Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Know your client – проверка контрагентов
Мария Тельных, юрист, АО “Тарасюк и Партнеры” Сергей Тарасюк, управляющий партнер, АО "Тарасюк и Партнеры"

Сегодня в обиход входит понятие KYC (know your client), в основном его используют финансовые учреждения для понимания благонадежности клиента, что в свою очередь связано с жесткими требованиями регулятора. Для частного бизнеса в Украине таким регулятором де-факто стала ГФС (сегодня уже ГНС), именно в их руках находится судьба любого бизнеса, особенно что касается НДС. Так, легким движением руки или пальца налогового инспектора, и "ознака 1.6" лишает предприятие возможности регистрировать налоговые накладные, а то и вообще представлять отчетность.

Можно смело утверждать, что KYC – это уже не дань моде, а необходимость. Также надежность контрагента влияет и на выполнение сторонами взятых на себя договорных обязательств.

В случае негативной налоговой репутации контрагента это может повлечь проверку вашей организации, признание операций фиктивными и доначисление налогов. В ходе проверки, признавая операции "безтоварными" или фиктивными, налоговые органы снимают налоговый кредит и, как следствие, доначисляют налоговые обязательства по НДС, а также увеличивают сумму налога на прибыль, ну и штрафные санкции.

Проверку можно провести с помощью бесплатных ресурсов или получить больше данных, пользуясь платными контентами и/или услугами специалистов, например, нотариусов.

Итак, базовая проверка контрагента включает анализ информации о добропорядочности и налоговых рисках.

Самый простой способ проверить деловую репутацию контрагента – найти информацию о нем в поисковых системах. Хорошим показателем является наличие своего сайта, но его отсутствие не делает контрагента рисковым или недобросовестным. Необходимо проверить наличие отзывов в Интернете о деятельности компании. Это даст поверхностное понимание, хотите ли вы работать с этой компанией.

Далее следует произвести более детальный анализ по государственным реестрам.

Начать проверку контрагента по государственным реестрам стоит с данных о его регистрации на сайте Минюста. В разделе "Бесплатный запрос" необходимо обратить внимание на:

– дату регистрации. Чем дольше компания зарегистрирована, тем больше у нее деловая история, и тем ответственнее она относится к репутации;

– наличие ограничений у директора. В разделе "Відомості про органи управління юридичної особи" указывается информация о наличии ограничений в части представительства от имени юридического лица. Здесь могут быть указаны ограничения по сумме подписания договоров без согласия сборов участников и пр. Если есть ограничения, при заключении договора потребуется протокол собрания участников или решение о наделении руководителя полномочиями. Также ст. 44 Закона Украины "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственность" прямо обязывает участников наделить руководителя определенными полномочиями;

– виды деятельности. Тут следует обратить внимание на то, указал ли контрагент виды деятельности (КВЭД), соответствующие предмету предполагаемого договора. Также следует отметить разнообразие направлений деятельности. Если компания работает в нескольких направлениях – это нормально, но если в реестре зарегистрирован почти весь классификатор видов деятельности – это заставляет задуматься.

На этом же сайте можно взять "Платный запрос". В нем отражается та же информация, что и в бесплатном, но есть возможность увидеть количество (и даты) вносившихся в реестр изменений. Что именно менялось – не будет отражено, но будет видно смену участников, внесение изменений в устав и в ведомости в реестре.

Также на сайте Минюста можно ознакомиться с перечнем участников и директором. На основании этих данных через Сервис поиска в государственных данных компаний, людей и можно проверить, с каким количеством юридических лиц связаны участники или руководители контрагента.

Когда одно физическое лицо является участником и директором целого ряда компаний, а еще и с одним направлением деятельности, стоит задуматься, для чего это сделано. Вариантов может быть масса – от потенциально "номинального" директора до банального мошенничества.

После чего стоит проверить компанию и ее должностных лиц в реестре должников1 или наличие данных в автоматизированной системе исполнительных производств2. Здесь будет отражаться информация о судебных решениях, которые уже выполняются.

Проверить информацию о текущих судебных делах с участием контрагента можно на сайте судебной власти3, введя название контрагента в графе "Сторона по справі" и в Едином государственном реестре судебных решений4, введя в поле "Пошук за контекстом" название.

Обязательно необходимо проверить, нет ли у контрагента налогового долга и права "податкової застави". Это можно сделать на официальном сайте ГНС. В случае если предмет договора связан с приобретением недвижимого имущества и/или транспортных средств, проверка на этом ресурсе является практически ключевой, поскольку на имущество может быть наложен налоговый арест.

Точная информация о том, наложен ли арест на недвижимое имущество, имеется в Едином реестре запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, но, увы, он не в открытом доступе. За информацией с этого реестра можно обратиться к нотариусу.

Важно, если предмет договора связан с приобретением недвижимого имущества, можно проверить, действительно ли компания-продавец является владельцем такого имущества. Эта информация содержится в "Державному реєстрі речових прав на нерухоме майно". Поиск в реестре можно осуществить как по отдельному объекту, так и по владельцу в целом.

Если планируется договор о покупке земли, можно проверить информацию с Государственного земельного кадастра о праве собственности и имущественном права на земельный участок.

Нотариально заверенные документы о праве собственности (на нотариальном бланке) можно проверить в Реестре специальных бланков нотариальных документов.

Хороший сервис для проверки контрагента на платной основе – CONTR AGENT. Здесь, среди прочего, можно проверить связь контрагента с другими юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями. Владея этой информацией, можно узнать, работал ли контрагент с рисковыми организациями, что очень важно для определения налоговых рисков, поскольку фискальные органы могут признать сделку фиктивной по цепи контрагентов.

В зависимости от специфики деятельности существует еще множество открытых реестров, самые распространенные из них:

реестр операторов, провайдеров телекоммуникаций;

реестр адвокатов;

реестр нотариусов;

реестр виданных лицензий (строительство);

реестр разрешительных документов (строительство);

реестры выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями.

Если вы владеете паспортными данными должностных лиц контрагента, на сайте Миграционной службы можно проверить, действительны ли у них документы.

В идеале было бы узнать, есть ли у контрагента необходимые оборудование, персонал и прочее. Такой информацией владеет только сам контрагент. Вы можете ее запросить, но помните: он не обязан ее предоставлять, поскольку документы, связанные с хозяйственной деятельностью компании, могут относиться к коммерческой тайне.

А вот наличие судебных решение в рамках уголовных производств вызывает неоднозначную реакцию. Личный опыт показывает, что вполне добропорядочный бизнес может неоднократно подвергаться давлению правоохранительных органов, и тем не менее – живее всех живых. Поэтому тут необходимо подходить обдуманно и не принимать неосмотрительных решений о негативной репутации контрагента. Иногда это как раз признак успеха в бизнесе.

Второй этап проверки более детальный и направлен на действительно плотное сотрудничество с контрагентом. Он предполагает анализ:

1) аудиторской отчетности (при наличии), в частности следует предоставить нам информацию о соответствии данных финансовой отчетности реальному состоянию дел у контрагента;

2) финансовой отчетности за несколько лет с расшифровками статей. Как минимум, можно понять такие важные показатели, как "чистая стоимость активов", кредиторская задолженность и наличие основных средств;

3) договоров аренды имущества и данных о наличии трудовых ресурсов. В этом случае можно быть уверенным, что при налоговых спорах вы сможете утверждать и подкрепить свою позицию документально о "реальности" контрагента;

4) данных о задолженности перед банками и бюджетом, в этом случае можно понять состояние "финансового здоровья" контрагента.

Доступ к таким документам возможен после подписания так называемого NDA, но лучше так, чем не знать своего контрагента.

Финальным этапом проверки будет обмен письмами от контрагента, в том числе гарантийными, на предмет:

– наличия всех необходимых полномочий для заключения договоров (в дополнение к решению участников);

– наличия основных средств и трудовых ресурсов для выполнения условий договора;

– наличия копий всех разрешительных документов (лицензий, разрешений, сертификатов, копий технических паспортов на транспорт и т. д.).

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua