Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Проверки Гоструда по-новому: юридический анализ
Анна Попкова, руководитель практики урегулирования судебных споров, ЮА "Абсолют"

Одной из самых важных государственных гарантий согласно Конституции Украины является право на труд и его реализация и защита.

29.04.2017 постановлением Кабинета Министров Украины № 295 "Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" (далее – Постановление № 295) были определены новые формы и процедуры осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства по труду юридическими и физическими лицами, использующими наемный труд. В частности, был урегулирован порядок проведения проверок в форме инспекционных посещений и невыездных инспекционных проверок.

Решение суда

Несмотря на все недостатки и многочисленные нарекания работодателей, одной из главнейших целей нового порядка было именно предупреждение использования незадекларированного труда в Украине. В определенной мере она была выполнена. Так, за период его действия показатели оформления трудовых отношений по всем регионам страны, а особенно центральным, значительно возросли.

Однако 14.05.2019 Шестой апелляционный административный суд постановлением по делу № 826/8917/17 признал вышеуказанное Постановление № 295 недействующим.

Основными предпосылками для выводов суда о признании Постановления № 295 недействующим, стали:

– несоблюдение принципов государственной регуляторной политики (предсказуемости, плановость, обоснованности);

– отсутствие анализа регуляторного влияния акта;

– нарушение требований по обнародованию регуляторного акта и документа, содержащего анализ его регуляторного влияния;

– несогласование акта с Государственной регуляторной службой Украины.

Следовательно, после вынесения указанного решения судом Постановление № 295 утратило силу, а Гоструда выполнять полномочия и проводить плановые и внеплановые мероприятия могла только в соответствии с положениями Закона Украины "Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". Данным Законом установлены общие правила проведения проверок органами государственной власти, который распространяет свое действие, в частности, и на мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства по труду. Но на практике это довольно громоздкий инструментарий для выполнения задач Гоструда.

Поэтому без долгих ожиданий на последнем заседании бывшего Правительства, а именно 21 августа 2019 г., КМУ был принят новый регуляторный акт – постановление № 823 "Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде", которым утверждены обновленные: Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде.

Изменения для Гоструда

Существенных изменений Порядок, утвержденный Постановлением № 823, в сравнении с порядком, утвержденным раньше Постановлением № 295, не претерпел.

Хотя расширился круг оснований для проведения инспекционных посещений (с 7 до 11) и внесены определенные уточнения в формулировки. Вместе с тем предусмотрена общая продолжительность проверки до 10 рабочих дней, в частности такая же продолжительность для субъектов малого предпринимательства и микропредпринимательства, хотя Постановление № 295 ограничивало последних сроком до 2 рабочих дней.

Наряду с указанными новеллами были установлены обязательства для инспекторов в части предоставления направления на проверку и внесения по требованию субъекта хозяйствования записи о проведении таковой в журнал мероприятий государственного надзора (контроля).

При этом осталось неизменным: если речь шла о выявлении неоформленных трудовых отношений, инспектор не обязан вообще сообщать о своем визите и вправе заходить в любое время суток, с учетом законодательства по охране труда, и в любые служебные, административные, производственные помещения объекта посещения, где используется наемный труд.

Так же в новом порядке, утвержденном Постановлением № 823, остались и права инспекторов ознакамливаться с любыми книгами, реестрами и документами субъекта, ведение которых обусловлено законодательством по труду и которые содержат сведения или информацию о предмете инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

Однако Порядком согласно Постановлению № 823, в сравнении с Порядком согласно Постановлению № 295, были внесены и ряд существенных для бизнеса уступок.

В частности, стоит отметить, что выполнение предписаний инспекторов почти освобождало субъектов хозяйствования от применения к ним финансовых санкций. Исключением оставались лишь нарушения в виде неоформленных работников. Конечно же, размеры штрафов были очень большими с позиции бизнес-сообщества.

Следовательно, такие перспективы для работодателей оставались устрашающими, и пересуды и разговоры вокруг Порядка № 823 не только не стихли, а наоборот, страна "замерла" в ожидании новой волны проверок и набора оборотов.

Начало "улучшения"

И вот, в октябре 2019 года, когда Порядок № 823 таки "начал бы работать", парламентарии нового созыва сделали фактически подарок работодателям. На пленарном заседании 03.10.2019 в первом чтении был принят проект закона "О внесении изменений в статью 265 Кодекса законов о труде Украины", которым фактически нивелируется реальность санкций за нарушение работодателями законодательства по труду.

В частности, в случае (дословно из законопроекта) "фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов, совершенных в первый раз, – влечет за собой письменное предупреждение".

Штрафные санкции за правонарушения, предусмотренные абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, совершенные повторно на протяжении 365 дней с даты вынесения письменного предупреждения, предлагается установить в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого было совершено нарушение. Кроме того, предусмотрены следующие штрафы:

– за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда – в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение;

– за несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", – в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение;

– за совершение действий, предусмотренных абз. 6 указанной части, при проведении проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в абз. 2 данной части, – в восьмикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;

– нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абз. 2 – 7 указанной части, в первый раз влечет за собой письменное предупреждение. Неоднократное и/или повторное нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абз. 2 – 7 указанной части, на протяжении 365 дней с даты вынесения письменного предупреждения влечет за собой наложение штрафа в размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение.

Закон должен вступить в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, а КМУ и министерства должны будут в течение одного месяца привести свои нормативно-правовые акты в соответствие.

Установка на будущее

Итак, "устрашающая" Гоструда должна перестать быть "карательным" инструментом и получить по большей части статус "доброго наставника", который сначала будет проводить с работодателями работу и мероприятия предупредительного и разъяснительного характера и вправе применять санкции только в случае неустранения нарушений. Хотя сами санкции также будут существенно смягчены.

Все это, конечно, хорошая новость, но совсем не повод для работодателей терять бдительность. Наоборот, это время для того, чтобы привести отношения с работниками в соответствие с законом, оптимизировать свои штатные потребности и определиться с формой и условиями трудовых договоров. Поэтому советуем не терять времени, а заранее обращаться к юристам за полезным советом и правовой помощью, чтобы не нести потери.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua