Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Правосудие в условиях пандемии: теория и практика
Руслана Зеленая, старший юрист, ЮК PRAVO GARANT

Уже полгода Украина живет по новым, беспрецедентным правилам с ограничениями, направленными на предупреждение распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, введенными постановлением Кабинета Министров Украины от 11.03.2020 г. № 211, что закономерно повлекло за собой изменения в повседневной жизни каждого гражданина отдельно и общества в целом. Не стала исключением и система правосудия.

Статья 55 Конституции Украины гарантирует, что права и свободы человека и гражданина защищает суд. Понятно, что доступ к правосудию и его отправление должно быть обеспечено при любых обстоятельствах и событиях, однако установление общенационального карантина в марте 2020 года, на мой взгляд, стало сложным испытанием для украинских судов всех уровней.

По личному опыту, могу сказать, что наиболее тяжело карантинные ограничения дались местным общим судам; суды же хозяйственной и административной юрисдикции, как уже показывает время, справились с карантинными нововведениями лучше и легче, о чем и пойдет речь дальше.

Так, на официальных веб-страницах всех судов в течение первой недели действия введенного карантина во исполнение рекомендаций Совета судей Украины была размещена информация о том, что суды на период действия карантина будут работать в особом режиме. С учетом размещенной информации, под особым режимом работы подразумевается: 1) прекращение проведения приема граждан руководством судов, 2) ограничение допуска к участию в судебных заседаниях лиц, не являющихся участниками дела; 3) ограничение допуска к зданиям суда и участия в судебных заседаниях лиц с признаками острого респираторного заболевания; 4) рассмотрение дел без участия сторон при наличии соответствующих заявлений; 5) преимущественно участие в судебных заседаниях в режиме видеоконференций; 6) в случае ухудшения самочувствия суды рекомендовали участникам дела подавать заявления об отложении рассмотрения дела; 7) воздержание от посещения здания суда для представления документов через службу делопроизводства, вместо того для направления в суд процессуальных документов советовали пользоваться средствами почтовой связи или электронной почтовой связи; 8) сокращение времени работы службы делопроизводства суда для приема документов; 9) ознакомление участников судебного процесса с материалами судебного дела в дистанционном режиме, путем направления скан-копий материалов судебного дела на электронный адрес, указанный в соответствующем заявлении, и т. п.

В свою очередь, стремительный рост заболеваемости в Украине заставил Кабинет Министров Украины уже 16 марта 2020 г. внести изменения в вышеприведенное Постановление № 211, и с учетом уже внесенных изменений с 17 марта 2020 г. был установлен запрет на перевозку пассажиров метрополитеном в городах Киеве, Днепре и Харькове, а с 18 марта 2020 г. – железнодорожным транспортом, а также на регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пригородном, междугородном внутриобласном и межобластном сообщении; введены ограничения по количеству лиц до 10 для осуществления перевозок городским пассажирским транспортом.

Фактически перемещение между городами Украины и в пределах самих городов парализовалось, в связи с чем, учитывая специфику гражданских дел, их рассмотрение с середины марта 2020 г. приостановилось, несмотря на то что Украина и без того занимала одно из первых мест среди стран – лидеров нарушителей права на рассмотрение дела в течение разумного срока.

С начала карантина и до 11.05.2020 (до момента установления адаптивного карантина) большинство юристов и адвокатов перешли на дистанционную форму работы, что закономерно обусловило невозможность посещения судебных учреждений и подачу соответствующих заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дел, которые местные общие суды удовлетворяли, откладывая судебные заседания на "посткарантинный" период.

А вот хозяйственные суды продолжали рассмотрение дел (как в упрощенном, так и в общем производствах) без участия сторон по имеющимся в материалах дел доказательствам, если явка сторон в определениях об открытии производств не была признана обязательной. Запорожский окружной административный суд вообще продолжал рассмотрение дел с непосредственным участием сторон с соблюдением всех правил по использованию средств индивидуальной защиты. По моему мнению, хозяйственные и административные суды более успешно справились с обеспечением доступа к правосудию, даже в условиях карантинных ограничений, однако местные общие суды имеют намного большую загруженность и больше ощущают так называемый кадровый голод, что также стало очень весомым фактором в контексте способности обеспечения доступа и отправления правосудия в таких критических условиях, как карантин.

Также на и без того сложную ситуацию с рассмотрением дел в первый месяц действия карантина повлияло принятие 30.03.2020 Верховной Радой Украины Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)", которым были дополнены, кроме прочего, разделы "Заключительные положения" Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Гражданского процессуального кодекса Украины и Кодекса административного судопроизводства Украины. Согласно внесенным изменениям на период действия карантина были продлены все процессуальные сроки, включая сроки рассмотрения дел, подачи апелляционных и кассационных жалоб и т. п. Данный Закон вступил в силу 02.04.2020 и фактически исключил возможность вступления в силу решений судов, поскольку были продлены сроки на апелляционное обжалование решений судов первой инстанции.

Вследствие принятия указанного Закона большинство судов, в составе которых рассматривалось дело и было принято соответствующее решение, и при условии истечения срока на апелляционное обжалование, предусмотренного соответствующим процессуальным законом, прекратили выдачу исполнительных документов, за исключением редких случаев выдачи исполнительных листов / приказов в период действия внесенных изменений в части продления сроков. То есть в большинстве случаев доступ к правосудию в части принудительного исполнения решения суда как завершающей стадии судебного разбирательства был заблокирован.

По моему мнению, в период действия карантина обострился и вопрос, находящийся на затяжном этапе запуска, – начало функционирования в полном масштабе Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы. Концепция данной системы была утверждена Государственной судебной администрацией Украины еще в 2018 году, однако в 2019 году ее полный запуск был разбит на определенные этапы и отсрочен на период с 2020 по 2023 года.

Процессуальными кодексами утверждено, что Единая судебная информационно-телекоммуникационная система согласно закону обеспечивает обмен документами (направление и получение документов) в электронной форме между судами, между судом и участниками судебного процесса, а также фиксацию судебного процесса и участие участников судебного процесса в судебном заседании в режиме видеоконференции.

Поскольку введенные карантинные ограничения и запреты требовали максимально ограничить коммуникацию между судьями, участниками дела и аппаратом суда, вопрос функционирования системы "Электронный суд" встал острее, чем когда-либо прежде.

На сегодня данная система частичного функционирует в некоторых судах, однако так как ее запуск на национальном уровне не состоялся, то и далеко не все участники процесса могли пользоваться всеми ее возможностями в период действия жестких карантинных ограничений и запретов.

Кроме того, учитывая рекомендации судов о воздержании от непосредственного участия в судебных заседаниях в период действия карантина, участники судебных дел, как показывает Единый государственный реестр судебных решений и исходя из личного опыта, начали массово подавать ходатайства о проведении судебных заседаний в режиме видеоконференций в помещении суда. Возможность такого формата участия в судебном заседании предусмотрена процессуальными кодексами, однако только небольшая часть из таких ходатайств удовлетворялась судами, поскольку в судах отсутствует материально-техническая база для проведения хотя бы нескольких видеоконференций одновременно, так как по общему правилу в одном помещении суда имеется один зал, оборудованный для проведения видеоконференций.

Впрочем, карантин на его начальных этапах, по моему мнению, не только оказывал негативное влияние на доступ и отправление правосудия, но и дал толчок для реализации участниками судебного процесса такого права, как участие в режиме видеоконференции за пределами помещения суда. Так, ХПК, КАС и ГПК Украины содержат нормы, согласно которым участники дела вправе принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции за пределами помещения суда при условии наличия у суда соответствующей технической возможности, о которой суд указывает в определении об открытии производства по делу, кроме случаев, когда явка такого участника дела в судебное заседание признана судом обязательной. Законом от 30.03.2020 процессуальные кодексы были дополнены новой нормой, в соответствии с которой в период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предупреждения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), участники дела могут принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции за пределами помещения суда с использованием личных технических средств. Подтверждение личности участника дела осуществляется с применением электронной подписи, а если у лица нет такой подписи, то в порядке, определенном Законом Украины "О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность либо ее специальный статус" или Государственной судебной администрацией Украины.

23 апреля 2020 г. Государственная судебная администрация Украины утвердила новую редакцию Порядка работы с техническими средствами видео-конференц-связи во время судебного заседания в административном, гражданском и хозяйственном процессах при участии сторон за пределами помещения суда. И хотя право принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции за пределами помещения суда появилось в процессуальном законодательстве задолго до введения карантина, однако фактически данная норма была "мертвой". Утверждение же соответствующего Порядка со стороны ГСА Украины дало толчок для успешного проведения судебных заседаний в режиме видеоконференций за пределами помещения суда с применением участниками процесса личных технических средств. На сегодня же в Едином государственном реестре судебных решений содержится множество соответствующих определений, что говорит о проведении большого количества видеоконференций такого рода.

Нельзя не отметить и дополнительную нагрузку местных общих судов абсолютно новой категорией дел по ст. 443 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Появление указанной статьи стало следствием установления общенационального карантина в Украине. Ею определена ответственность в виде штрафов от 17000 грн до 34000 грн – для граждан и от 170000 грн до 340000 грн – для должностных лиц за нарушение правил относительно карантина людей, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических правил и норм, предусмотренных Законом Украины "О защите населения от инфекционных болезней", другими актами законодательства, а также решений органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными болезнями. На сегодня судебная практика по привлечению к административной ответственности по данной статье КУоАП очень обширная и различная, но стоит отметить определенную тенденцию: с начала карантина количество составленных по ст. 443 КУоАП административных протоколов и направленных в суд на рассмотрение было значительно больше, чем на данный момент, в связи с чем и на рассмотрении в судах сейчас меньше дел такой категории, чем в апреле – мае 2020 г.

С 11.05.2020 Кабинет Министров Украины внес очередные изменения в Постановление № 211, которыми был введен так называемый адаптивный карантин и фактически предоставлено разрешение, при условии соблюдения определенных ограничений, вернуться к работе адвокатам. Так, с середины мая 2020 г. большинство адвокатов уже вернулись на свои рабочие места после дистанционной работы, суды прошли двухмесячную адаптацию к работе в новых реалиях, что явно положительно повлияло на ускорение рассмотрения судебных споров.

ВЫВОД:

На сегодня действие общенационального карантина продлено до 01 ноября 2020 г., а также продолжают действовать карантинные ограничения. Впрочем, уверенно можно сказать, что все субъекты, имеющие отношение к отправлению правосудия (суды, стороны, участники, представители), вернулись к обычному режиму работы и ритму жизни.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что правосудие в целом за период пандемии несколько трансформировалось, а карантинные ограничения на систему правосудия оказали не только негативное, но и положительное влияние: новые карантинные условия жизни дали новый толчок для дальнейшего развития и ускоренного внедрения ЕСИТС, коммуникация между участниками процесса и судами стала более простой и доступной, а сами суды, адвокаты и участники дел стали более выносливыми и закаленными.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua