Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Приватизация предприятий энергетической отрасли
Марина Штаченко, юрист, ЮК "Алексей Пуха и Партнеры"

В развитии экономики любой страны ведущую роль играет уровень развития энергетической отрасли. С ростом уровня эффективности энергетической отрасли и всех ее составляющих происходит пропорциональный рост экономики государства в целом. На данный момент энергетический сектор экономики Украины пребывает в довольно неблагоприятном состоянии. Начиная с 2014 года наше государство зависимо от импорта почти всех видов энергетических ресурсов. До событий на востоке Украина ограничивалась импортом нефтепродуктов и природного газа, а с началом военного конфликта к импортируемым видам энергоресурсов добавились еще уголь и электроэнергия, которые в совокупности представляют собой топливно-энергетический комплекс (далее – ТЭК). Предприятия энергетической отрасли, находящиеся не на оккупированной территории, требуют колоссальных финансовых вложений для поддержки их функционирования и масштабирования работы, что позволит достичь полной энергетической независимости Украины.

Успешное выполнение задач по достижению энергетической независимости и быстрому развитию энергетической отрасли, стоящих перед руководством государства, возможно исключительно при внедрении ряда эффективных методов. Одним из них является приватизация предприятий энергетической отрасли.

Согласно п. 22 ст. 1 Закона Украины "О приватизации государственного и коммунального имущества" от 18.01.2018 г. № 2269-VIII приватизация государственного или коммунального имущества – платное отчуждение имущества, находящегося в государственной или коммунальной собственности, в пользу физических и юридических лиц, которые в соответствии с законодательством могут выступать покупателями.

Учитывая то, что ТЭК является базовым элементом экономики Украины и определяет уровень ее развития, приватизация объектов ТЭК должна проводиться по принципу индивидуального подхода к каждому объекту с точки зрения выбора наиболее целесообразного для данного объекта способа приватизации. Целью приватизации объектов ТЭК должно быть повышение эффективности функционирования предприятий, с основным акцентом на построении инновационной модели приватизации, применение которой позволит задействовать средства негосударственных инвесторов, резидентов и нерезидентов.

В п. 5 ст. 4 Закона Украины "О приватизации государственного и коммунального имущества" от 18.01.2018 г. № 2269-VIII определены признаки, согласно которым Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины утверждается перечень объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, а именно:

– объекты, которые обеспечивают национальную безопасность Украины или приватизация которых создает существенные риски для безопасности государства:

1) предприятия по изготовлению и ремонту всех видов оружия, находящегося на вооружении Вооруженных Сил Украины, других созданных согласно закону воинских формирований, Службы безопасности Украины;

2) предприятия атомной энергетики и предприятия, работающие в сфере обращения с радиоактивными отходами;

3) специальные объекты связи;

4) предприятия пробирного контроля;

5) предприятия по изготовлению ценных бумаг;

6) предприятия, обеспечивающие безопасность движения в воздушном пространстве и навигации водными путями Украины;

7) предприятия, осуществляющие топографо-геодезические и картографические работы общегосударственного назначения, хранящие материалы Государственного картографо-геодезического фонда Украины и Государственного информационного геологического фонда Украины;

– объекты социально-культурного предназначения, обеспечивающие удовлетворение соответствующих потребностей общества, которые не могут быть полностью удовлетворены предприятиями, находящимися в частной собственности, в том числе национальные заведения культуры.

Отметим, что во исполнение норм Закона Украины "О приватизации государственного и коммунального имущества" действовал Закон Украины "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации", который 02.10.2019 утратил силу. То есть по состоянию на сегодня перечня объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, не существует. Однако в Законе Украины "О признании утратившим силу Закона Украины о перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации" № 145-IX речь идет о том, что Кабинету Министров Украины в течении трех месяцев необходимо разработать и подать на утверждение Верховной Рады Украины перечень акционерных обществ, доля корпоративных прав, принадлежащих государству, в уставных капиталах которых не может быть меньше 50 процентов + 1 акция, а также акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий, доля корпоративных прав, принадлежащих государству, в уставных капиталах которых не может быть меньше 50 процентов + 1 акция. А это обещает, что мы уже в начале 2020 года ознакомимся с новым перечнем объектов, не подлежащих приватизации.

В Украине до 2018 года процедурные вопросы приватизации ТЭК регулировались постановлением Кабинета Министров Украины "Некоторые вопросы принятия Кабинетом Министров Украины решения о приватизации и утверждении условий продажи объектов группы Г и топливно-энергетического комплекса" от 13.06.2012 г. № 525, утратившим силу 12.06.2018. Сегодня же действующим является постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка продажи объектов крупной приватизации государственной собственности" от 10.05.2018 г. № 386, которым определена процедура подготовки, организации и проведения продажи объектов крупной приватизации государственной собственности (в том числе объектов ТЭК).

Таким образом, на сегодня в Украине действует единый механизм приватизации объектов права государственной собственности, который не позволяет учитывать при приватизации индивидуальные характеристики объектов.

Покупателями объектов приватизации согласно действующему законодательству Украины могут быть:

– граждане Украины, иностранные граждане;

– юридические лица, зарегистрированные на территории Украины;

– юридические лица других государств.

Предусмотрено, что объекты приватизации подлежат продаже на аукционе с условиями, которые утверждает Кабинет Министров Украины. Аукцион по продаже объектов приватизации проводит организатор аукциона не раньше чем через 30 дней, но не позднее чем в течение 60 дней после опубликования информационного сообщения о приватизации объектов приватизации.

В постановлении Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка продажи объектов крупной приватизации государственной собственности" от 10.05.2018 г. № 386 (далее – Порядок) указывается, что при приватизации объекта приватизации путем его продажи на аукционе или выкупа между продавцом и покупателем заключается соответствующий договор купли-продажи. Заключение и внесение изменений в договоры купли-продажи осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.

Для продажи объектов приватизации государственными органами приватизации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о приватизации объекта приватизации создается аукционная комиссия, деятельность которой регулируется положением, утверждаемым Фондом государственного имущества.

Условия продажи могут включать обязательства покупателя по:

– сохранению основных видов деятельности предприятия / хозяйственного общества;

– техническому перевооружению, модернизации производства (сумма инвестиций) и энергомодернизации объекта;

– выполнению установленных мобилизационных задач;

– погашению долгов по заработной плате и перед бюджетом, просроченной кредиторской задолженности предприятия / хозяйственного общества;

– обеспечению социальных гарантий работникам в соответствии с требованиями трудового законодательства;

– требованиям и дополнительным ограничениям природоохранного законодательства по пользованию объектом;

– оплате услуг юридических и физических лиц (в случае их привлечения), связанных с выполнением мероприятий по приватизации объектов государственной собственности, в частности:

• проведение обязательного экологического аудита в случаях, предусмотренных законодательством;

• предоставление услуг советника;

• проведение оценки имущества в процессе приватизации.

Условия продажи могут быть сокращены или дополнены другими обязательствами – в зависимости от особенностей деятельности объекта приватизации.

Проведение аукциона также определяется вышеуказанным Порядком. Потенциальным покупателям объектов приватизации предоставляется проект договора купли-продажи объекта приватизации, составленного на основании примерного договора купли-продажи, утвержденного государственным органом приватизации. После того, как потенциальные покупатели объектов приватизации представят необходимые документы для участия в аукционе, они вправе подавать свои комментарии и предложения к проекту договора купли-продажи в порядке, установленном Фондом государственного имущества. По завершении аукциона государственный орган приватизации на протяжении 10 рабочих дней со дня утверждения протокола относительно победителя аукциона возвращает гарантийные взносы всех участников аукциона, кроме победителя и лиц, гарантийный взнос которым не возвращается. Покупатель (победитель аукциона) в определенный государственным органом приватизации день и время должен явиться в определенное этим же органом место для подписания и нотариального засвидетельствования (в случаях, определенных законом) договора купли-продажи и оплатить нотариальное засвидетельствование договора купли-продажи (в случаях, определенных законом). В течение трех рабочих дней после полной уплаты цены продажи объекта приватизации, но не ранее дня получения покупателем разрешения Антимонопольного комитета (Административной коллегии Антимонопольного комитета) (в случаях, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции) и предоставления его заверенной копии государственному органу приватизации продавцом осуществляется передача объекта приватизации покупателю (издается распоряжение депозитарному учреждению о выполнении учетной операции по переводу акций на счет покупателя). Победитель аукциона, отказавшийся от подписания договора купли-продажи, что подтверждается соответствующим актом, а также его конечный бенефициар утрачивают право на участие в дальнейших аукционах по продаже данного объекта приватизации. Гарантийный взнос ему не возвращается, а перечисляется в государственный бюджет, при этом банковская гарантия подлежит выполнению (при предоставлении).

Также отметим, что, например, в Законе Украины "О рынке электрической энергии" указывается, что государству принадлежат 100 процентов акций (долей) в уставном капитале оператора системы передачи (субъекта хозяйствования, получившего лицензию на осуществление деятельности по передаче электрической энергии), которые не подлежат приватизации или отчуждению другим способом.

Кабинетом Министров Украины было издано распоряжение "Об одобрении Энергетической стратегии Украины на период до 2035 года "Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность" от 18.08.2017 г. № 605-р. Данной стратегией предусматривается усиление инвестиционной привлекательности крупных государственных предприятий, в том числе объектов ТЭК.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что приватизация предприятий энергетической отрасли в Украине является довольно несовершенной и непрозрачной. В законодательстве существуют коллизии, исключающие выполнение определенных правовых норм. Энергетический рынок в Украине на сегодняшний день низкоконкурентный и требует усовершенствования. Приватизация объектов ТЭК может сопровождаться как положительными, так и негативными аспектами.

Также в Украине было анонсировано начало масштабной приватизации государственных предприятий с целью увеличения их рентабельности и эффективности. Возможно, уже в 2020 году будет принят ряд нормативно-правовых актов, конкретизирующих условия приватизации энергетических предприятий с учетом индивидуального подхода к предприятиям различных отраслей.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua