Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Топ-10 ожиданий по вопросам корпоративного управления бизнесом в 2020 году
Шади Саад, директор, Saad Legal

Последние несколько лет были очень насыщенные изменениями законодательства в сфере корпоративного управления, особенно для обществ с ограниченной ответственностью.

Так, в 2018 году было принято абсолютно новый, местами революционный, Закон Украины "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью"

Данным Законом было изменено немало "столбов" деятельности ООО в Украине. Многие не были готовы к таким радикальным изменениям, но за 1,5 года существования Закон однозначно доказал свою необходимость и прогрессивность.

2020-й обещает быть годом введения еще больших изменений по вопросам корпоративного управления, особенно для акционерных обществ. Хотя ООО тоже могут получить нечто совершенно новое и невероятное!

Итак, топ-10 ожиданий изменений корпоративного законодательства в 2020 году.

Прежде всего необходимо понимать, что изменений в Закон Украины "Об акционерных обществах" настолько много, что он излагается в новой редакции!

1. Введение одноуровневой системы корпоративного управления

Владельцы акционерных обществ уже давно привыкли к наличию в системе корпоративного управления двух уровней – исполнительного органа и наблюдательного совета. В моей практике уже есть ООО, которые тоже поняли преимущества данной системы корпоративного управления и ввели у себя наблюдательный совет. Но таких в Украине единицы.

Двухуровневая система корпоративного управления абсолютно оправдана для среднего и крупного бизнеса, особенно если компания принадлежит нескольким владельцам. Однако существуют компании, у которых один владелец, а сама она небольшая. Для таких компаний содержание отдельного наблюдательного совета может быть достаточно расходным и не очень эффективным инструментом.

Новым законопроектом Украины "Об акционерных обществах" (далее – Законопроект), который был подан в Верховную Раду в конце 2019 года, предлагается предоставить возможность большинству акционерных обществ выбирать или одноуровневую, или двухуровневую систему корпоративного управления.

Одноуровневая система предусматривает наличие одного объединенного органа управления – совета директоров. В данный совет одновременно входят исполнительные и неисполнительные директора. Функции, касающиеся управления текущей деятельностью акционерного общества, осуществляются исполнительными директорами. Зато неисполнительные директора осуществляют функции по управлению рисками и контролю за деятельностью исполнительных директоров и общества в целом.

В международной практике данная конструкция применяется давно. Введение возможности формирования совета директоров 100%-но положительно повлияет на развитие украинской юрисдикции.

Самое приятное то, что большинство обществ получат возможность самостоятельно выбирать систему корпоративного управления. Исключение будет лишь для предприятий, представляющих общественный интерес, банков и государственных компаний – у них только двухуровневая система (с наблюдательным советом и независимыми директорами).

2. Изменение парадигмы определения рыночной стоимости акций общества

Одна из самых больших проблем последнего десятилетия в сфере деятельности акционерных обществ – порядок определения рыночной стоимости акций, особенно при обязательном выкупе, а в последние несколько лет – вокруг squeeze-out'ов.

Уже через две недели ожидаем решения Большой Палаты Верховного Суда по делу касаемо сквиз-аута ДТЭК "Днепроэнерго".

Законопроектом предлагается изменить подходы к определению рыночной стоимости путем установления нижнего уровня стоимости – стоимости чистых активов. Это означает, что стоимость 100 % акций не может быть меньше собственного капитала. В принципе многие используют стоимость чистых активов как приблизительную стоимость компании. Кроме того, в судебной практике по части стоимости обществ с ограниченной ответственностью нередко применяется стоимость чистых активов как критерий определения базы для определения доли имущества общества, которая должна быть выплачена вышедшему участнику. Однако далеко не всегда стоимость чистых активов является справедливой как по отношению к акционеру (участнику), так и по отношению к обществу. "Качели" раскачиваются с двух сторон...

В любом случае такой нижний порог определения рыночной стоимости акций общества существенно усложнит деятельность акционерных обществ, особенно при попытках несправедливо занизить стоимость акций.

3. Следующее вытекает из предыдущего – изменение стоимости акций при сквиз-ауте

На протяжении 2017 – 2019 гг. произошло большинство так называемых корпоративных сквиз-аутов. Это когда на момент введения сквизов уже были владельцы 95 % и более акций общества. Данные сквизы еще называли "по переходным положениям".

04.06.2019 окончился срок этих переходных положений, и все владельцы 95 % утратили право на сквиз... Сейчас получить право на сквиз-аут можно, только достигнув порога в 95 % акций общества. Поэтому активность во второй половине 2019 г. существенно упала.

Однако, если будут введены изменения в порядок определения рыночной стоимости акций и стоимость акций не сможет быть снижена ниже уровня стоимости чистых активов, предвижу вторую волну сквиз-аутов – "чтобы успеть до...".

Еще одним ключевым фактором роста активности сквиз-аутов в Украине будет введение понятия "конкурирующее требование". Это право любого акционера подать встречное требование обязательной продажи акций всеми акционерами (в т. ч. владельцем 95 %). Такое предложение должно быть на 5 % дороже стоимости, предложенной владельцем доминирующего контрольного пакета, в течение 20 дней. Некий встречный сквиз-аут или некоторая разновидность "техасской перестрелки" на законодательном уровне... Я уже представляю себе этот "бой" за общество.

4. Введение возможности проведения электронного общего собрания акционеров

Законопроектом предлагается ввести возможность выбрать способ проведения голосования – очный или электронный. Причем очный также должен обеспечить возможность электронного голосования.

В международной практике это обычное дело. В современных условиях развития ІТ-технологий обязательство физически ездить на собрание акционеров кажется архаичным. Но, как всегда, нужно учитывать особенности украинских реалий.

У нас еще много акционеров-пенсионеров, которым точно будет трудно разобраться с электронными сервисами. Кроме того, электронное общее собрание акционеров, скорее всего, будет введено на базе депозитарных учреждений. Поэтому может возникнуть ситуация, когда акционеру будет ближе приехать по адресу общества, нежели в депозитарное учреждение.

Проведение общего собрания акционеров исключительно электронным способом может существенно усложнить реализацию прав акционеров. Кроме того, я считаю, что исключительно электронное собрание нарушает права акционеров на участие в управлении, так как лишает акционера права высказать свое мнение по вопросу, вынесенному на голосование.

Поэтому лучше было бы ввести электронное собрание как опцию (возможность) параллельно с очным собранием: хочешь – едешь на собрание, а хочешь – голосуешь онлайн.

5. Усиление ответственности должностных лиц за убытки

Законопроектом предлагается ввести дополнительное бремя ответственности должностных лиц за убытки, причиненные обществу при совершении сделок с заинтересованностью. Суть изменений заключается в том, что должностные лица акционерного общества должны возместить обществу причиненные ему убытки, если данные убытки возникли в результате совершения действий не в интересах общества при совершении сделки с заинтересованностью, в частности при принятии решения о совершении сделки на условиях, являющихся ниже рыночных. Возмещение этих убытков осуществляется по решению суда о признании соответствующей сделки недействительной и признании должностных лиц общества виновными.

Самым проблемным останется вопрос "на условиях, являющихся ниже рыночных". Кто и как будет определять эти рыночные условия? И каким образом будет определяться виновность должностных лиц? Все это ляжет на плечи судебной системы как несовершенной.

6. Корпоративный секретарь

Введение должности корпоративного секретаря в акционерных обществах происходит постепенно уже более 10 лет. Сначала корпоративного секретаря иногда считали секретарем по корпоративам. Но годы деятельности на этой должности профессиональных корпоративных юристов смогли изменить мнение бизнеса относительно необходимости его деятельности.

Очередной перечень изменений в законодательстве еще больше усиливает роль корпоративного секретаря в системе корпоративного управления, признает его как должностное лицо, устанавливает минимальный объем компетенции и полномочий, а также расширяет круг предприятий, где его существование является обязательным.

Шаг за шагом корпоративный секретарь станет одной из ключевых должностей в акционерном обществе, которая должна обеспечить интересы акционеров и других органов в достижении общей цели – развитии бизнеса.

7. Реорганизация акционерных обществ

Таких существенных изменений в данный раздел закона об акционерных обществах я не видел никогда. Предлагается прежде всего очень детально выписать в законе процессы реорганизации акционерных обществ, а также ввести дополнительные ограничения в процессе присоединения к акционерному обществу. Согласно Законопроекту присоединить к акционерному обществу можно будет только акционерное общество.

Самой большой неожиданностью для меня стало предложение ввести возможность для наблюдательного совета утверждать новые редакции устава общества. Кстати, только в некоторых случаях и лишь в вопросах, связанных с реорганизацией, но я точно вижу здесь риски злоупотреблений... Хотя, с другой стороны, такие изменения могут существенно ускорить и упростить процесс реорганизации акционерных обществ.

8. Расширение круга истцов в производных исках

На фоне усиления ответственности за убытки при совершении сделок с заинтересованностью предлагается расширить круг лиц, которые могут подать производный иск – иск о возмещении убытков, причиненных обществу действиями или бездействием должностных лиц.

В конце ноября 2019 г. впервые в Украине было вынесено окончательное решение по производному иску Большой Палатой Верховного Суда. Данное решение может стать судьбоносным в вопросе развития производных исков в Украине.

Законопроектом предусматривается уменьшение порога владения долей (акциями) с 10 % до 5 %, а также возможность подавать производные иски участниками (акционерами), которые совокупно являются владельцами 5 %. В настоящее время необходимо единолично владеть 10 % уставного капитала общества.

Данная норма будет касаться как акционерных обществ, так и ООО (ОДО).

9. Расширение возможностей корпоративных договоров

Институт корпоративного договора давно уже известен в международной практике. Я даже могу сказать, что практически ни одна M&A-сделка не проходит без корпоративного договора. Для украинской юрисдикции это совершенно новый инструмент, введенный в 2018 году.

Украинский бизнес подошел к корпоративному договору с опаской. И самым большим страхом для него является отсутствие судебной практики. Но, несмотря ни на что, шаг за шагом, владельцы бизнеса пытаются попробовать урегулировать свои отношения через корпоративный договор. За 1,5 года существования инструмента у нас уже имеется опыт подготовки для клиентов нескольких корпоративных договоров по украинскому праву и, к счастью, без нарушения достигнутых договоренностей.

Законопроектом предусматривается существенно расширить круг участников корпоративного договора. Кроме участников (акционеров), предлагается, чтобы стороной корпоративного договора также могло быть само общество и третьи лица. Более того, стороны корпоративного договора могут выбрать право договора при условии соблюдения положений Закона Украины "О международном частном праве".

Лично мне было непонятно, почему при действующей сейчас редакции существуют такие ограничения. Чем шире диспозитивность корпоративного договора, тем лучше для его сторон!

Надеюсь, эти изменения послужат новым толчком к развитию корпоративных договоров в Украине.

10. Электронный учет долей ООО

Ну и напоследок о самом интересном!

Законопроектом предлагается дать возможность владельцам ООО (ОДО) перевести учет своих корпоративных прав (долей) в Национальный депозитарий Украины (далее – НДУ).

Прежде всего это позволит получить дополнительный механизм защиты доли в ООО. За последние годы практически еженедельно поступали сообщения о рейдерских захватах бизнеса, в частности путем незаконной перерегистрации долей в ЕГР. Именно поэтому предлагается ввести электронный учет долей.

Во-первых, кроме защиты доли, переведение учета в НДУ предоставит возможность использовать весь потенциал электронного учета. В первую очередь возможность перерегистрации прав на долю с любой точки в Украине, а при определенных условиях – и за ее пределами!

Во-вторых, возможность проведения электронного голосования на общем собрании участников, подтвержденного квалифицированными электронными подписями. Если механизм электронного собрания будет доступен для акционерных обществ, то это будет также доступно и для ООО (ОДО). И именно касаемо ООО мои предостережения из пятого пункта не существенные. Ведь, как правило, владельцы ООО – активные участники, они являются бизнесменами и не получили свою долю в процессе приватизации. Более того, количество участников ООО зачастую не превышает 10 человек, поэтому совсем уж миноритарных участников не много.

В-третьих, возможность реального залога доли в ООО с возможностью удовлетворения требований кредитора. На сегодняшний день это невозможно гарантировать в ЕГР.

И вишенка на торте – введение возможности открытия эскроу-счетов для долей в ООО. Это квазиформа обеспечения поставки доли в уставном капитале ООО против оплаты. В M&A-сделках это будет очень запрашиваемая возможность!

Невзирая ни на что, 2020-й корпоративный год обещает быть еще более интересным и насыщенным, нежели несколько предыдущих.

По неофициальной информации, есть желание принять описанные изменения еще до середины 2020 года. Поэтому уже летом можем увидеть совсем другую украинскую корпоративную юрисдикцию.

Лично я хочу пожелать Украине стать лучшей юрисдикцией для ведения бизнеса!

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua