Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Обжалование закупок по-новому
Александр Бондарчук, управляющий партнер, ADS Legal Group

С принятием Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О публичных закупках" и в некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования публичных закупок" (законопроект от 29.08.2019 г. № 1076, далее – Закон) участников и заказчиков торгов ожидает множество изменений. Большинство ведущих экспертов указывает на позитивность и необходимость новых норм, поскольку некоторые неточности и недостатки Закона Украины "О публичных закупках" предоставляли возможность для развития разного плана манипуляций в процедурах закупок.

Хотя система Prozorro и показывала все всем (их известный принцип-лозунг "все видят все"), однако усовершенствовать саму процедуру, даже если в ней были обнаружены те или иные нарушения, было невозможно без внесения определенных законодательных изменений. Если говорить о новопринятом Законе, то изменения затронули весь старый Закон Украины "О публичных закупках", но наиболее интересными они представляются в части статьи 18. На них обязательно следует обратить внимание как заказчикам, так и участникам торгов. Итак!

Изменения, на которые стоит обратить особое внимание участникам закупок, подающим жалобы в орган обжалования:

1. В случае если жалоба внесена в реестр жалоб и по ней уже сформирована регистрационная карточка, то такая жалоба не может быть отозвана.

2. Срок рассмотрения жалобы органом обжалования составляет 10 рабочих дней с даты начала рассмотрения жалобы. При этом Коллегия АМКУ такой срок может аргументированно продлить до 20 рабочих дней.

3. Плата за подачу жалобы в орган обжалования теперь взимается через электронную систему закупок в день подачи жалобы.

4. В случае если орган обжалования по результатам рассмотрения жалобы принимает решение об удовлетворении или частичном удовлетворении такой жалобы; оставляет ее без рассмотрения, если заказчиком устранены нарушения, указанные в жалобе; или принимает решение о прекращении рассмотрения жалобы, если заказчиком устранены нарушения, указанные в жалобе, – плата за подачу жалобы возвращается субъекту обжалования, а в других случаях – перечисляется в Государственный бюджет Украины.

5. В случае нарушения установленных законом сроков для обжалования, жалобы автоматически не принимаются электронной системой закупок.

Изменения, непосредственно затрагивающие заказчиков и исключающие многочисленные манипуляции с их стороны:

1. Для рассмотрения жалоб орган обжалования имеет право запрашивать и получать в электронном виде у заказчиков, участников процедуры закупки, контролирующих органов, Уполномоченного органа, других лиц соответствующую информацию, документы и материалы по проведению процедур закупок.

По старым же нормам Коллегия АМКУ только предлагала предоставить объяснения, однако выбор, подавать их или нет, оставался за заказчиком. Теперь же в течение трех рабочих дней со дня получения запроса орган обжалования в электронном виде должен получить соответствующую информацию, документы и материалы, касающиеся той или иной процедуры закупок. А это, в свою очередь, позволит Коллегии АМКУ иметь больше информации для принятия решения.

2. После подачи субъектом обжалования жалобы в орган обжалования электронная система закупок автоматически приостанавливает начало электронного аукциона и не обнародует решение заказчика об отмене тендера или признании его несостоявшимся, отмене переговорной процедуры закупки; договор о закупке и отчет о результатах проведения закупки.

Эта норма урегулирует неправомерную отмену торгов, поскольку заказчики часто злоупотребляли возможностью отменять торги в случае поступления жалобы в орган обжалования. То есть заказчик мог просто отменить торги, и Коллегия АМКУ прекращала рассмотрение жалобы. Теперь же заказчик не сможет обезопасить себя простой отменой торгов.

3. Если решение органа обжалования, принятое по результатам рассмотрения органом обжалования, не было обжаловано в судебном порядке, то такое решение должно быть выполнено не позднее 30 дней со дня его принятия органом обжалования.

В предыдущей редакции Закона Украины "О публичных закупках" не были установлены сроки для исполнения решений Коллегии АМКУ, поэтому заказчики часто не выполняли их вообще.

Однако наиболее значимым нововведением, которое непосредственно повлияет на количество жалоб, подаваемых участниками торгов в орган обжалования, является то, что теперь участник процедуры закупки вправе в течение 24 часов исправить несоответствия в информации и/или документах, представленных им в своем тендерном предложении, которые были обнаружены заказчиком после раскрытия тендерных предложений, путем загрузки через электронную систему закупок уточненных или новых документов в электронной системе закупок.

Именно эта норма поможет избежать постоянных недоразумений и большого количества обращений в Коллегию АМКУ.

Однако остается вопрос, будут ли удачно действовать на практике указанные нововведения и не появятся ли в новых нормах и новые варианты для манипуляций и нарушений. Все это покажет только время и работа по обновленному Закону Украины "О публичных закупках".

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua