Стремительное развитие экономической деятельности, направленной на реализацию товаров и услуг через Интернет (e-commerce), кроме скорости и удобства обслуживания, несет значительные риски и массовые нарушения прав потребителей. В большинстве случаев такие отношения, возникающие между покупателем и интернет-магазином, регулируются Гражданским кодексом Украины, Законом Украины "О защите прав потребителей", Законом Украины "Об электронной коммерции" и т. д., тем не менее существующий механизм, предусмотренный нормами действующего законодательства, далеко не всегда может гарантировать стопроцентную защиту потребителей в сфере e-commerce, одновременно позволяя недобросовестным представителям бизнеса избегать любой ответственности.
В Концепции государственной политики в сфере защиты прав потребителей на период до 2020 года, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 29.03.2017 г. № 217-р, прямо сказано: "Потребители в Украине не защищены государством и законом вследствие декларативного характера провозглашенных прав и отсутствия механизмов их реализации и восстановления".
В связи с этим первоочередной целью каждого потребителя должно стать именно предупреждение возникновения каких-либо рисков непосредственно до момента фактического приобретения товара в Интернете.
Заказ товара в интернет-магазине осуществляется путем совершения электронной сделки – заключения с помощью средств дистанционной связи договора купли-продажи на расстоянии. Так, согласно Правилам продажи товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений, утвержденным приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 103, Интернет вместе с телекоммуникационной сетью, почтовой связью и телевидением признаются теми средствами дистанционной связи, которые могут использоваться для заключения договоров на расстоянии.
В соответствии со ст. 627 Гражданского кодекса Украины в договорах с участием физического лица – потребителя учитываются требования законодательства о защите прав потребителей. Права потребителей и механизм их защиты предусмотрены в Законе Украины "О защите прав потребителей", согласно которому потребители при приобретении продукции, реализуемой на территории Украины, для удовлетворения своих личных потребностей имеют право на необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (продавце).
Практика показывает, что именно надлежащая и достаточная осведомленность потребителя играет решающую роль при осуществлении защиты своих прав и законных интересов.
Права потребителя, предусмотренные ст. 4 Закона Украины "О защите прав потребителей", касательно доступа к информации коррелируются с обязанностями продавца. Так, согласно ст. 13 Закона Украины "О защите прав потребителей" перед заключением договоров на расстоянии (например, в интернет-магазине) продавец обязан предоставить потребителю информацию о:
1) наименовании продавца, его местонахождении и порядке принятия претензии;
2) основных характеристиках продукции;
3) цене, включая плату за доставку, и условиях оплаты;
4) гарантийных обязательствах и других услугах, связанных с содержанием или ремонтом продукции;
5) других условиях поставки или исполнения договора;
6) минимальной продолжительности договора, если он предусматривает периодические поставки продукции или услуг;
7) стоимости телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа;
8) периоде принятия предложений;
9) порядке расторжения договора.
Учитывая положения ст. 7 Закона Украины "Об электронной коммерции", продавец товаров в электронной коммерции во время своей деятельности и в случае распространения коммерческого электронного сообщения обязан обеспечить прямой, простой, стабильный доступ других участников отношений в сфере электронной коммерции к необходимой информации, а именно:
1) полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица – предпринимателя;
2) местонахождение юридического лица или место регистрации и место фактического проживания физического лица – предпринимателя;
3) адрес электронной почты и/или адрес интернет-магазина;
4) идентификационный код для юридического лица или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика для физического лица – предпринимателя, или серия и номер паспорта для физического лица – предпринимателя, которое из-за своих религиозных убеждений отказалось от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомило об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеет отметку в паспорте;
5) сведения о лицензии (серия, номер, срок действия и дата выдачи), если хозяйственная деятельность подлежит лицензированию;
6) о включении налогов в расчет стоимости товара, работы, услуги и в случае доставки товара – информация о стоимости доставки;
7) иные сведения, которые в соответствии с законодательством подлежат обнародованию.
Таким образом, установление правового статуса продавца и его возможности осуществлять интернет-торговлю на основании вышеупомянутых норм – первый шаг для предупреждения вероятных рисков.
В случае если такая информация уже размещена на страницах интернет-магазина, целесообразно ее дополнительно проверить, поскольку именно с невозможностью установить личность продавца и его местонахождение связано большинство нарушений. Факт предоставления необходимой для потребителя информации должен подтверждаться письменно или с помощью электронного сообщения. Так, в соответствии со ст. 1 Закона Украины "О защите прав потребителей" электронным сообщением признается информация, предоставленная потребителю через телекоммуникационные сети, которая может быть любым способом воспроизведена или сохранена в электронном виде.
Имеет ли право продавец осуществлять
интернет-торговлю, можно проверить в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований. Так, в письме Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства от 11.01.2014 г. № 196/0/20-14 указано: интернет-торговле отвечает класс КВЭД 47.91 "Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет" группы КВЭД 47.9 "Розничная торговля вне магазинов" ДК 009:2010.
Практика свидетельствует, что даже известные населению интернет-магазины не всегда соответствуют установленному КВЭД, а следовательно не имеют права работать в сегменте e-commerce.
Не менее важным для потребителя является установление информации об основных характеристиках товара и его качестве. В соответствии со ст. 673 Гражданского кодекса Украины при отсутствии в договоре условий относительно качества товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для цели, с которой товар такого рода обычно используется. Более того, при продаже товара по образцу или по описанию продавец обязан передать покупателю товар, отвечающий такому образцу или описанию.
К сожалению, на сегодняшний день в данном сегменте рынка продолжает присутствовать продукция неизвестного происхождения, которая выставляется на продажу в различных интернет-магазинах, без подтверждения ее безопасности и с неизвестными качественными характеристиками. Поэтому, помимо всего прочего, необходимо установить наличие или отсутствие надлежащей маркировки национальным знаком соответствия, поскольку без отметки соответствия запрещается реализация продукции, ведь она может представлять опасность.
Лишь убедившись в безопасности покупки того или иного товара в Интернете и при наличии реальной возможности защиты прав и законных интересов потребителя, следует переходить к непосредственному заказу товара.
Электронная сделка совершается на основании соответствующего предложения – оферты; такое предложение становится возможным, например, с момента размещения конкретного товара в интернет-магазине. В свою очередь, согласием покупателя (акцептом) как пример может быть заполненное заявление о заказе выставленного товара.
Делая покупку в Интернете, пользователю предлагаются различные возможности оплаты. Расчеты в сфере электронной коммерции производятся в соответствии с Законом Украины "О электронной коммерции", Законом Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине", Законом Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" и др. Такие расчеты могут осуществляться с использованием платежных инструментов, электронных денег, путем перевода средств или оплаты наличными с соблюдением требований законодательства по оформлению наличных и безналичных расчетов, а также иным способом, предусмотренным законодательством Украины.
Продавец, оператор платежной системы или другое лицо, получившее оплату за товар, работу, услугу в соответствии с условиями электронного договора, должны предоставить покупателю электронный документ, квитанцию, товарный или кассовый чек, билет, талон или иной документ, подтверждающий факт получения средств, с указанием даты осуществления расчета.
В индивидуальной налоговой консультации от 11.07.2017 г. № 1129/6/99-99-14-05-01-15/ІПК Государственная фискальная служба Украины отметила, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции с применением платежных карт, при продаже товаров (предоставлении услуг) обязаны
проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов. То есть, если покупатель, используя Интернет, заказал у предприятия товар и расчет за него был произведен электронным платежным средством, предприятие обязано выдать ему расчетный документ установленной формы (фискальный кассовый чек, напечатанный регистратором расчетных операций).
Электронную квитанцию об оплате заказанного в интернет-магазине товара, предоставляемую банком, нельзя считать расчетным документом в понимании Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".
По общему правилу следует остерегаться предложений полной предоплаты до непосредственной доставки товара, в противном случае потребитель рискует остаться и без уплаченных средств, и без полученного товара.
Требования по доставке товара, заказанного в Интернете, предусмотрены ст. 11 Закона Украины "Об электронной коммерции". Так, покупатель должен получить подтверждение совершения электронной сделки в момент совершения сделки или в момент исполнения продавцом обязанности передать покупателю товар. Подтверждение может быть в форме электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, билета, талона или иного документа и должно содержать следующие сведения:
1) условия и порядок обмена (возврата) товара или отказа от выполнения работы либо предоставления услуги;
2) наименование продавца (исполнителя, поставщика), его местонахождение и порядок принятия претензии касательно товара, работы, услуги;
3) гарантийные обязательства и информацию о других услугах, связанных с содержанием либо ремонтом товара или с выполнением работы либо предоставлением услуги;
4) порядок расторжения договора, если срок его действия не определен.
Итак, заключение договора купли-продажи на расстоянии с помощью средств дистанционной связи в Интернете состоит из четырех этапов:
1) поиск и ознакомление с товаром;
2) заказ выбранного товара;
3) оплата заказанного товара;
4) доставка товара.
ВЫВОД:
Учитывая современные реалии, частичную неосведомленность покупателей в особенностях механизма защиты прав и недобросовестность некоторых субъектов хозяйствования в сфере e-commerce, особое внимание в первую очередь стоит уделять именно попыткам предупредить возникновение рисков нарушения прав потребителей.