Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Антимонопольный комитет не Робин Гуд: влияние на цены и бизнес во время карантина
Святослав Генык, старший юрист, Marchenko Partners

Новости по COVID-19 в последние месяцы монополизировали мировое информационное пространство. Изменения почти сразу коснулись и бизнеса. Правительства большинства государств вводят меры поддержки для наиболее уязвимых бизнесов, чтобы те пережили период карантина и экономического спада, а предприятия "критической инфраструктуры" получали надлежащие стимулы.

Однако если есть пряник, то должен быть и кнут. Очевидно, что изменения, которые привели к вынужденному простою или даже закрытию многих бизнесов, для других имели положительный экономический эффект. Рост спроса на товары первой необходимости, в том числе на продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия (например, маски), уже успел породить кучу шуток.

Прибыли компаний, вызванные повышениям цен, спроса или сокращением расходов, не остаются без внимания конкурентных ведомств. Антимонопольный комитет Украины (далее – АМКУ, Комитет) уже начал проактивно и публично коммуницировать с ключевыми игроками топливного ритейла для снижения цен на горючее. Также Комитет опубликовал предостережение относительно недобросовестной рекламы лекарственных средств, которые якобы лечат / обеспечивают профилактику коронавируса.

Тем не менее для правильного понимания проблематики и процессов, на которые может повлиять АМКУ, нужно окунуться в причины роста цен, исчезновения товаров с полок или иных рыночных колебаний и сопоставить это с пониманием сферы полномочий Комитета. Только тогда можно сделать необходимые для бизнеса выводы – как же не подвергнуться штрафу АМКУ в условиях карантина.

Комитет не Робин Гуд?

Комитет не может заставить компанию снизить цену на продукцию или же предоставить льготы потребителям. АМКУ не является органом ценового регулирования. Вопрос регулирования предельных цен на противоэпидемические и некоторые другие социально значимые товары пока входит в полномочия Кабинета Министров Украины.

Задача Комитета состоит в том, чтобы на рынках продажи товаров или реализации услуг существовала настоящая и здоровая конкуренция, от которой выгоду получают в первую очередь потребители. Для этого у АМКУ довольно широкий спектр инструментов:

1. Комитет контролирует концентрации компаний (слияние, поглощение и т. д.) и согласованные действия между ними (обязательства не конкурировать, совместные закупки у поставщиков и др.) через имеющуюся разрешительную систему. Таким образом АМКУ может предупреждать появление проблем, связанных с конкуренцией.

2. АМКУ уполномочен контролировать сферу государственной помощи, а также может рассматривать нарушения, связанные с антиконкурентными действиями органов государственной власти и местного самоуправления, – так контролирующий орган может исправить ситуацию в случае, если вмешательство государства или местных властей искажает конкуренцию.

3. Комитет имеет инструменты для предотвращения недобросовестной конкуренции на случай, если какая-то компания захочет повысить собственные продажи путем обмана покупателей или копируя бренд либо дизайн продукции успешного конкурента.

4. АМКУ может прекратить злоупотребления монополиста или доминирующей компании и противостоять заговорам между конкурентами, которые имеют существенное влияние на потребителей в конечном итоге.

Как видим, спектр инструментов влияния АМКУ на состояние конкуренции довольно широк.

Комитет во время карантина будет интересоваться фактами завышения цен, которые могут свидетельствовать о злоупотреблении доминирующим положением или о заговоре на соответствующем рынке. Однако его целью будет прекращение злоупотреблений и восстановление нормальной конкуренции на рынке (с возможным наложением строгих санкций) и отнюдь не контроль и мониторинг цен, которые часто лихорадит в бурные времена пандемии. К тому же все должны понимать, что расследование определенных дел, в частности дел о заговоре конкурентов, является довольно сложным и длительным процессом. Именно поэтому несправедливо ожидать от АМКУ полноценных расследований и быстрых решений (которые потом, как это часто бывает, успешно обжалуются в судах) по таким делам в течение ближайших недель или месяцев.

Практика во времена пандемии

Однако это все сухая теория. На практике, к сожалению, мы видим случаи, когда Комитет пытается играть на опережение и бороться точечно именно с ценовыми скачками или определенным уровнем установленных цен. К таким примерам можно отнести вышеупомянутую коммуникацию АМКУ с топливными ритейлерами, а также громкие дела на фармацевтическом рынке, в рамках рассмотрения которых за обход жесткого ценового регулирования дистрибьюторами к ответственности привлекли еще и производителей лекарственных средств. Такие действия Комитета напоминают симптоматическое лечение простуды – фокусируясь на решении ценового вопроса, АМКУ забывает, что, только наведя порядок с конкуренцией на проблемных рынках в целом, можно устранить вредоносный возбудитель и добиться системных результатов.

Однако на время карантина в Украине очень высока вероятность того, что Комитет будет пытаться применять именно такой, "симптоматический", способ лечения конкуренционных проблем. И в нынешней сложной ситуации не стоит винить АМКУ в непрофессионализме, ведь такие "противопожарные" меры могут действительно иметь эффект в краткосрочной перспективе, что сейчас крайне необходимо.

Советы для бизнеса

Бизнесу стоит уделить внимание тому, чтобы не попасть под горячую руку Комитета. Уже сейчас мы слышим первые "тревожные звоночки" от территориальных отделений АМКУ, которые обращают внимание на повышение цен на медицинские товары и продукты питания. Какие же "болевые точки" могут проявиться у бизнеса в новых условиях и как эффективно противостоять ожидаемым антимонопольным вызовам?

Как банально это бы ни звучало, но так называемая "домашняя работа" в разрезе соблюдения антимонопольного законодательства особенно необходима сейчас. В частности, если бизнес в эти времена демонстрирует хорошие показатели, целесообразно задуматься над сохранением тяжело заработанного и уделить внимание выявлению возможных антимонопольных проблем и их устранению. Стоит понимать, что риск заключается не только в потенциально повышенном внимании Комитета к бизнесу сейчас, но и в возможности конкурентов, контрагентов или даже потребителей обратиться с жалобами в АМКУ уже после завершения активной фазы борьбы с COVID-19.

Наиболее эффективным и действенным решением будет провести предварительную проверку бизнеса исходя из сферы полномочий АМКУ. Только такой подход может обеспечить уверенность в завтрашнем дне. Нельзя исключать и того, что Комитет, начав проверку причин роста цен на продукцию или услуги компании, впоследствии обратит внимание на непрозрачную историю формирования группы, к которой такая компания принадлежит, и выявит факты нарушений законодательства в разрезе неполучения разрешений на концентрацию или согласованные действия.

Именно поэтому целесообразно будет "пройтись" по всем возможным сферам, где свои полномочия может применить Комитет:

– проверить историю формирования группы компаний на предмет получения необходимых разрешений на концентрацию или согласованные действия;

– проверить наличие прямых и косвенных государственных льгот, дотаций или преференций и их соответствие законодательству;

– проработать имеющиеся маркетинговые активности на предмет соответствия законодательству о защите от недобросовестной конкуренции;

– провести анализ на наличие у компании монопольного или доминирующего положения на рынке (что может неожиданно стать реальностью в условиях карантина, когда конкуренты могут внезапно выпасть из игры), отсутствие злоупотреблений рыночной властью или согласованного с конкурентами поведения и обратить внимание на ценовую политику компании.

Действительно, хотя повышение цен или изменение других коммерческих условий и не обязательно свидетельствуют о нарушении конкуренционного законодательства, однако следует понимать, что такое поведение может служить триггером для внимания АМКУ.

В заключение можно дать также простую, но достаточно действенную рекомендацию: бизнесу нужно иметь экономическое обоснование той или иной ценовой политики компании, особенно в такие бурные времена. Мы уже слышали неоднозначные публичные заявления представителей Комитета о том, что в условиях карантина бизнес должен быть настолько социально ответственным, что даже включение в расходную часть продукции или услуг средств, потраченных на мероприятия эпидемиологической защиты, может быть недопустимым. Несмотря на такие заявления, наличие детального и надлежащего обоснования повышения цен или изменения других коммерческих условий поможет бизнесу избежать негативных последствий и чувствовать себя уверенно в случае возможных коммуникаций с Комитетом.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua