Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Проверки КИК: к чему готовиться
Роман Антонив, старший юрист, ЮФ ETERNA LAW Денис Киценко, партнер, ЮФ ETERNA LAW

Главная статья

Компетентное мнение

Судебный взгляд

Актуально

Долгожданное вступление в силу Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве" от 16.01.2020 г. № 466-ІХ (далее – Закон) вызвало искреннее беспокойство налогоплательщиков, и, как следствие, – шквал публикаций и комментариев профессионального сообщества.

На этот раз законодатель отважился на принципиальные усовершенствования налогового регулирования сразу в нескольких направлениях. В частности, наибольшего внимания заслуживает имплементация налогообложения контролируемых иностранных компаний (далее – КИК), а также целый ряд изменений в части проведения налоговых проверок.

Обе темы вполне основательно освещены в многочисленных изданиях, однако по объективным причинам многие практические аспекты остаются белыми пятнами ввиду временного отсутствия практического опыта их применения как такового.

Однако, как говорят адвокаты: хочешь мира – готовься к проверке, поэтому следует заблаговременно вооружиться информацией и закрашивать белые пятна правоприменения собственноручно, когда придет время.

Безусловно, сами КИК тоже являются предметом налоговых проверок, причем такие проверки проводятся в общем порядке, но с рядом особенностей, предусмотренных подпунктами 392.6.1 – 392.6.4 пункта 392.6 статьи 392 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ).

Налоговая разведка

Контролирующий орган имеет право направить плательщику запрос о предоставлении дополнительных пояснений по КИК, если у него имеется налоговая информация о том, что:

– налогоплательщик является контролирующим лицом и не представил отчет о КИК, и/или

– сведения, указанные налогоплательщиком в отчете о КИК, не соответствуют действительности или содержат ошибки.

Причем приведенные основания для запроса являются исчерпывающими, следовательно, фискальный орган не имеет полномочий требовать какую-либо информацию вне определенных случаев.

На запрос налоговиков плательщик в течение двух месяцев со дня его получения обязан предоставить ответ с пояснением фактов, изложенных в таком запросе, с надлежащим образом засвидетельствованными копиями соответствующих документов.

Надеяться на то, что фискалы никогда самостоятельно не узнают о владении резидентом корпоративными правами иностранной компании, не стоит – Закон требует от всех органов государственной власти, банков и других финансовых учреждений уведомлять ГНС Украины о выявленных фактах, свидетельствующих о владении резидентом долей в иностранном юридическом лице, средствами электронной связи не позднее пяти рабочих дней со дня выявления указанных фактов.

Небезосновательность и алгоритм проверки

В случае получения контролирующим органом информации, свидетельствующей о непредставлении плательщиком или представлении с нарушением отчета о КИК, или непредставлении органу ответа на запрос, он может провести соответствующую проверку контролируемого лица.

Важно подчеркнуть, что приведенные основания такой проверки также являются исчерпывающими, что исключает возможность ее проведения в других случаях. Порядок проведения проверки контролируемого лица, а также форму акта (справки) о ее результатах вместе с требованиями к его (ее) составлению должно утвердить Министерство финансов Украины, но на данный момент такой порядок еще не разработан. Однако в качестве ориентира предлагаем обратить внимание на аналогичные приказы министерства касательно проверки по вопросам соблюдения принципа "вытянутой руки".

Доказательная база

В ходе проведения проверки контролируемое лицо обязано обеспечить предоставление фискалам по их запросу копий первичных документов по отдельным или всем операциям КИК.

Как известно, легальное определение первичных документов крайне лаконично – согласно абзацу 11 статьи 1 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" первичным документом является документ, который содержит сведения о хозяйственной операции.

Такое определение позволяет плательщику не ограничиваться в творческом порыве и предоставлять ревизорам широкий круг документов в качестве первичных, к которым, с учетом актуальной судебной практики, традиционно относятся:

– договоры;

– акты выполненных работ или предоставленных услуг;

– расходные накладные;

– налоговые накладные;

– счета-фактуры;

– банковские выписки;

– платежные поручения;

– оборотно-сальдовые ведомости и т. д.

Причем не любые документы являются одинаково первичными: Верховный Суд в отдельных своих постановлениях несколько раз не признал первичными документами сертификаты качества и паспорта на товар, приказы о командировке и даже товарно-транспортные накладные.

В любом случае окончательный пакет первичных документов, которые будут предоставляться налоговикам в ходе проведения проверки КИК, должен формироваться с учетом как украинского законодательства (как относящегося к компетенции контролирующего органа), так и законодательства страны регистрации самой КИК.

Документы представляют в течение одного месяца с даты получения плательщиком налога соответствующего запроса в заверенных копиях. Вместе с тем документы на английском языке переводить не требуется, что просто сенсационно для отечественного налогового законодательства.

В случае необходимости получения дополнительных документов, подтверждающих осуществление финансово-хозяйственных операций КИК, в ходе проведения проверки, их предоставляет налогоплательщик в течение тридцати календарных дней с даты получения дополнительного запроса контролирующего органа.

Запрос о представлении документов или информации могут направить должностные лица контролирующего органа также лицам, являющимся сторонами операций иностранного юридического лица и/или другими ее участниками, а, кроме этого, возможно проведение встречной сверки и/или опрос должностных лиц или других работников иностранного лица и/или связанных с ним юридических лиц.

Противоречивой представляется предусмотренная Законом обязанность плательщика содействовать ревизорам в обеспечении возможности проведения опроса соответствующих должностных лиц или работников КИК, то есть фактически помогать в сборе доказательств, однако критерии такого содействия, как и последствия уклонения от него, Законом не установлены. Опрос может быть проведен путем видеоконференций, при отсутствии возможности его проведения на территории Украины, но, опять же, обеспечение видеоконференции возложено на плательщика.

При наличии сомнений по поводу достоверности или полноты представленных документов или непредставлении полного комплекта документов орган может требовать от контролируемого лица представления аудиторского заключения по финансовой отчетности КИК, которое не может содержать отказ от представления заключения или отрицательное заключение. Аудиторская компания, которая составляет такое заключение, должна иметь право на проведение аудита финансовой отчетности в соответствующей иностранной юрисдикции.

Аудиторское заключение характеризуется довольно высокой доказательной силой, поскольку оно само является достаточным документом, на основании которого определяется прибыль КИК до налогообложения и исчисляется ее скорректированная прибыль, – представление такого заключения не требует представления дополнительных документов для подтверждения прибыли КИК до налогообложения.

Периодичность и продолжительность проверок

Закон не разрешает налоговому органу проводить более одной проверки контролируемого лица в течение двух календарных лет. Однако проведение проверки контролируемого лица не препятствует проведению других проверок в общем порядке.

Срок проведения проверки контролируемого лица исчисляется со дня принятия решения о ее проведении до дня составления справки (акта) о проведении такой проверки. Продолжительность проверки контролируемого лица не должна превышать шести месяцев.

Как обычно, срок проверки может быть продлен при необходимости получения информации от компетентных органов иностранных государств, проведения экспертизы и/или перевода на украинский язык документов, необходимых для исследования соответствия условий деятельности КИК и/или ее контролирующего лица, но максимум на шесть месяцев. Причем решение о таком продлении может принять только руководитель или заместитель руководителя ГНС Украины.

Результаты и их обжалование

Результаты проверки контролируемого лица оформляются в форме акта (справки), который составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами, проводившими проверку, и контролируемым лицом или его представителем.

Акт (справка) вручается в течение двух рабочих дней с даты его составления лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю, что удостоверяется подписью соответствующего лица.

В случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания акта (справки) о результатах проверки контролируемого лица должностные лица контролирующего органа составляют соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа.

В случае несогласия контролируемого лица или его представителя с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте о результатах проверки, они имеют право подать свои возражения в течение тридцати календарных дней со дня получения акта. При этом контролируемое лицо имеет право представить вместе с возражениями или после подачи возражений в срок, согласованный с контролирующим органом, документы (их удостоверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

На наш взгляд, документами, обосновывающими возражения, могут быть в первую очередь приведенные выше. В любом случае такие документы должны соответствовать общепринятым юридическим стандартам доказывания – быть надлежащими, достаточными, допустимыми и достоверными доказательствами в понимании Кодекса административного судопроизводства Украины, поскольку на этапе возражений на акт проверки перспектива судебного спора с налоговиками является слишком близкой.

Такие возражения рассматриваются в течение тридцати рабочих дней, следующих за днем их получения, а налогоплательщику направляют ответ в порядке для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений (далее – НУР).

Принятие НУР по результатам проверки контролируемого лица осуществляется в общем порядке, но не раньше окончания срока для подачи плательщиком возражений. Обжалование НУР, принятых по результатам проверки контролируемого лица, осуществляется в общем порядке.

Последствия

Ключевым последствием неблагоприятных для плательщика результатов проверки является самостоятельный перерасчет органом скорректированной прибыли КИК в случае, если в ходе проведения проверки орган устанавливает, что контролируемое лицо рассчитало такую прибыль с нарушением требований статьи 392 НКУ.

Кроме того, непредставление или несвоевременное представление отчетности, неотражение сведений об имеющихся КИК в отчетности в будущих периодах влекут за собой наложение штрафов в размере от 50 до 1000 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января отчетного года, что может быть чрезвычайно обременительным для плательщика.

К счастью, за нарушения при определении и исчислении прибыли КИК за 2021 – 2022 годы штрафные санкции и пеня применяться не будут, а налогоплательщики и их должностные лица не будут привлекаться к административной и уголовной ответственности за любые правонарушения, связанные с применением правил КИК в данном периоде.

ВЫВОД:

Изменения в части налогообложения КИК вступают в силу с 1 января 2021 года, однако по крайней мере теоретическое понимание логики проверок контролируемых лиц уже представляется необходимым для надлежащей готовности к не всегда предсказуемым последствиям в будущем.

Глядя на отношение многих налогоплательщиков к Закону и заимствование в украинское право КИК как концепции, прежде всего рекомендовали бы осознать проблему – это первый шаг к ее решению, каким бы трудным он ни был. А учитывая богатый опыт сопровождения налоговых проверок, советуем как можно раньше готовить и собирать максимальное количество документальных доказательств до проведения проверки – это значительно повысит шансы положительного результата и облегчит обоснование правовой позиции в предполагаемом судебном споре.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua