Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Декларирование КИК в Украине: как подготовиться и чего опасаться
Андрей Илюк, советник, руководитель практики разрешения споров и банкротства, медиатор, TEFFI Law Firm

To KIK or not to KIK

Имплементация плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) в Украине – вопрос времени, и это время непременно настанет. Уже много лет обсуждаются пути его внедрения и соответствующей налоговой реформы.

Нашла свое воплощение имплементация плана BEPS в законопроекте 1210, который уже больше известен как Закон № 466-IX. Именно он является началом налоговой реформы (хотя больше похоже на дальнейшее усложнение налоговых правил вместо системной реформы, призванной улучшить бизнес-среду).

Еще на этапе проекта данный Закон получил широкую огласку и активно обсуждался. Пока не было финального (то есть опубликованного) текста, анализируя проект, размещенный на сайте Верховной Рады Украины, мы старались спрогнозировать его влияние на экономику, отыскать положительные и отрицательные черты.

Предвидя в проекте 1210 угрозы для и без того непростой ситуации в стране, мы все довольно долго ждали его подписания и опубликования. И в то же время где-то мысленно надеялись, что этот момент будет максимально растянут во времени, ведь бизнесу и без того добавили хлопот мировая пандемия и всеукраинский карантин. Следовательно, увеличение фискального давления и установление жестких налоговых правил с непомерными штрафами совсем, казалось, несвоевременным.

Однако Президент таки подписал проект, и уже 23 мая 2020 года Закон № 466-IX вступил в силу (некоторые положения вступят в силу позднее).

Именно указанным Законом в украинское законодательство введены два новых термина – контролируемая иностранная компания (или сокращенно КИК) и контролирующее лицо.

Так, к КИК относятся любые юридические лица (а также иностранные образования, не обладающие статусом юридического лица), находящиеся под контролем резидента Украины (физического или юридического лица).

Контролирующим лицом в отношении КИК является физическое (или юридическое) лицо – резидент Украины, которое (і) владеет в такой компании долей в >50 %, или (іі) владеет в такой компании долей >25 % (10 % с 2023 года), если несколько резидентов Украины суммарно имеют в такой компании не менее 50 %, или (ііі) осуществляет фактический контроль над КИК.

КИК-налоги

Если КИК не распределяет прибыль, физическое лицо обязано уплатить налог по ставке 19,5 %, из которых: 18 % налога на доходы физических лиц и 1,5 % военного сбора.

Если же КИК распределяет прибыль, а контролирующее физическое лицо фактически получает дивиденды, то уплатить придется 10,5 %, из которых: 9 % налога на доходы физических лиц и 1,5 % военного сбора.

Стоит учесть, что подлежащая уплате сумма налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму корпоративного или аналогичного налога, которая уплачивается КИК по месту своей государственной регистрации.

Для юридических лиц – контролеров скорректированная прибыль КИК облагается налогом по ставке 18 %.

КИК-off

Закон № 466-IX предусматривает случаи, когда контролирующие лица обязаны лишь раскрывать информацию о существующих КИК, при этом без уплаты налогов.

Для применения исключения из правил КИК должна быть зарегистрирована в стране, с которой Украина имеет договор об обмене налоговой информацией, а также должно выполняться любое из следующих условий:

– КИК де-факто уплачивает налог с прибыли в размере не менее 13 %;

– доля пассивных доходов КИК составляет 50 или больше процентов от всех ее доходов;

– доход всех КИК одного контролирующего лица за год не превышает 2 млн евро;

– КИК является публичной компанией, акции которой торгуются на фондовой бирже;

– КИК осуществляет благотворительную деятельность и не распределяет прибыль в пользу своих участников.

КИК-отчетность

Отчитываются по КИК контролирующие лица в налоговую ежегодно одновременно с представлением годовой декларации об имущественном состоянии и доходах (до 30 апреля каждый год) или налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий (до 1 марта).

Свои отчеты контролирующие лица обязаны подкреплять копиями финансовой отчетности КИК.

О каждом факте приобретения доли или контроля в иностранной компании, попадающей под правила КИК, а также о каждом факте отчуждения соответствующих долей или утрате фактического контроля резиденты Украины обязаны уведомлять контролирующий орган в течение 60 дней после соответствующего приобретения или отчуждения.

В части правил по КИК Закон № 466-IX вступит в силу с началом 2021 года. Из этого можно предположить, что первые отчеты по КИК необходимо будет представлять в 2022 году. Однако сам Закон на данный вопрос не дает четкого ответа.

За нарушение правил представления отчетности и информации о КИК установлены солидные штрафы – от сотни тысяч гривен до нескольких миллионов. Размер штрафов привязан к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, а следовательно он будет увеличиваться со временем.

Однако в течение 2021 – 2022 годов установлен переходный период, на протяжении которого штрафные санкции и пеня за нарушение правил КИК применяться не будут.

Итак, что же имеем?

Имплементация плана BEPS осуществляется в довольно "агрессивной" форме, с непомерными штрафами. Хотя и предоставление переходного периода, который позволит бизнесу адаптироваться к новым правилам, является безоговорочным плюсом.

И да, несмотря на то что правила по КИК вступят в силу только через полгода, готовиться к ним следует начинать уже сегодня. Вы можете начать с того, что зададите себе несколько вопросов, например: (і) попадает ли ваша структура (бизнес) под правила КИК (іі) либо есть ли острая необходимость в использовании компании в иностранной юрисдикции, или возможно обойтись без нее. Если же без компании в иностранной юрисдикции не обойтись, то следует понимать, готовы ли вы нести риски по уплате штрафов в случае выявления нарушений в части КИК.

А учитывая не совсем однозначное регулирование (вопрос установления фактического контроля может требовать применения специального теста для получения ответа, является ли иностранная компания контролируемой), без привлечения специалистов не обойтись. При этом нельзя исключать и то, что до 2021 года и эти изменения могут быть изменены. .

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua