Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Заплатят все. Чего ждать бизнесу и гражданам от законопроекта о налоговой амнистии для физлиц
Яков Воронин, адвокат, доктор юридических наук, доцент, собственник, "Адвокатское бюро Якова Воронина"

В сентябре на рассмотрение в Верховную Раду представили проект Закона № 1232 об амнистии для физических лиц. Несмотря на название, документ напрямую затрагивает также и интересы бизнеса. Как следствие, ознакомиться с его ключевыми идеями стоит всем, кто осуществляет предпринимательскую деятельность, вне зависимости от ее масштабов.

Что предлагает Законопроект № 1232?

Он предусматривает полное освобождение от ответственности тех граждан, кто до 2018 года получал некий доход (помимо официальной зарплаты) и не уплачивал с него налоги. Для этого физические лица должны заполнить специальные декларации и отправить их в налоговый орган, после чего выплатить налог по упрощенной ставке. Она установлена на уровне 5 % от всей суммы незадекларированного дохода или активов (включая ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, наличие доли в имуществе юридических лиц или имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и/или финансовых инструментов).

Если речь идет о незадекларированных средствах, инвестированных в покупку ОВГЗ, то размер налогового обязательства составит 2,5 %.

Также все указанные в специальной декларации финансовые средства придется на год разместить в национальном банке (начиная с 1 апреля 2020 г.). Но есть и альтернативный вариант – уплатить ставку налога в размере не 5, а уже 10 %. В таком случае хранить свои активы налогоплательщик сможет где и как угодно.

Примечательно, что законопроект напрямую не обязывает налогоплательщика раскрывать данные об источнике происхождения своих доходов. Но в этом случае налоговая может провести собственную оценку всех заявленных в декларации активов и уже на основании ее результатов определить сумму налогового обязательства.

Зачем все это нужно?

Чтобы банально пополнить государственный бюджет. В Украине немало граждан, имеющих дополнительный доход, – от инвестиций, фриланса, сдачи квартиры в аренду в конце концов. Также есть ФЛП, которые с помощью различных инструментов избегают уплаты налогов или платят меньше, чем должны. Если все эти доходы обложить налогами, собранная в итоге сумма действительно может оказаться немалой.

Так, по данным исследования CASE-Ukraine и Института социально-экономической трансформации, только от манипуляций с НДС госбюджет ежегодно теряет около 7 – 9 млрд грн, от занижения оборотов – 2 – 2,5 млрд грн в год. В целом же бюджетные потери от теневых схем колеблются от 150 до 275 млрд грн в год.

А кроме нелегалов есть еще заробитчане. Их доходы не облагаются налогом в Украине, снимается только процент при пересылке средств из другой страны. В 2018 году, по данным Мирового банка, заробитчане перечислили в Украину в общей сумме 14 млрд долларов США. За 2017 год сумма составила 12 млрд долларов. Если каждый отправитель выплатит 5-процентную ставку налога, то только за 2017 год украинский бюджет сможет получить порядка 600 млн долларов США прибавки. Это большие деньги. И серьезная мотивация для чиновников всячески продвигать законопроект об амнистии для физлиц.

А при чем же здесь легальный бизнес?

На первый взгляд может показаться, что ни при чем. Однако это не так. Есть несколько важных нюансов, о которых собственникам нужно не просто знать, но и заранее просчитать возможные риски.

Во-первых, должны подготовиться те, кто до сих пор не отучился выплачивать зарплату в конвертах. Дело в том, что налоговики, изучая специальные декларации налогоплательщиков, могут сверять задекларированные доходы с теми, что получены в качестве зарплаты на официальном месте работы. И если найдут расхождения в цифрах, придут с вопросами уже напрямую к работодателю такого налогоплательщика. И не только с вопросами, но и со штрафами. А если точнее – с доначислениями 18 % дохода с физлиц, которые должен был удержать с "конвертной зарплаты" работодатель, 1,5 % военного сбора и 22 % ЕСВ. А если совсем не повезет, могут и к уголовной ответственности привлечь по статьям 212 и 2121 Уголовного кодекса Украины.

Таким образом, те юристы и адвокаты, которые осуществляют налоговый комплаенс в компаниях, уже сейчас должны проанализировать возможные налоговые риски для работодателя.

Во-вторых, при сверке специальных деклараций могут всплыть и факты получения налогоплательщиком откатов на рабочем месте. И в этом случае налоговая, опять же, будет задавать вопросы работодателю в том числе. Во избежание подобного риска компаниям стоит заранее проверить налоговую информацию своих сотрудников.

В-третьих, необходимо помнить, что в некоторых случаях физическое лицо в попытке избежать уплаты налогов нарушает не только украинское законодательство, но и законы других государств, нацеленные на борьбу с коррупцией за рубежом. Это, прежде всего, Закон США "О противодействии коррупции за рубежом" (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA, 1977), Закон США о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act – FATCA), вступивший в силу с 1 января 2013 года, Закон Великобритании о взятках (UK Bribery Act). Во избежание этого нужно, опять же, тщательно проверять спецдекларации своих сотрудников.

Применение американского или английского законодательства на территории Украины вполне реально. Один из самых ярких примеров – оштрафование компании Alfred C.Toepfer International Ukraine Ltd на 17,8 млн долларов за дачу взяток украинским чиновникам. Основой для привлечения к ответственности стал уже упомянутый выше Закон США "О противодействии коррупции за рубежом" (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA, 1977).

И последнее. Предпринимателям, решившим получить налоговую амнистию, нужно заранее выяснить у интересующих банков, примут ли они на хранение амнистированные средства. К сожалению, у разных банков разное отношение к данному вопросу, некоторые видят большие риски для себя и могут отказать.

Подводя итоги

Законопроект № 1232 о налоговой амнистии для физических лиц представили в Верховную Раду более месяца назад. С того момента его дальнейшая судьба неизвестна. Но также стоит отметить, что сама идея специального декларирования для физлиц уже давно обсуждается в политических кругах, ее поддерживают многие эксперты. Это повышает шансы того, что документ будет принят.

С другой стороны, текущая версия законопроекта имеет ряд недостатков. В нем, например, есть отсылка к статье 205 "Фиктивное предпринимательство" Уголовного кодекса Украины. Однако в прошлом месяце Верховная Рада приняла Закон № 101, которым исключила статью 205 из Уголовного кодекса. Уже одного этого факта достаточно, чтобы отправить документ на доработку. Как же все будет на самом деле – покажет время. Нам остается только ждать.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua