Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Налоговые проверки по-новому
Марьяна Горецкая, адвокат, руководитель корпоративного отдела, ЮФ "Горецкий и Партнеры"

Компетентное мнение

Актуально

Судебный взгляд

Закон № 466. Сроки обжалования, штрафные санкции и первая судебная практика Верховного Суда с применением норм Закона № 466

23.05.2020 вступил в силу Закон Украины № 466-IX "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве" (далее – Закон № 466), а отдельные его положения вступят в силу с 01.01.2021. Закон вводит международные стандарты налогового контроля для всех участников международной торговли и имплементацию положений Плана действий BEPS. Он предусматривает множество изменений, направленных на усовершенствование и упрощение системы администрирования налогов, и существенно изменяет законодательство, регулирующее порядок проведения налоговых проверок.

Итак, давайте проанализируем следующие вопросы: действительно ли Закон № 466 облегчит работу бизнеса; как будут проходить проверки; какие сроки обжалования налоговых решений; какие штрафные санкции предусмотрены; какой бизнес в "группе риска" и на что необходимо обратить внимание, а также исследуем первую сформировавшуюся практику Верховного Суда с участием адвокатов нашей компании с применением норм Закона № 466.

Если говорить о том, действительно ли Закон № 466 облегчит работу бизнеса, то сразу привлекает внимание изменение порядка внесения изменений в план-график проверок налогоплательщиков. Так, еще до недавнего времени частенько имели место случаи, когда контролирующий орган вопреки действующему законодательству обновлял план-график проверок, включая в него новых налогоплательщиков, а последние были вынуждены обжаловать такие корректировки в судах.

Судебная практика сформировалась в пользу налогоплательщиков. Например, в определении Верховного Суда от 26.05.2020 г. по делу № 1.380.2019.003736 и в постановлении от 08.10.2019 г. по делу № 826/11217/18 суд принял сторону налогоплательщиков, поскольку включение в утвержденный и обнародованный годовой план-график проведения проверок в текущем году других налогоплательщиков не соответствует нормам п. 77.1 ст. 77 НКУ и не допускается, кроме случаев изменения наименования субъекта хозяйствования и исправления технических ошибок. Зато теперь Закон № 466 предусматривает возможность внесения изменений в план-график на текущий год не чаще одного раза в первом и одного раза во втором квартале такого года – соответствующие изменения появились в п. 77.2 ст. 77 НКУ. Указанные обновления обнародуются на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, до 30 числа последнего месяца квартала.

Это означает, что проверка налогоплательщика, который был включен в план-график на текущий год в результате внесения изменений в первом квартале такого года, может быть начата с 1 июля текущего года, а в случае внесения изменений в план-график во втором квартале такого года – с 1 октября текущего года. Проанализировав вышеизложенное, можно утверждать, что такие изменения не облегчают работу бизнеса.

Как будут проходить проверки, какие сроки обжалования налоговых решений и какие штрафные санкции предусмотрены

При проведении проверок должностные (служебные) лица контролирующего органа имеют право получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов.

Пунктом 85.4 ст. 85 НКУ определено, что запрос на получение копий документов должен быть подан должностным (служебным) лицом контролирующего органа не позднее чем за пять рабочих дней до даты окончания проверки. При нарушении сроков предоставления запроса контролирующим органом на получение копий документов налогоплательщик имеет право обратиться с заявлением о приостановлении проведения проверки на срок не менее пяти рабочих дней.

Это даст налогоплательщикам больше времени для подготовки первичных документов.

Однако Законом № 466 контролирующему органу предоставлено право при проведении проверок относительно правильности начисления НДФЛ и военного сбора в случае выплаты заработной платы получать пояснения от работодателей и/или их работников, и/или лиц, труд которых используется без документального оформления, а также увеличен период для проведения и вынесения налоговых уведомлений-решений – с 1095 до 2555 дней.

Кроме того, ст. 78 НКУ предусмотрена возможность проведения повторной проверки в случае получения информации или документов от иностранных государственных органов, касающихся вопросов, которые были предметом предварительных проверок, и свидетельствующих о нарушении плательщиком налогового, валютного или другого законодательства.

Из положительного изменения для бизнеса усовершенствован порядок рассмотрения возражения к акту проверки.

Так, теперь создан постоянно действующий коллегиальный орган контролирующего органа (комиссия по вопросам рассмотрения возражений), осуществляющий рассмотрение возражений и пояснений к актам проверок.

В свою очередь, Законом № 466 определено, что комиссия по вопросам рассмотрения возражений при рассмотрении материалов проверки должна более детально изучать обстоятельства дела и исследовать вопрос наличия или отсутствия оснований, исключающих вину в совершении правонарушения, смягчающих или освобождающих от ответственности, и т. д.

Более того, у налогоплательщиков, которые пропустили десятидневный срок для обжалования решений налогового органа по уважительным причинам, появится возможность ходатайствовать о его восстановлении, поскольку п. 56.3 ст. 56 НКУ определено, что в течение шести месяцев с даты истечения срока, установленного абз. 1 данного пункта, налогоплательщик вправе подать жалобу вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке и копиями подтверждающих документов уважительности причин его пропуска (при наличии). В жалобе может содержаться ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке. Контролирующий орган вышестоящего уровня, рассматривая ходатайство налогоплательщика, восстанавливает пропущенный срок на подачу жалобы в административном порядке, если признает причины его пропуска уважительными. Итак, обжаловать НУР можно в течение шести месяцев при наличии уважительных причин.

Что касается размера штрафов, предусмотренного Законом № 466, то законодатель ограничил максимальные размеры штрафов. Например, за отсутствие регистрации налоговых накладных по операциям, освобожденным от НДС, операциям, облагаемым налогами по нулевой ставке, а также накладных, составленных в соответствии с п. 198.5 ст. 198 НКУ, предусмотрен штраф в размере 5 % от объема поставок, но не более 3400 грн. Данные ограничения будут носить ретроспективный характер и применяться также к штрафам, начисленным плательщикам с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г.

Так, 22.07.2020 с участием адвокатов нашей компании Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда принял постановление с применением новых изменений, предусмотренных Законом № 466.

Своим решением по делу № 826/15459/18 по иску Частного акционерного общества "Страховая группа "ТАС" к Офису крупных плательщиков налогов Государственной фискальной службы Украины о признании противоправными и отмене налогового требования, решения о применении штрафных санкций, налоговых уведомлений-решений Верховный Суд сформировал новую правовую позицию относительно взыскания задолженности по возмещению НДС.

Так, штрафы, примененные из-за отсутствия регистрации в течение предельного срока, предусмотренного ст. 201 НКУ, налоговой накладной и/или расчета корректировки к такой налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных по операциям, освобождаемым от обложения налогом на добавленную стоимость, операциям, облагаемым налогами на добавленную стоимость по нулевой ставке, операциям, не предусматривающим предоставление налоговой накладной получателю (покупателю), и т. д., начисленные налогоплательщикам в течение периода с 1 января 2017 г. до 31 декабря 2019 г., денежные обязательства по которым несогласованы (соответствующие налоговые уведомления-решения находятся в процедуре административного или судебного обжалования и денежные обязательства по ним не уплачены), по состоянию на дату вступления в силу Закона № 466 применяются в размере 5 % объема поставок (без налога на добавленную стоимость), но не более 3400 грн.

Итак, Верховный Суд по вышеупомянутому делу, сформировав новую судебную практику, поддержал налогоплательщиков, указав на необходимость ограждения налогоплательщиков от чрезмерного бремени ответственности, установленного ранее действующими положениями п. 1201.2 ст. 120 НКУ.

Данная позиция ВС в составе КАС имеет большое значение для единства судебной практики и может учитываться налогоплательщиками в аналогичных спорах касаемо взыскания задолженности по возмещению НДС.

Новую судебную практику читайте по ссылке: http://verdictum.ligazakon.net/document/90714034.

Однако для некоторых правонарушений (около 10 % от общего количества) законодатель вводит концепцию "виновной ответственности" налогоплательщиков. Так, согласно п. 112.2 НКУ в новой редакции: "Лицо считается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена ответственность, однако не приняло достаточных мер по их соблюдению". Таким образом, вина налогоплательщика будет установлена во всех случаях, когда у него была возможность соблюдения законодательных норм, но он их нарушил.

Внедрение концепции "виновной ответственности" налогоплательщиков, по которой наличие или отсутствие вины при нарушении налогового законодательства будет определяться налоговым орган и в зависимости от этого будет применяться тот или иной размер штрафа, лишь усложняет работу бизнеса, поскольку, как мне кажется, налогоплательщикам придется только в судебном порядке доказывать отсутствие своей вины.

Какой бизнес в "группе риска" и на что необходимо обратить внимание

На мой взгляд, внесенные Законом № 466 изменения в НКУ лишь увеличат количество налоговых проверок, а сам Закон направлен на расширение полномочий контролирующего органа при проведении проверки. Поэтому бизнесу прежде всего необходимо более тщательно готовиться к налоговым проверкам, периодически проводить аудит своей деятельности и документации, проверять наличие всех первичных документов и правильность их оформления, а также проверять своих контрагентов через открытые реестры с целью выявления возможных недобросовестных контрагентов, привлекать специалистов при проведении налоговой проверки.

Проверить свою компанию на предмет проведения плановых проверок налогоплательщиков на 2020 год можно по ссылке: https://tax.gov.ua/diyalnist-/plani-ta-zviti-roboti-/402509.html.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua