Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Новые правила применения РРО и кешбэка: последствия для предпринимателей
Анастасия Шостак, старший бухгалтер, Smartsolutions Law Group

В нынешних законотворческих реалиях с каждым днем все сложнее отслеживать изменения законодательства: только за октябрь принято 64 законодательных акта. Однако есть такие законы, изменения к которым могут вызвать общественный резонанс. Речь о физических лицах – предпринимателях – плательщиках единого налога и регистраторах расчетных операций (далее – РРО).

В частности, по данным ГФС, по состоянию на 01.02.2019 в Украине зарегистрировано 1252591 физическое лицо – предприниматель – плательщик единого налога, из которых:

– первая группа – 200865 человек;

– вторая группа – 572197 человек;

– третья группа – 479529 человек.

Учитывая огромное количество "целевой" аудитории, которой коснутся изменения, сейчас наблюдаем различные протесты с требованием отменить данные законопроекты, поскольку предприниматели считают, что такие нововведения разрушат малый бизнес.

Законы, которые сегодня разберем по косточкам:

1. Закон № 129-IX "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг" (далее – Закон № 129-ІХ);

2. Закон № 128-IX "О внесении изменений в Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" и другие законы Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг" (далее – Закон № 128-ІХ).

Итак, что же именно ждет предпринимателей с 2020 года?

Для того чтобы понять будущие изменения, вспомним историю.

Правовые принципы применения РРО определяет Закон Украины № 265/95-ВР от 06.07.95 г. "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее – Закон № 265/ 95-ВР). Статья 9 данного Закона описывает перечень операций, когда РРО не применяют. В частности, п. 6 данной статьи непосредственно указывает на наличные расчеты по продаже товаров (работ, услуг), осуществляемые физическим лицом – предпринимателем, относящимся в соответствии с Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ) к плательщикам единого налога.

Согласно п. 296.10 НКУ это:

– плательщики единого налога первой группы;

– плательщики единого налога второй – четвертой групп (физические лица – предприниматели) независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривен. В случае превышения в календарном году объема дохода свыше 1000000 гривен применение регистратора расчетных операций для такого плательщика единого налога является обязательным.

Затягивание пояса для плательщиков единого налога постепенно началось еще с 01.01.2017, когда обязательность применения РРО независимо от объема дохода ввели для продавцов, осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту. А с 01.01.2019 к ним присоединились еще и продавцы лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Причиной введения в действие законов № 128-ІХ и № 129-ІХ является значительный объем доходов физических лиц – предпринимателей, которые невозможно отследить, иными словами – теневой.

Фактически физическое лицо – предприниматель должно отражать свои доходы в Книге учета доходов и расходов за каждый день работы. Однако государство в лице контролирующего органа – налоговой службы не имеет ни одного шанса проконтролировать реальные суммы таких доходов, а следовательно, предприниматель может отражать столько дохода, сколько позволяет ему РРО-шный лимит. Именно поэтому покупатели товаров/услуг могут часто наблюдать ситуации, когда за месяц до нового года у большинства предпринимателей не работают платежные терминалы. Ведь средства, которые непосредственно попадают на расчетный счет, не замаскируешь, а регистрировать нового предпринимателя экономически нецелесообразно, ведь с 01 января все лимиты и объем дохода обновляются.

Таким образом, государство хочет прекратить этот аукцион невиданной щедрости и вводит в действие тотальный контроль путем постепенного обязательства предпринимателей применять РРО. Эволюцию этого процесса изобразим в виде таблицы.

Плательщик единого налога – ФЛП

До 19.04.2020

С 19.04.2020 до 30.09.2020

С 01.10.2020 до 31.12.2020

С 01.01.2021

1 группа

НЕ обязана применять РРО. Максимальный объем дохода этой группы – 300000 грн в год

2 – 4 группы

РРО НЕ применяют плательщики единого налога, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривен, КРОМЕ:

– продавцов технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

– продавцов лекарственных средств и изделий медицинского назначения

РРО НЕ применяют плательщики единого налога, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривен, КРОМЕ:

– продавцов технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

– продавцов лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

– предоставления платных услуг в сфере здравоохранения

РРО НЕ применяют плательщики единого налога, объем дохода которых не превышает 1000000 гривен, КРОМЕ продавцов, чья деятельность связана с:

– продажей товаров/услуг через сеть Интернет;

– продажей технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

– продажей лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставлением платных услуг в сфере здравоохранения;

– продажей ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;

– розничной торговлей бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);

– деятельностью ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, если такая деятельность является иной, нежели определена пунктом 11 статьи 9 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг";

– деятельностью туристических агентств, туристических операторов;

– деятельностью отелей и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД);

– реализацией текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и запчастей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Все плательщики единого налога должны применять РРО в случае осуществления наличных расчетов

Закон № 128-IX  вносит изменения в Закон Украины № 265/95-ВР, которым определено новое понятие:

программный регистратор расчетных операций (далее – ПРРО) программный, программно-аппаратный или программно-технический комплекс в виде технологического и/или программного решения, который используется на любом устройстве и в котором фискальные функции реализованы через фискальный сервер контролирующего органа и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по торговле валютными ценностями в наличной форме и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг), операций по приему денежной наличности для последующего перевода.

И что важно для налогоплательщика (с экономической точки зрения), так это то, что контролирующий орган обещает обеспечивать субъекта хозяйствования бесплатным программным решением. То есть налогоплательщик при осуществлении наличных расчетов может использовать как РРО, так и ПРРО. На практике это должно означать, что налогоплательщик на своем смартфоне или любом ПК может установить бесплатное программное обеспечение, которое будет регистрировать расчетные операции и осуществлять обмен этой информацией с контролирующим органом. Расчетный документ теперь может быть как в печатной форме, так и в электронной.

Кроме того, Закон № 128-ІХ вносит изменения в абзац первый ст. 3 Закона № 265/95-ВР. С момента вступления Закона № 128-ІХ в силу, то есть с 19.04.2020, он будет изложен следующим образом:

"Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему денежной наличности для последующего ее перевода". Как видим, заменены слова "с применением платежных карт" на "с применением электронных платежных средств".

В соответствии с Законом Украины № 2346-ІІІ от 05.04.2011 г. "О платежных системах и переводе средств в Украине" электронное платежное средство – это платежный инструмент, который предоставляет его держателю возможность с помощью платежного устройства получить информацию о принадлежащих держателю средствах и инициировать их перевод. В свою очередь, этот Закон дает определение понятию "платежное устройство" – это техническое устройство (банковский автомат, платежный терминал, программно-технический комплекс самообслуживания и т. п.), которое позволяет пользователю осуществить операции по инициированию перевода средств, а также выполнить другие операции согласно функциональным возможностям данного устройства.

Почему эти изменения важны для физических лиц – предпринимателей на едином налоге?

Это изменение коснется тех физических лиц – предпринимателей, которые осуществляют интернет-торговлю товарами/услугами, а расчеты за них получают через различные платежные системы, например, LIQPAY или ПРИВАТ24. До внесения изменений в Закон № 265/95-ВР велось множество споров по поводу того, считать такие оплаты наличными или безналичными, ведь их осуществляли с помощью платежных карт. Из собственного опыта могу сказать, что касательно данного вопроса не давали ясности даже индивидуальные налоговые консультации, которые просто дублируют нормы НКУ и ссылаются на то, что осуществление переводов с помощью сервиса LIQPAY находится в правовом поле Национального банка Украины.

Теперь вроде бы становится более понятным, что наличными будут считаться только те безналичные переводы, которые осуществлены с применением электронных платежных средств и с помощью платежного устройства, каковым платежная система не является.

Однако пока что это только предположения, возникающие после анализа данного Закона. Более четкая позиция контролирующих органов станет понятной после того, как Закон вступит в силу и появятся соответствующие разъяснения.

Заслуживает внимания введение понятия "компенсация части суммы штрафных (финансовых) санкций, определенных по данным системы учета данных регистраторов расчетных операций", так называемого кешбэка, которым законодатели предлагают вынудить потребителей товаров/услуг быть более внимательными к расчетным документам, которые предоставляет им продавец.

Согласно определению НКУ по результатам проведенной проверки по жалобе покупателя (потребителя) по поводу нарушения налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций с применением регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций, а именно:

– за отсутствие вашего расчетного документа (чека) в единой базе на сайте cabinet.tax.gov.ua/cashregs/check или же

– если в чеке не указан товар стоимостью более 850 грн, то

потребитель сможет возвратить израсходованные средства в размере 100 % от стоимости товара/услуги, если напишет соответствующую жалобу на продавца (при помощи электронного кабинета, то есть потребитель должен иметь ЭЦП) и предоставит все необходимые подтверждающие документы (чек РРО или П-РРО).

Однако компенсация может иметь место только после зачисления штрафных санкций налогоплательщиком в соответствующий бюджет.

Именно кешбэк набрал наибольшее количество критики со стороны налогоплательщиков, ведь они считают, что в результате этих изменений они будут работать в постоянном психологическом стрессе и страхе, вызванными потерей интернет-связи или невозможностью распечатать чек, и в ожидании налоговой проверки в любой момент. Не прибавляют оптимизма и штрафные санкции, предусмотренные данным Законом, ведь они могут достигать 150 % от стоимости товаров/услуг, проданных с нарушениями.

В защиту нововведения можем привести пример международного опыта многих европейских стран (Литва, Швеция, Польша, Грузия), который свидетельствует, что использование РРО помогло им, в том числе:

– снизить уровень теневой экономики;

– увеличить эффективность контроля за исполнением налогового законодательства и унифицировать процедуру мониторинга наличных операций;

– увеличить бюджетные поступления;

– защитить потребителя.

Безусловно, в любых изменениях имеется и обратная сторона медали. Главная причина непринятия налогоплательщиками указанных выше законодательных изменений – низкий уровень доверия к налоговым органам в целом. Кроме того, необходимо проводить широкую информационную политику относительно распространения информации об особенностях работы с РРО или ПРРО.

Со своей стороны налогоплательщики должны понимать, что, если мы хотим жить (а не ездить на каникулы) в богатой европейской стране, то прежде всего должны начинать со своей добросовестности. И международный опыт доказывает, что это возможно...

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua