает вооружен.

Шаг 2. Допуск

Перед началом проверки должностные лица должны предъявить плательщику направление на ее проведение, копию приказа и служебное удостоверение.

К указанным выше документам существуют определенные требования, предусмотренные Налоговым кодексом Украины. Например, направление обязательно должно содержать следующие данные: дату выдачи; название налогового органа; реквизиты приказа; информацию о налогоплательщике, в отношении которого осуществляется проверка, или проверяемом объекте; цель; вид и основания проверки; дату начала и продолжительность; а также должность и фамилию должностного лица, которое проводит проверку.

В приказе указываются: дата выдачи; название налогового органа; информация о проверяемом налогоплательщике; адрес объекта (при проведении проверки по другому адресу, чем указана в реестре); цель, вид и основания проверки; дата начала и продолжительность; а также проверяемый период.

Во время предъявления указанных документов важно не паниковать и внимательно проверить информацию, указанную в приказе, направлении и служебном удостоверении. Важно, чтобы название вашей компании (или же фамилия, имя и отчество физического лица – предпринимателя) были указаны без ошибок. То же касается вашего адреса.

В направлении следует проверить правильность указания на приказ, а также прибыли ли на проверку именно те должностные лица, которые указаны в направлении.

При выявлении несоответствий в указанных документах вы имеете полное право не допускать работников налоговых органов к проверке. Однако не рекомендуем делать это в грубой форме. Сообщите, что не намерены препятствовать контролирующим органам в исполнении их обязанностей и готовы допустить инспектора после устранения недостатков в документах. Об этом также укажите в акте об отказе в допуске к проверке.

Такие действия, конечно же, не отменят проверку, но выиграют вам немного времени. Не рекомендуем отказываться от подписания акта о недопуске. В таком случае причины ваших действий не будут зафиксированы документально.

Если же с документами все в порядке – инспектора можно допускать. Здесь важно понимать, что уполномоченным лицом на допуск к проверке по общему правилу является руководитель. Поэтому любой работник, встретивший инспектора, должен связаться с руководителем, который и принимает решение о допуске инспектора и предоставлении необходимых документов.

Отдельным приказом можно определить другое уполномоченное на такие действия лицо (например, бухгалтера или юриста), однако это не всегда оправданно.

Шаг 3. Начало

Для начала следует известить работников о том, что на предприятии проводится налоговая проверка. Разумеется, не объявить по громкоговорителю, но каждый работник должен знать о необходимости предварительно обдумывать сказанное в присутствии должностных лиц налоговых органов.

Это важно, поскольку Налоговый кодекс предусматривает право инспектора получать пояснения в ходе проверки от должностных лиц, а также от работодателей, работников или лиц, работа которых используется без оформления.

Здесь необходимо помнить, что такие пояснения должны касаться предмета проверки, в противном случае лицо может отказаться от их предоставления.

На этом этапе важно знать о других правах инспектора, а именно: получать документы о финансово-хозяйственной деятельности, доходах и расходах, прочую информацию об исчислении и уплате налогов; запрашивать и изучать первичные документы, регистры, отчетность; требовать проведения инвентаризации в ходе проверки; проводить перед проверкой контрольные расчетные операции; право доступа в помещения и на территории, используемые в хозяйственной деятельности или являющиеся объектом налогообложения; получать информацию от других органов государственной власти и т. д.

Шаг 4. Предоставление документов

После начала проверки у плательщика возникает обязанность предоставить документы, которые "относятся или связаны с предметом проверки". Формулировка несколько размыта, однако из нее точно следует, что налоговые органы не имеют права требовать документы, выходящие за пределы предмета проверки.

В случае получения от инспектора такого требования советуем попросить его предоставить требование в письменной форме. В ответ вы сможете аргументированно обосновать свой отказ, но только в случае, если документы действительно не определяются предметом проверки.

Все копии передаваемых инспектору документов советуем предоставлять по описи или акту приемки-передачи, который подписывают обе стороны. Таким образом, в будущем вы сможете подтвердить факт предоставления инспектору определенных документов.

Важно, что должностные лица налоговых органов не имеют права изымать оригиналы первичных, финансово-хозяйственных, бухгалтерских или других документов. Оригиналы могут быть предоставлены только для осмотра, а потому требовать их изъятия инспектор не имеет права.

Обратите внимание, что в случае безосновательного непредоставления документов инспектор составляет акт об отказе. Если же, по вашему мнению, отказ является правомерным, как и в случае с недопуском, рекомендуем указать об этом в акте, а не отказываться от его подписания.

Шаг 5. Результат

По результатам проверки налоговый орган составляет акт или справку. Акт составляется в случае, если в ходе проверки выявлены нарушения, справка – если нарушения отсутствуют.

Важно, что при проведении документальной налоговой проверки акт или справка составляются после ее завершения, а срок для составления акта/справки не включается в срок проведения проверки.

При проведении документальной проверки должностные лица обязаны зарегистрировать акт/справку в течение 5 дней с момента завершения проверки, а при фактической – не позднее следующего дня с даты ее завершения.

Акт или справка составляются в двух экземплярах, один из которых вручается налогоплательщику, а второй – остается у инспектора. Вручить один экземпляр плательщику инспектор должен не позднее следующего дня после его регистрации.

Во время ознакомления с актом не рекомендуем отказываться от получения копии или от его подписания. Такие действия не предоставят вам никаких преимуществ в случае дальнейшего спора.

Если не согласны с изложенными в акте нарушениями, укажите об этом в акте и отметьте, что намерены воспользоваться своим правом на подачу возражений к акту проверки. Такие возражения можно подать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта.

Налоговый орган обязан рассмотреть ваши возражения в течение 7 рабочих дней и направить ответ. Также вы можете воспользоваться своим правом принять участие в рассмотрении. Для этого о своем желании следует указать в возражениях.

На основании акта проверки контролирующий орган может принять налоговое уведомление-решение в течение 3 рабочих дней с даты рассмотрения возражений и предоставления ответа на них.

ВЫВОД:

Поскольку отношения с контролирующими органами нередко вызывают у налогоплательщиков неприятные ассоциации, морально подготовиться к проверке, которая может произойти неожиданно, довольно сложно.

Но первое правило довольно простое – не паникуйте. В случае необходимости с холодным умом всегда легче продумать тактику поведения и дальнейшей защиты.

Старайтесь поддерживать порядок с документами, чтобы не заниматься полной подготовкой ночью в первый день проверки.

Помните, что инспекторы – тоже люди, а потому грубое отношение к ним может ухудшить положение, независимо от наличия нарушений в вашей деятельности.

В случае же злоупотреблений со стороны инспектора – не забывайте о своих правах и дайте инспектору понять, что вам они известны. Для большей эффективности в начале проверки целесообразно привлечь адвоката.

Не забывайте, что требования инспектора ограничены предметом проверки, а все документы предоставляйте по описи.

В случае выявления нарушений, с которыми не согласны, – указывайте о своей позиции в акте, подавайте возражения и обжалуйте решения налоговых органов.

Ведь именно такое поведение плательщиков приводит к формированию судебной практики, которая довольно часто является положительной именно для плательщика и не позволяет налоговикам расслабляться.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua