Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Требования к осуществлению торговой деятельности
Евгения Бражник, адвокат

Требования к ведению торговой деятельности закреплены в постановлении от 15.06.2006 г. № 833, которым утверждены Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров (далее – Порядок № 833), где определены общие условия, в том числе требования к ведению торговой деятельности субъектами оптовой торговли, розничной торговли, заведениями ресторанного хозяйства. В Порядке № 833 закреплены основные требования к торговой сети, сети заведений ресторанного хозяйства и торгового обслуживания потребителей (покупателей), которые приобретают товары у предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физических лиц – предпринимателей и иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Украины.

В соответствии с п. 5 Порядка № 833 все субъекты хозяйствования ведут торговую деятельность после их государственной регистрации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, при наличии соответствующих документов разрешительного характера и лицензии.

Так, перед началом торговой деятельности субъекты хозяйствования – юридические лица должны иметь: для торговли некоторыми товарами – лицензии или их копии, утвержденные соответствующим органом, который выдал лицензию; документы на товар (сертификат качества, накладные и т. д.); регистратор расчетных операций (РРО) в стационарных помещениях; договор аренды помещения (при необходимости) или документ, удостоверяющий право собственности на помещение (объект), в котором осуществляется торговля.

Лицензии в соответствии со ст. 7 Закона Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" необходимо получать, в частности, при торговле: лекарственными средствами; ветеринарными медикаментами и препаратами; пестицидами и агрохимикатами; алкогольными напитками; табачными изделиями; огнестрельным оружием; пиротехническими средствами; специальными техническими средствами для снятия информации с каналов связи, другими средствами негласного получения информации.

Пунктом 28 Правил работы мелкорозничной торговой сети установлен перечень документов на товары, которые должны находиться у работников названных сетей, а именно:

– товарно-транспортные накладные, приходно-расходные накладные, приемные акты, заборные листы и т. д. с указанием названия, сорта, количества, цены и общей стоимости товара;

– документы, согласно которым поступили товары, подлежащие обязательной сертификации, с указанием регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на соответствующий товар;

– копии гигиенических заключений, засвидетельствованных подписью уполномоченного лица субъекта хозяйствования, от которого получены эти товары, в отношении товаров, не подлежащих обязательной сертификации в соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения Украины перечнем;

– документы, удостоверяющие соответствие качества товаров требованиям нормативных документов (для импортных товаров – копии сертификатов, изложенные на языке страны-экспортера и на украинском или русском языке и засвидетельствованные подписью уполномоченного лица субъекта хозяйствования, от которого получены эти товары).

Субъект хозяйствования, в подчинении которого есть пункты мелкорозничной торговой сети, обязан иметь на все товары, реализуемые в данных пунктах, вышеуказанные документы.

В соответствии с Порядком № 833 субъекты хозяйствования должны обеспечить:

– соответствие помещения для осуществления деятельности в сфере торговли и ресторанного хозяйства необходимым санитарным нормам, а технического состояния помещения, здания и оборудования – требованиям нормативно-правовых актов по хранению, производству и продаже соответствующих товаров, а также охране труда;

– наличие на видном и доступном месте уголка покупателя, в котором размещается информация о наименовании владельца или уполномоченного им органа, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей;

– размещение лицензии в соответствии с установленными законодательством требованиями;

– продажу товаров и их обмен согласно установленным правилам и нормам.

По требованию потребителя (покупателя) ответственный работник субъекта хозяйствования должен предоставить ему Порядок № 833, Закон Украины "О защите прав потребителей", санитарные нормы, правила продажи отдельных видов товаров в соответствии со специализацией субъекта хозяйствования.

По решению субъекта хозяйствования этикетирование товаров или инструкции об их применении (в установленных случаях) могут содержать рядом с текстом, изложенным на государственном языке, его перевод на региональный язык или язык меньшинства, на другие языки.

Субъект хозяйствования самостоятельно решает вопросы обеспечения торговых помещений (мест) оборудованием (холодильным, подъемно-транспортным, весоизмерительным и т. д.), регистраторами расчетных операций в соответствии с нормативно-правовыми актами. Средства измерительной техники, используемые в торговой деятельности, должны быть в исправном состоянии, иметь поверительное клеймо и проходить периодическую поверку в установленном законодательством порядке.

На фасаде торгового объекта размещается вывеска с указанием наименования субъекта хозяйствования. У входа в торговый объект на видном месте размещается информация о режиме работы. При осуществлении выездной (выносной) торговли, а также продаже товаров с использованием других нестационарных средств на рабочем месте продавца устанавливается табличка с указанием фамилии, имени и отчества продавца, а также сведений о субъекте хозяйствования, который организовал торговлю.

Для заведения ресторанного хозяйства, обслуживающего потребителей на предприятиях, в учреждениях и организациях, режим работы устанавливается субъектом хозяйствования по договоренности с их администрацией.

При оптовой продаже субъект хозяйствования может осуществлять полный или ограниченный цикл сбытовых операций с переходом права собственности на товар либо ограниченный цикл операций обслуживания без перехода права собственности на товар.

Субъект хозяйствования должен содержать торговые и складские помещения, а также прилегающую к ним территорию в соответствии с санитарными нормами.

Администрация торгового объекта, в котором осуществляется продажа продовольственных товаров, обязана обеспечить каждого работника одеждой, соответствующей санитарным нормам.

Торговый объект оборудуется согласно требованиям нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, здоровья и окружающей природной среды, противопожарной безопасности, а также санитарных норм.

Субъект хозяйствования обязан обеспечить наличие у работников, осуществляющих продажу продовольственных товаров, личных медицинских книжек установленного образца, организацию и своевременность прохождения ими медицинских осмотров и контроль за допуском их к работе при наличии необходимого медицинского заключения. Медицинские книжки предъявляются по требованию работников санитарно-эпидемиологической службы.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua