Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Субсидируемый импорт: что грозит украинскому производителю
Сергей Лахно, советник практики международной торговли, INTEGRITES Дмитрий Голодницкий, помощник юриста практики международной торговли, INTEGRITES

Зоны свободной торговли с ЕС, Канадой и Израилем, переговоры о торговом соглашении с Турцией, планы либерализовать экономические отношения с другими странами – с 2014 года Украина постепенно устраняет барьеры в международной торговле. Однако в открытую дверь временами заходят не только дружеские партнеры, но и незваные гости. Так происходит и с субсидируемым импортом, который вредит украинскому рынку и вытесняет из него национальных производителей.

Внутреннее производство в Украине еще приходит в себя после кризиса 2014 – 2015 годов. Его росту препятствует чрезмерный объем часто недобросовестного импорта крупных иностранных производителей, которые рубят перспективы украинского товаропроизводителя на корню. Несправедливая конкуренция национального производителя с иностранным напоминает леса Амазонии, где кроны могучих столетних деревьев бросают тень на молодые побеги и мешают им расти.

Субсидии – не только в коммуналке

Выход на новые рынки и расширение присутствия на уже существующих – это цель торговой политики любой страны мира. Чтобы ее достичь, страны часто субсидируют производство в самых прибыльных секторах экономики. Именно государственное субсидирование стало ключевой причиной сотен торговых споров по всему миру. Так случилось, например, в торговой войне между США и Китаем. Первым выстрелом в ней стали именно масштабные субсидии, которые Китай предоставляет своим производителям.

Как это происходит? Производство товаров, особенно многокомпонентных, искусственно накачивается деньгами. Это снижает себестоимость и удешевляет товар, и он получает ценовое преимущество на украинском рынке.

Субсидии могут иметь разные формы. Это и специальные налоговые льготы для отраслей, и установление контролируемых цен, и регулирование количества произведенного товара, который поддерживает на него постоянный спрос. Возможны даже прямые денежные вливания в предприятия, которые часто скрываются за ширмой "государственных программ поддержки". Субсидии, в частности экспортные, особенно вредят честной торговле и конкуренции, когда речь идет о международной торговле. При этом Соглашением о сельском хозяйстве ВТО уже запретила использование экспортных субсидий в аграрном секторе, который является одним из самых уязвимых к таким воздействиям. Впоследствии на двух министерских конференциях ВТО на Бали (2013) и в Кении (2015) была согласована концепция полного отказа от субсидирования экспорта. Эти шаги несколько замедлили поток субсидионного допинга в национальные экономики, однако некоторые страны (например, Турция или Китай) нашли способ обойти правила, другие же прямо декларируют продолжение политики субсидирования (в частности, США или Россия).

Субсидии разрушают основы честной торговли по своей сути, ведь мощное дотирование экспортных товаров доступно лишь самым сильным экономикам мира или государствам с нерыночной экономикой. В последнем случае государство или владеет большинством производственного сектора, или руководит частным сектором командными методами. Случается, что государство объединяет обе черты, как, например, в Китае.

Рассчитано по данным Global Trade Alert

Китай – субсидируй и властвуй

Китайская экспортная стратегия – лучший пример того, как госсубсидирование собственного производства выводит страну в лидеры на внешних рынках. В 2017 году Китай провозгласил стратегию "Made in China". Ее цель – господство китайского экспорта в мире. В поддержку программы китайское правительство планирует до 2021 года выделить $1 трлн в виде налоговых льгот, сниженных цен на отдельные компоненты товаров, бесплатного топлива или дешевой электроэнергии для массового производства. Кроме тяжелой промышленности, производства товаров широкого потребления и других отраслей, правительство КНР поощряет миллиардными вливаниями даже разработчиков технологий распознавания лиц.

Принимая во внимание идеи заключить соглашение о зоне свободной торговли Украины с Китаем, звучавшие из уст отдельных украинских чиновников, нам следует использовать взвешенный подход. Ведь, кроме КНР, Украину окружают не менее опасные соседи, которые охотно субсидируют экспорт и стремятся нарастить влияние на наш рынок.

Как наши соседи продвигают свой товар

– Беларусь ввела льготные цены на электроэнергию и газ для ряда внутренних производств, тем самым снизив себестоимость произведенной продукции. Благодаря субсидируемому экспорту белорусские товары сейчас превосходят по цене украинские на рынках строительных материалов, продуктов питания и пищевых добавок, товаров легкой промышленности.

– Турция устанавливает льготный налоговый режим для агропродукции, легкой промышленности. Особые льготы получают производители текстиля, что представляет значительную угрозу для украинского производителя.

– Россия прямо инвестирует миллионы долларов в машиностроение для обработки металла и древесины, переработки мазута и сырой нефти.

Добавим к этому масштабный импорт бытовой техники из КНР, Тайваня, Малайзии, которые также получают государственные дотации, и вырисовывается не слишком радужная для Украины картина.

Как противодействуют субсидиям в мире

С усилением роли субсидий в торговых экспансиях противодействие им росло соответственно. В основном используется фактически единственный легитимный (и с точки зрения международного торгового права) инструмент – компенсационные (или антисубсидиарные) расследования.

Если в 2010 году в мире провели всего лишь 9 компенсационных расследований, то уже в 2018 году их число выросло до 55.

Динамика проведения антисубсидиарных расследований в мире

(источник: Global Trade Alert)

С 2010 года в мире провели 296 компенсационных расследований, в то время как Украина успешно провела только одно. Динамика показывает: чем развитее экономика, тем интенсивнее она применяет антисубсидиарные меры. Украине стоит активнее противодействовать субсидируемому импорту, ведь наши крупнейшие торговые партнеры (среди которых КНР и Беларусь) уже активно снижают цены на электроэнергию и минеральные ресурсы для своих производителей, а ЕС мощно субсидирует своих аграриев.

Динамика проведения антисубсидиарных расследований в развитых экономиках

(источник: Global Trade Alert)

Как видим, количество антисубсидиарных расследований в мире продолжает расти. Возможно, если бы кривая Украины на графике выше стала более заметной, национальный товаропроизводитель испытывал бы на себе меньшее давление со стороны иностранных товаров.

В качестве примера приведу цитаты из первого интервью нового заместителя Министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства, торгового представителя Украины Тараса Качки изданию "Европейская правда" относительно торгово-ограничительных мер в контексте торговой политики.

На вопрос журналиста о действиях ЕС касательно ограничения экспорта украинской курятины г-н Качка заметил:

"Во-первых, любые обвинения ЕС, что это дыра или ошибка, являются ошибочными. Это такой коммуникационный штамп. Ни разу за время действия соглашения ЕС не ставился вопрос, что это "ошибка". Это было свободное решение сторон, подписывавших соглашение.

Во-вторых, это решение является позитивом. Оно показало, что ЕС может в течение нескольких месяцев провести все процедуры для того, чтобы пересмотреть квоту, хотя до сих пор утверждалось, что это очень длительный процесс.

<...>

И есть третий элемент, очень политический.

Ситуация с мясом птицы показала, насколько ревниво ЕС относится к успехам Украины на своем рынке. Ведь не было никаких нарушений, не было контрабанды (как сейчас происходит с экспортом леса). Мы торгуем курятиной легально, но для ЕС это – проблема.

Такая острая реакция на успехи украинской продукции в ЕС посылает весьма специфические сигналы и для украинского рынка"1.

 

ВЫВОД:

Что имел в виду украинский чиновник? Его слова можно трактовать как сигнал украинскому бизнесу более активно или "ревниво", как это делают европейские производители, реагировать на факты явного увеличения импорта на внутреннем рынке Украины, в том числе и происхождением из ЕС. Сейчас действует лишь одна антидемпинговая мера против одного вида европейской продукции – произведенных в Польше резиновых пробок, которые используются в медицинских целях. Но если посмотреть, насколько и в каких товарных категориях растет импорт из ЕС за последние годы, то станет ясно, что украинскому бизнесу нужно защищаться значительно активнее.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua