Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Перспективы участия трудового коллектива в управлении акционерными обществами
Андрей Полешко, младший юрист, SDM Partners

Избрание европейскими государствами, а впоследствии и Украиной пути развития рыночной экономики порождает необходимость обеспечения социального диалога, то есть надлежащего механизма комплексного смягчения противоречий между интересами владельцев бизнеса и работников, обеспечения их синергии для стабильного функционирования экономики и во избежание социальных беспорядков. Действительно, ХХ – ХХІ ст. демонстрируют, что наряду с основной целью деятельности субъектов хозяйствования – получением прибыли – возникают потребности, опосредованные корпоративной социальной ответственностью, что предусматривает деятельное положительное влияние предприятия на развитие общества и учет социальных интересов в рамках деятельности.

При таких реалиях непременно возникает вопрос обеспечения интересов работников (в частности, из-за законодательного ограничения дискреции органов управления или введения квот участия работников в управлении), для чего они, объединенные в трудовой коллектив, должны восприниматься как один из субъектов влияния на порядок деятельности предприятия. При этом очевидно, что участники и исполнительный орган не могут быть отстранены от монополии на непосредственное текущее управление обществом, поскольку это противоречило бы самой природе общества.

Кроме вышеупомянутых общеисторических причин, для обращения внимания на участие работников в управлении предприятиями для Украины применимыми являются также требования ст. ст. 293 и 422 Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, предусматривающие обязательства по имплементации норм относительно представительства трудового коллектива в органах управления обществ. Акционерные общества были выбраны для исследования, исходя из наличия значительного нормативного массива в данной сфере в рамках законодательства ЕС, которое подлежит имплементации Украиной.

Таким образом, для достижения цели исследования, проиллюстрированной заголовком, нам следует:

(i) проанализировать действующие требования законодательства ЕС в плоскости представительства трудового коллектива в органах управления акционерных обществ;

(ii) проанализировать соответствующие нормы действующего законодательства Украины;

(iii) сформировать критерии для надлежащего регулирования изучаемого вопроса;

(iv) сформировать предложения по достижению такого регулирования в Украине.

Сейчас основными законодательными актами, которые регулируют вопросы статуса трудового коллектива, в частности, в части его участия/представительства в органах управления, являются следующие:

Кодекс законов о труде Украины (далее – КЗоТ);

Закон Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (исследование не предусматривает детального изучения вопросов, связанных с функционированием профсоюзов);

Закон СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" (далее – Закон о коллективах);

Закон Украины "Об акционерных обществах".

Согласно ст. 2521 КЗоТ трудовой коллектив предприятия образуют все граждане, которые своим трудом участвуют в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.

В общем законодательством Украины предусмотрено, что трудовой коллектив реализует свои полномочия через первичные профсоюзные организации либо иначе коллегиальным способом или через избранных представителей. Приведенные законодательные акты освещают, в частности, такие полномочия трудового коллектива, как:

– участие в управлении субъектом хозяйствования – ч. 2 ст. 2 КЗоТ;

– заключение коллективного договора, предусматривающего дополнительные гарантии статуса работников и являющегося обязывающим, – ст. ст. 12 – 13 КЗоТ;

– выражение согласия на увольнение работника, определение условий его труда (в частности, продолжительности испытательного срока, графика работы, правил внутреннего трудового распорядка, осуществления сверхурочных работ, очередности предоставления отпусков, введения/изменения норм труда, графика выплаты заработной платы) – ст. ст. 27, 43, 45, 52, 64, 79, 86, 115 КЗоТ;

– применение мер общественного воздействия (например, товарищеское замечание), что в дальнейшем оказывает решающее влияние, в частности, на возможность увольнения работника, – п. 3 ч. 1 ст. 40 КЗоТ;

– гарантии сохранения должности в случае назначения работника на должность в профсоюзе – ст. 118 КЗоТ;

– представительство интересов конкретных работников в споре с работодателем – ст. 224 КЗоТ;

– решающее участие в рассмотрении споров между работником и работодателем через комиссию по трудовым спорам – ст. 223 КЗоТ;

– участие в общем собрании акционеров, если поступило соответствующее приглашение, – ст. 34 Закона Украины "Об акционерных обществах";

– обязательное уведомление о приобретении контрольного пакета акций – ч. 8 ст. 65 Закона Украины "Об акционерных обществах".

Хотя большинство предписаний Закона о коллективах (например, касательно развития социально-бытовой инфраструктуры, идеологического воспитания работников, обеспечения ветеранов и пенсионеров предприятия) являются, несмотря на de iure действие, невостребованными вне советской государственно-экономической модели, однако он предусматривает значительные полномочия для трудового коллектива, которые de iure распространяются на все и любые предприятия, учреждения и организации (ст. 22 Закона о коллективах), в частности:

– администрация (то есть органы управления) обязана информировать трудовой коллектив о своей деятельности (тем не менее эта норма не конкретизирована, законодательство не содержит ее аналогов, например, в КЗоТ) – ч. 3 ст. 19 Закона о коллективах;

– через регулярные собрания трудового коллектива принимать решения (нивелируется, поскольку норма относительно полномочий на принятие таких решений является бланкетной и не имеет актуального соответствия), обращаться к администрации (то есть в органы управления) с предложениями и рекомендациями, которые подлежат обязательному рассмотрению в месячный срок, – ст. 21 Закона о коллективах.

Аналогичная норма об участии в управлении через собрания/конференции/советы трудового коллектива предусмотрена также ст. 245 КЗоТ. Тем не менее и в данной норме не регламентированы полномочия таких органов, статус их решений и гарантии проведения заседаний таких органов.

Также в контексте исследования следует обратить внимание на возможное принятие законопроекта от 27.12.2019 г. № 2682, предусматривающего подробную регламентацию полномочий трудового коллектива относительно воздействия на работодателя путем организации забастовки.

Таким образом, необходимо отметить следующее:

– законодательством Украины предусмотрены возможности реализации полномочий трудового коллектива через профсоюзную организацию, избранных представителей и коллегиальные органы;

– трудовой коллектив не принимает непосредственного решающего участия в управлении субъектом хозяйствования;

– у трудового коллектива имеются широкие полномочия по влиянию на условия труда, а также по защите интересов работников (вплоть до разрешения споров с работодателем, формирования основания для увольнения за счет общественного взыскания и т. д.);

– трудовой коллектив вправе обращаться с рекомендациями/предложениями к работодателю, которые подлежат обязательному рассмотрению в определенный срок;

– у трудового коллектива имеются минимальные полномочия по участию в деятельности органов управления;

– отсутствует нормативное урегулирование большей части текущего информационного взаимодействия работодателя с трудовым коллективом.

В то же время законодательство Европейского Союза, в частности ст. 153 Договора о функционировании ЕС, Директива Совета 2001/86/ЕС "О дополнении статуса европейского акционерного общества правилами, регулирующими привлечение работников к управлению" от 08.10.2001 г. (Директива включена в приложение к Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в редакции от 04.11.2018 г., Перечень актов законодательства Украины и acquis communautaire Европейского Союза в приоритетных сферах адаптации) (далее – Директива):

– подчеркивает необходимость сотрудничества работодателя/предпринимателя с коллективом работников;

– понимает участие коллектива в управлении как информирование, консультации, непосредственное участие в управлении и любой другой механизм, с помощью которого представители работников могут оказывать влияние на функционирование юридического лица;

– не определяет единых стандартов и путей их внедрения относительно представительства трудового коллектива в органах управления общества.

Заметим, что директивы являются обязательными к воплощению государствами – членами ЕС, однако не создают нормативного регулирования ipso factо, а реализуются через специально принятые акты национального законодательства, содержащие нормы, соответствующие нормам директив. Поэтому механизм и основные показатели, предусмотренные Директивой и воплощенные в национальном законодательстве, могут различаться.

Например, в ФРГ Федеральным законом "О статусе предприятий" предусмотрено формирование трудовым коллективом:

– 50 % состава наблюдательного совета – для акционерных обществ, действующих в сфере горнодобывающей и металлургической промышленности, со штатом более 1000 человек, а также других акционерных обществ со штатом более 2000 человек;

– 33 % состава наблюдательного совета – для других акционерных обществ.

Кроме того, Федеральный закон "О статусе предприятий" предусматривает формирование для предприятий со штатом более 5 человек производственного совета, который является посредником во внутрихозяйственных переговорах в интересах работников. Тем не менее законодательство ФРГ предусматривает только возможность ведения диалога с работодателем, без наделения производственных советов / профсоюзов полномочиями влиять на условия труда или участвовать в разрешении споров между работником и работодателем.

На основании изложенного можно установить, что приоритетами для дальнейшей законодательной деятельности в Украине в разрезе обеспечения участия трудового коллектива в управлении предприятием являются, в частности:

– обеспечение синергии трудового коллектива и работодателя по сохранению баланса их интересов;

– имплементация требований законодательства ЕС в исследуемой сфере;

– оптимизация имеющегося отечественного законодательного регулирования.

Исходя из этого, можно предложить, в частности, такие шаги по улучшению правового регулирования участия трудового коллектива в управлении предприятием:

– обновление Закона о коллективах, в частности, путем отмены его положений, которые не соответствуют государственно-экономическим реалиям, а также конкретизация полномочий коллегиальных органов (собрание/конференция/совет) трудового коллектива и регулярности проведения их заседаний;

– внедрение обязательства исполнительного органа акционерных обществ с большим количеством работников уведомлять профсоюз / коллегиальный орган трудового коллектива о динамике основных текущих экономических показателей предприятия;

– внедрение для трудового коллектива акционерного общества полномочий направлять избранного представителя на общее собрание акционеров без дополнительных формальностей (в частности, приглашения);

– внедрение для трудового коллектива акционерных обществ с большим количеством работников полномочия направлять до 10 % избранных представителей в наблюдательный совет общества.

Такие меры, по нашему мнению, будут способствовать не только прогрессу в исполнении обязательств в части имплементации acquis communautaire, но и упорядочению национального законодательства и обеспечению дополнительных социальных гарантий для работников.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua