Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Особенности деятельности страховых компаний: от создания до проверок регуляторами
Валерий Бондарь, профессор, д.э.н., член Совета АПУ, Президент ВПОО "САУ", генеральный директор, HLB Ukraine

Страхование как инструмент имеет широкие возможности содействовать экономическому и социальному развитию страны, маневрировать резервами, удовлетворять интересы по защите имущества и доходов юридических и физических лиц, а потому ему отводится одна из ведущих ролей в формировании всей системы экономической безопасности страны. Впрочем, справиться с этой ролью реально только при должном уровне развития страхового дела. Ведь страхование должно не только обеспечивать возмещение фактических материальных ущербов, обусловленных определенным обстоятельством или событием, но и позволять увереннее пользоваться кредитом для создания производства или приобретения для него необходимых средств, пополнения товара в торговой сети, способствовать появлению и внедрению новой техники и технологий, финансированию образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, других социальных мероприятий и т. п.

К нормативным актам, регулирующим сферу страхования и страховые услуги, которые направлены на создание рынка, усиление страховой защиты имущественных интересов компаний и физических лиц, относятся: Закон Украины "О страховании" от 07.03.96 г. (далее – Закон о страховании), Закон Украины "О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г., Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" от 12.07.2001 г. и др.

Страховая компания: основные требования к созданию и деятельности

В соответствии со ст. 1 Закона о страховании страхование – это вид гражданско-правовых отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц в случае наступления определенных событий (страховых случаев), установленных договором страхования или действующим законодательством, за счет денежных фондов, формирующихся путем уплаты физическими и юридическими лицами страховых платежей (страховых взносов, страховых премий), и доходов от размещения средств этих фондов.

Также Законом о страховании установлены условия, которым должны отвечать финансовые учреждения, чтобы иметь возможность вести страховую деятельность на территории Украины:

– они созданы в форме акционерного общества, полного, коммандитного обществ или общества с дополнительной ответственностью;

– включены в реестр Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (далее – Нацкомфинуслуг), и получили лицензию на осуществление конкретного вида страхования;

– количество участников составляет не менее 3 лиц;

– минимальный размер уставного капитала должен составлять сумму, эквивалентную 1 млн евро (для страховой компании, которая планирует заниматься страхованием жизни, – 10 млн евро) по валютному обменному курсу валюты Украины. При этом уставный капитал должен быть сформирован только денежными средствами.

Страховые компании обязаны заниматься исключительно страхованием, перестрахованием и финансовой деятельностью, связанной с формированием, размещением страховых резервов и их управлением. Они имеют право заниматься только теми видами страхования, которые определены в лицензии.

Кто контролирует деятельность страховой компании?

С целью соблюдения требований законодательства Украины по страхованию, эффективному развитию страховых услуг, предупреждению неплатежеспособности страховщиков и защите интересов страхователей деятельность страховой компании в Украине на сегодня контролируется Нацкомфинуслуг.

Как отмечает Нацкомфинуслуг, ее миссия заключается в создании условий для эффективного и транспарентного функционирования рынков небанковских финансовых услуг, укреплении системной стабильности и усилении финансовой инклюзии на таких рынках, обеспечении защиты прав потребителей небанковских финансовых услуг, а также интеграции в мировое финансовое пространство без угрозы национальным интересам и экономической безопасности Украины.

Согласно возложенным на Нацкомфинуслуг задачам комиссия в рамках своих полномочий проводит самостоятельно или вместе с другими уполномоченными органами выездные и невыездные проверки деятельности финансовых учреждений с целью надзора за предоставлением финансовых услуг и соблюдением законодательства. Проверки могут быть плановые и внеплановые.

Впрочем в 2017 – 2018 годах Нацкомфинуслуг плановых проверок не осуществляла в связи с мораторием на проведение плановых мероприятий государственного надзора (контроля). Тем не менее были внеплановые проверки.

Так, в 2018 году Нацкомфинуслуг провела 145 внеплановых проверок (что на 64,8 % больше, чем в 2017 году), из которых:

– по решению суда – 4;

– по обращениям физических лиц – 136;

– по заявлению субъектов хозяйствования – 1;

– по вопросам исполнения распоряжений об устранении нарушений Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг) – 4.

Кроме того, в функции Нацкомфинуслуг входит осуществление анализа финансовой отчетности, которая представляется комиссии в электронной форме для проверки соответствия законодательству о финансовых услугах. По результатам анализа Нацкомфинуслуг издает распоряжение, в котором указывает, были ли установлены нарушения, например, по:

– соблюдению норматива платежеспособности и достаточности капитала;

– соблюдению норматива качества активов;

– размещению определенными категориями приемлемых активов в полном объеме и соблюдению норматива рисковости операций;

– размеру уставного и/или собственного капитала;

– представлению отчетных данных и аудиторского заключения за отчетные периоды;

– предоставлению услуг на основании договора и т. п.

На основании установленных нарушений Нацкомфинуслуг выносит решение об:

– обязанность компании принять меры по устранению нарушения законодательства о финансовых услугах, а также уведомить Нацкомфинуслуг об устранении нарушения по предоставлению подтверждающих документов в установленные сроки.

– исключении компании из Реестра лиц, не являющихся финансовыми учреждениями, но обладающих правом предоставлять отдельные финансовые услуги;

– аннулировании справки о постановке на учет юридического лица и т. п.

Особым в деятельности страховой компании являются не только требования к ее созданию, но и к ведению бухгалтерского учета и представлению финансовой отчетности. Так, согласно Закону Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-ХІV (далее – Закон о бухгалтерском учете) страховые компании подпадают под определение предприятий, представляющих общественный интерес: "предприятия – эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или в отношении ценных бумаг которых было осуществлено публичное предложение, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям), а также предприятия, относящиеся в соответствии с данным Законом к крупным предприятиям".

Согласно ст. 14 Закона о бухгалтерском учете страховые компании обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице.

Проведение аудита финансовой отчетности страховой компании стает все более ответственным, поскольку все предприятия, представляющие общественный интерес, становятся более открытыми в части раскрытия информации о своей деятельности. С одной стороны, это ужесточает контроль за деятельностью страховой компании, с другой – предоставляет более развернутую информацию для внешних пользователей финансовой отчетности: акционеров, инвесторов и регуляторов.

 

Аудит страховой компании: что "под прицелом" аудитора?

Аудит страховых компаний предусматривает проверку не только общих вопросов (в частности, проверку операций с основными средствами, ТМЦ, нематериальными активами, расчетов по оплате труда, расчетно-платежных и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и т. п.), но и специфических операций, присущих только страховым компаниям.

Специфика деятельности страховых компаний обусловлена особенностями ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности, определения финансового результата и налогообложения, а также требованиями по наличию лицензий на страхование и финансовой стабильности, платежеспособности страховых компаний и т. п. Перечисленные особенности аудитору следует учесть при проведении проверки.

Правоустанавливающие документы. Прежде всего аудитор должен проверить наличие документов, подтверждающих право страховой компании осуществлять страховую деятельность (свидетельство о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности, устав и т. п.), и их соответствие требованиям законодательства.

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность. Задача аудитора заключается в проверке правильности применения плана счетов бухгалтерского учета.

Договоры страхования. Аудитор проверяет правильность составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также правильность осуществления и учета операций по страхованию, перестрахованию и совместному страхованию.

Страховые выплаты. Задача аудитора заключается не только в проверке обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат, но и обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах (при наличии таковых).

Резервы. Поскольку страховая деятельность предусматривает необходимость создания страховыми компаниями специальных резервов, то аудитор должен проверить достаточность и адекватность сформированных резервов для выполнения обязательств по договорам страхования.

Расходы. Учитывая особенность страховых компаний в части состава расходов, входящих в себестоимость страховых услуг, аудитор устанавливает обоснованность включения тех или иных расходов в себестоимость страховых услуг и правильность формирования финансовых результатов.

Финансовая стабильность и платежеспособность. Нормами страхового законодательства установлены требования по обеспечению финансовой стабильности и платежеспособности страховщика, поэтому аудитор должен проверить, соблюдает ли страховая компания нормативное соотношение активов и обязательств и обеспечений.

По результатам проверки аудитор составляет отчет независимого аудитора, который по форме и содержанию учитывает Методические рекомендации Нацкомфинуслуг. Регулятор предоставляет рекомендации не только в части указания общей информации в отчете (относительно названия, выражения мнения, указания ответственности аудитора, ответственности управленческого персонала и тех, кто наделен высшими полномочиями), но и в части определения ключевых вопросов аудита, в числе которых, в частности, можно назвать:

– вопросы непрерывной деятельности;

– формирование уставного капитала;

– оценка активов по справедливой стоимости;

– обесценение активов;

– наличие и оценка активов, находящихся на временно оккупированных территориях Украины;

– соблюдение обязательных критериев и нормативов достаточности капитала и платежеспособности, ликвидности, прибыльности, качества активов и рисковости операций, соблюдение других показателей и требований, ограничивающих риски по операциям с финансовыми активами;

– формирование, ведение учета, достаточность и адекватность сформированных страховых резервов согласно законодательству и т. п.

Кроме того, Нацкомфинуслуг рекомендует при аудите финансовой отчетности рассматривать соблюдение страховой компанией установленных требований законодательства относительно:

– соответствия политики перестрахования, в том числе принятия рисков по перестрахованию только тех видов добровольного и обязательного страхования, на осуществление которых была получена лицензия;

– осуществление страховщиком обязательного страхования исключительно при условии соблюдения порядков, определенных КМУ;

– ведение персонифицированного (индивидуального) учета договоров страхования жизни (если у страховой компании имеется лицензия на страхование жизни) и т. п.

ВЫВОД:

Подытоживая приведенное, можно сделать вывод, что проведение аудиторских проверок страховых компаний является довольно сложным и комплексным процессом, требующим от аудитора не только высокой квалификации в сфере аудита, но и знаний и практического опыта проверки соблюдения страховыми компаниями специальных нормативных и регуляторных требований в сфере осуществления страховой деятельности.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua