Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Понятие "конфликт интересов" в трудовом законодательстве
Кирилл Казак, адвокат, партнер, ЮК "КПД КОНСАЛТИНГ"

На сегодня понятие "конфликт интересов" в трудовом праве не определено. Кодекс законов Украины о труде (далее – КЗоТ) содержит по этому поводу только одну статью – 251, которой работодателю предоставлено право ограничивать совместную работу родственников или свояков в случае, если в связи с выполнением трудовых обязанностей они непосредственно подчиняются или подконтрольны друг другу. Применительно к работодателям государственной формы собственности в КЗоТ указывается, что порядок введения таких ограничений устанавливается законодательством.

Ввиду положений ст. 9 КЗоТ относительно недействительности условий трудовых договоров, ухудшающих положение работников в сравнении с законодательством Украины, возможности конкретизации и расширения положений, направленных на предупреждение конфликта интересов, у работодателя фактически не было.

Некоторые сдвиги произошли в связи с принятием в 2014 году Закона Украины "О предупреждении коррупции" (далее – Закон о предупреждении), действие которого было распространено и на юридических лиц частного права в предусмотренных законодательством случаях.

Благодаря этому стало возможным использовать определение конфликта интересов, закрепленное в Законе о предупреждении.

Потенциальный конфликт интересов – наличие у лица частного интереса в сфере, в которой им выполняются его служебные или представительские полномочия, что может повлиять на объективность или непредвзятость в принятии им решений либо на совершение или несовершение действий при выполнении указанных полномочий.

Реальный конфликт интересов – разногласия между частным интересом лица и его служебными или представительскими полномочиями, влияющие на объективность или непредвзятость в принятии решений либо на совершение или несовершение действий при выполнении указанных полномочий.

Частный интерес – любой имущественный или неимущественный интерес лица, в том числе обусловленный личными, семейными, дружескими или другими внеслужебными отношениями с физическими или юридическими лицами, в частности и те, которые возникают в связи с членством или деятельностью в общественных, политических, религиозных или других организациях.

Тем не менее окончательно проблема предупреждения конфликта интересов и решения уже существующих конфликтов интересов этим устранена не была, так как вопросы противодействия коррупции связаны с защитой государственных интересов и распространяются только на случаи, предусмотренные законодательством, а вопрос конфликта интересов в отношениях работодателя и работника – это прежде всего вопрос интересов работодателя, который не всегда имеет отношение к государству и старается регулировать такие отношения в соответствии с особенностями своей хозяйственной деятельности.

Решение появилось неожиданно и оттуда, откуда не ждали – от судебной системы.

Так, решением Ленинского районного суда г. Харькова от 14.10.2013 г. по делу № 2024/10143/12 (2/642/142/13) было отказано в удовлетворении иска бывшего работника к работодателю (ООО "АТ Каргилл"), а определением Апелляционного суда Харьковской области от 15.01.2014 г. решение суда первой инстанции – оставлено без изменений.

Ситуация в деле касалась увольнения работника в связи с неоднократным нарушением правил внутреннего трудового распорядка, а именно, несообщением о наличии конфликта интересов (заключение договоров от лица работодателя с субъектами хозяйствования, учредителями которых были близкие родственники уволенного работника, допущение поставки этими субъектами товара ненадлежащего качества, оформление уволенным работником (в период работы) для них товарного кредита). По мнению работодателя, такие действия работника противоречили ведущим принципам компании "Каргилл" относительно предупреждения конфликта интересов, действовавшим на территории нескольких стран, в том числе Украине. В ООО "АТ Каргилл" на данные принципы ссылались правила внутреннего трудового распорядка, ознакомление с которыми осуществлялось всех работников при приеме на работу, а также периодически – в ходе соответствующих инструктажей, обучения и т. п. Кроме того, указанные ведущие принципы являются частью упомянутых правил внутреннего трудового распорядка.

Основным в приведенных судебных решениях является установление возможности дополнительно урегулировать вопрос трудовых отношений (в том числе конфликта интересов) с помощью внутренних нормативных документов.

Так, судом было установлено, что согласно ч. 2 ст. 3 КЗоТ особенности труда членов кооперативов и их объединений, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, работников предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством и их уставами. При этом гарантии относительно занятости, охраны труда, труда женщин, молодежи, лиц с инвалидностью обеспечиваются в порядке, предусмотренном законодательством о труде.

Согласно пп. 3.3 Устава ООО "АТ Каргилл", утвержденного общим собранием учредителей (протокол № 13 от 23.03.2012), общество является предприятием с иностранными инвестициями. Подпунктом 14.1 данного Устава предусмотрено, что с соблюдением политики или решений, которые периодически могут приниматься общим собранием участников, генеральный директор определяет согласно действующему законодательству Украины количество работников, а также вопросы найма и увольнения работников, компенсаций, условий труда, материального поощрения, рабочего времени, отпусков и социального страхования. Условия общества по найму персонала могут определяться письменными трудовыми соглашениями по решению генерального директора или любого члена дирекции. В связи с этим судом были приняты во внимание имеющиеся в материалах дела ведущие принципы компании Каргилл (действующие в компаниях на территории пяти стран, в том числе Украины) в качестве доказательства существования обязанности каждого работника ООО "АТ Каргилл" относительно их соблюдения и неукоснительного выполнения.

В соответствии со ст. 63 Хозяйственного кодекса Украины (далее – ХК Украины), если в уставном капитале предприятия иностранная инвестиция составляет не менее 10 %, оно признается предприятием с иностранными инвестициями. Предприятие, в уставном капитале которого иностранная инвестиция составляет 100 %, считается иностранным предприятием.

ВЫВОД:

Таким образом, юридическое лицо частного права, при условии соблюдения определенных требований относительно своего статуса (предприятие с иностранными инвестициями), имеет возможность своими внутренними документами урегулировать вопрос конфликта интересов более подробно и широко, нежели в существующем законодательстве, а также возложить на работника определенные дополнительные обязанности, несоблюдение или нарушение которых является основанием для его увольнения. При этом такие обязанности устанавливаются работодателем по его усмотрению с учетом специфики деятельности и прямо не зависят от действующих нормативных актов.

При приведенных условиях увольнение будет отвечать требованиям действующего трудового законодательства, что подтверждается положительной судебной практикой. Благодаря этому работодатель в отношениях с работниками может эффективно предупреждать конфликт интересов, устранять реальные или потенциальные конфликты интересов и обеспечен средствами для урегулирования описанных вопросов.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua