Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Особенности регулирования деятельности управляющих ФФС после вступления в силу Закона о "сплите"
Феликс Аронович, Партнер, SDM Partners

1 июля 2020 г. стало долгожданным моментом "X" для многочисленных игроков рынков финансовых услуг в Украине. Теперь Нацкомфинуслуг прекращает свое функционирование. При этом полномочия данного регулятора разделят между собой Нацбанк и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

Такие изменения имеют место со вступлением в силу нашумевшего Закона о "сплите" – "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг" от 12.09.2019 г. № 79-IX.

В числе субъектов, для которых изменяется государственный регулятор, – финансовые компании – управляющие фондов финансирования строительства (ФФС). Полномочия по лицензированию и надзору за ними переходят к НКЦБФР. Итак, что реально изменится для управляющих ФФС с первого июля и до конца года? Каких нововведений ожидать в более отдаленной перспективе? Можно ли считать Закон о "сплите" действительно переломным моментом в деятельности управляющих ФФС?

К истокам: 17 лет на рынке финуслуг

Понятие "фонд финансирования строительства" было введено в правовое обращение еще в 2003 году. Такой способ привлечения инвестиций в жилищное строительство регламентируется Законом "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью " от 19.06.2003 г. № 978-IV.

С целью внедрения ФФС для посредничества между застройщиками и покупателями жилья был использован удачный опыт Польши и некоторых других стран Европы, где подобные структуры эффективно функционируют под разными названиями. По статистическим данным, в Украине только за последние пять лет управляющим ФФС получилось собрать и использовать на строительство более 42 млрд грн от доверителей.

Самими управляющими ФФС могут быть как финансовые компании при наличии соответствующей лицензии, так и банки. Управляющий несет ответственность перед доверителями собственным имуществом. И это основной предохранитель от злоупотреблений со стороны данного субъекта правоотношений. Чтобы финансовая компания – управляющий ФФС действительно могла покрыть соответствующие риски доверителям, ее собственный капитал должен составлять не менее миллиона евро. При этом сформировать его необходимо до момента привлечения средств от инвесторов.

Несмотря на надежность, прозрачность и удобство ФФС как способа привлечения денежных взносов в строительство, по мнению экспертов, среди украинцев это далеко не номер один в перечне форм инвестирования в жилищное строительство. Является ли этому причиной несовершенство законодательного урегулирования? Поможет ли Закон о "сплите" сделать ФФС более популярным? Время покажет.

Несмотря на "сплит", профильные законы не изменяются

Никакие революционные изменения в функционировании управляющих ФФС с 1 июля текущего года не произойдут. По словам Тимура Хромаева, председателя НКЦБФР, до конца года планируется только подготовить и подать на рассмотрение в Верховную Раду законопроекты, которые могут сказаться на сфере регулирования деятельности управляющих ФФС. А пока действующими остаются старые профильные нормативно-правовые акты.

В перспективе планируется пересмотреть подходы к обучению и сертификации руководителей управляющих ФФС. Сейчас крайне сложно найти на замену специалиста, который отвечал бы всем требованиям. Речь идет о довольно жестких требованиях к образованию, деловой репутации, опыту работы, в том числе на руководящих должностях на финансовом рынке, сдаче экзаменов.

До 1 января 2022 г. остаются действительными сертификаты ответственных за финансовый мониторинг. Дальнейшие изменения в подходах к регулированию работы компаний, привлекаемых к управлению активами, изложены в Стратегии-2025 НКЦБФР.

Нововведения: обязательное членство в профессиональном объединении фондового рынка

На управляющих ФФС распространяются поправки к ст. 16 Закона "О ценных бумагах и фондовом рынке" от 23.02.2006 г. № 3480-IV. В частности: "деятельность по управлению имуществом для финансирования объектов строительства отнесена к профессиональной деятельности на фондовом рынке".

Подобная деятельность возможна исключительно в случае членства как минимум в одном объединении профессиональных участников рынка ценных бумаг и/или саморегулируемой организации.

Изменение подходов к представлению отчетности

Наиболее значимое нововведение для управляющих ФФС – введение нового формата отчетности. До 1 июля управляющий ФФС отчитывался Нацкомфинуслуг только с установленной периодичностью. Также ежегодно он проходил аудит и по его итогам опять представлял отчет.

Представлению отчетности управляющих ФФС посвящено Информационное сообщение для финансовых компаний – управляющих ФФС и ФОН относительно подачи административных данных Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку с 01.07.2020 (опубликованное на веб-сайте НКЦБФР 04.05.2020).

Осуществляя шаги по имплементации Закона о "сплите", НКЦБФР не планирует существенным образом изменять алгоритмы представления регулярной отчетности. Только немного будет расширен объем информации по характеристикам объекта строительства, источникам инвестиций, соблюдению сроков ввода в эксплуатацию.

Непосредственно нововведение – это введение нерегулярной отчетности. Прежде всего речь идет об обязательстве уведомлять об изменении даты сдачи в эксплуатацию, размера инвестирования, технических параметров объекта. Например, такая отчетность представляется в случае создания нового фонда финансирования. Благодаря получению подобных оперативных сведений НКЦБФР сможет осуществлять более комплексный и эффективный надзор за деятельностью управляющих. А это, в свою очередь, будет способствовать оптимизации сроков и стоимости строительства, а также повышению его качества.

ВЫВОД:

Таким образом, для компаний – управляющих ФФС вступление в силу Закона о "сплите" не создает значительных препятствий или осложнений в текущей деятельности. На данный момент изменяется лишь регулятор в этом направлении предоставления финансовых услуг. Более существенных изменений следует ожидать лишь с принятием новых специализированных законов, направленных на упорядочение сферы привлечения инвестиций в строительство и управление активами.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua