Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Судебная практика по спорам, связанным с обжалованием таможенной стоимости ввезенного транспортного средства
Николай Максимов, адвокат, ЮК "RIYAKO AND PARTNERS"

На протяжении последних лет в судебной практике формируется несогласованная правовая позиция по поводу возможности судебного обжалования решения о корректировке таможенной стоимости ввезенного транспортного средства и карточки отказа в принятии таможенной декларации.

Особую актуальность такая категория споров приобретает в условиях, когда граждане Украины пытаются приобрести транспортные средства, бывшие в пользовании других лиц за границей, и ввезти на таможенную территорию Украины для собственного использования.

Почти каждое лицо в такой ситуации сталкивается с тем, что таможенные органы не признают задекларированную стоимость автомобиля в связи с подозрением о ее занижении, и принимают решение о корректировке таможенной стоимости в сторону увеличения. В таком случае у лица, которое ввозит транспортное средство на таможенную территорию Украины, есть два пути: либо отказаться от ввоза транспортного средства, либо растаможить и ввезти транспортное средство на территорию Украины.

В это время и возникает главная правовая проблема, которая впоследствии может повлиять на возможность обжалования решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости транспортного средства. Дело в том, что декларант может выбрать два разных пути ввоза транспортного средства:

1. Фактически согласиться с позицией таможенников путем представления повторной таможенной декларации со стоимостью транспортного средства, определенной в решении таможенного органа;

2. Не согласиться со скорректированной таможенной стоимостью, но ввезти транспортное средство на территорию Украины под гарантию уплаты таможенных платежей согласно разделу X Таможенного кодекса Украины.

Учитывая то, что большинство таможенных брокеров работает по стандартным схемам, то в основном для упрощения процедуры выбирается именно первый путь ввоза.

При этом ст. 54 Таможенного кодекса Украины предусмотрено, что орган доходов и сборов при осуществлении контроля правильности определения таможенной стоимости товаров обязан выпускать в свободный оборот декларируемые товары в случае:

1) признания органом доходов и сборов заявленной таможенной стоимости товаров – при условии уплаты таможенных платежей согласно заявленной таможенной стоимости;

2) согласия декларанта или уполномоченного им лица с решением органа доходов и сборов о корректировке таможенной стоимости товаров – при условии уплаты таможенных платежей согласно таможенной стоимости, определенной органом доходов и сборов;

3) несогласия декларанта или уполномоченного им лица с решением органа доходов и сборов о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров – при условии уплаты таможенных платежей согласно заявленной таможенной стоимости товаров и предоставления гарантий в соответствии с разделом X данного Кодекса в размере, определенном органом доходов и сборов в соответствии с частью седьмой статьи 55 данного Кодекса.

Таким образом, Таможенным кодексом Украины четко предусмотрены варианты поведения как лица, уплачивающего таможенные платежи, так и работников таможенных органов. Установить тот факт, согласен декларант с решением органа доходов и сборов или нет, можно путем подробного изучения повторно представленной таможенной декларации. В случае если в такой декларации будет дифференцирована таможенная стоимость, определенная декларантом, и гарантийная сумма, являющаяся разницей между скорректированной таможенной стоимостью и таможенной стоимостью, определенной декларантом самостоятельно, то считается, что транспортное средство было ввезено на территорию Украины при наличии несогласия декларанта с решением органа доходов и сборов о корректировке заявленной таможенной стоимости. В таком случае декларанту предоставляется девяносто дней для получения доказательств действительной стоимости ввозимого транспортного средства и предоставления таких доказательств таможенному органу. Если таможенный орган посчитает, что такие доказательства являются достаточными для опровержения скорректированной таможенной стоимости, то сумма гарантии возвращается декларанту.

Что касается судебной практики по данному вопросу, то решения Верховного Суда различаются между собой.

Согласно постановлению Верховного Суда от 30.10.2018 г. по делу № 816/2396/17 судебная коллегия сделала следующий вывод: "...анализ содержания исковых требований свидетельствует о том, что истец не согласен с таможенной стоимостью, определенной таможенным органом в спорном решении. Поэтому он вправе воспользоваться правом выпуска товара в свободный оборот на условиях, определенных частью седьмой статьи 55 Таможенного кодекса Украины (уплаты самостоятельно начисленных таможенных платежей и разницы между ними и таможенными платежами, начисленными таможенным органом), однако не сделал этого, фактически согласившись с таможенной стоимостью, определенной таможенным органом...". Следовательно, в соответствии с указанным судебным решением обжаловать решение таможенных органов о корректировке таможенной стоимости транспортного средства возможно исключительно в случае использования механизма гарантирования уплаты таможенных платежей.

Аналогичные судебные решения с указанной правовой позицией принимали в течение 2017 – 2018 годов, но в начале 2019 года появилась другая правовая позиция Верховного Суда, согласно которой допускается обжалование решения о корректировке таможенной стоимости транспортного средства даже в случае, если лицо уплатило таможенные обязательства исходя из скорректированной таможенной стоимости без использования механизма гарантирования уплаты таможенных платежей (см. постановление Верховного Суда от 14.11.2019 г. по делу № 809/33/17).

Возникает определенная правовая проблема, ведь решение о корректировке таможенной стоимости товара само по себе не является прямым правовым основанием для уплаты таможенных платежей в случае представления таможенной декларации без использования механизма гарантирования уплаты таможенных платежей.

Именно таможенная декларация, которую лицо представляет добровольно, является основанием для уплаты таможенных платежей, и фактически свидетельствует о согласии лица со скорректированной таможенной стоимостью. В таком случае решение о корректировке таможенной стоимости, при условии представления лицом таможенной декларации, свидетельствующей о согласии лица с решением таможенных органов, является противоправным на момент его принятия при условии безосновательности и необоснованности, но не является нарушающим права лица после добровольного представления лицом декларации в таможенный орган, в том числе на время рассмотрения дела в административном суде. Учитывая наличие четко предусмотренного механизма гарантирования уплаты таможенных платежей, если лицо не согласно со скорректированной таможенной стоимостью и намерено растаможить транспортное средство, представляется правильной судебная практика касательно признания противоправным и отмены решения о корректировке таможенной стоимости товара исключительно в случае избрания механизма гарантирования уплаты таможенных платежей.

В случае же признания противоправным и отмены решения о корректировке таможенной стоимости товара при наличии согласия декларанта или уполномоченного им лица с решением органа доходов и сборов о корректировке таможенной стоимости товаров на момент представления повторной декларации, отсутствует правовой механизм возврата излишне уплаченных денежных средств, ведь решение о корректировке таможенной стоимости само по себе не является предпосылкой для уплаты таможенных платежей. Таким документом является таможенная декларация, которую заполняет и представляет соответствующее лицо. После ее представления и уплаты таможенных платежей, даже при условии отмены решения таможенников, таможенные платежи считаются уплаченными при наличии надлежащих правовых оснований.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность отзыва уже представленной таможенной декларации на стадии завершения таможенного оформления. При этом существует механизм уточнения таможенной декларации, но постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2012 г. № 450 "Вопросы, связанные с применением таможенных деклараций" ограничено право на уточнение таможенной стоимости товара после представления таможенной декларации в случае, если такие изменения касаются перерасчета размера таможенных платежей.

Кроме этого, как указано в постановлении Восьмого апелляционного административного суда от 20.11.2018 г. по делу № 857/808/18: "Статьей 46 Налогового кодекса Украины (в редакции, действующей на время возникновения спорных отношений; далее – НК Украины) предусмотрено, что таможенные декларации приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств. Согласно пункту 56.11 статьи 56 НК Украины не подлежит обжалованию денежное обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком. Поэтому не разрешается внесение изменений в таможенную декларацию в части сведений, связанных с перерасчетом сумм таможенных платежей, которые были уплачены по такой таможенной декларации".

Указанный выше правовой механизм является гарантией стабильности отношений в сфере взимания таможенных платежей и касается не только транспортных средств, но и любого товара, пересекающего таможенную границу Украины.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua