Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Изменения в законодательстве об информировании потребителей: предупрежден – значит вооружен
Тарас Жарун, юрист, L&M Finance Group

Главная статья

Компетентное мнение

Актуально

Что делать, если...

По представлению Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений (далее – Комитет) 06 декабря 2018 г. Верховной Радой Украины был принят один из наиболее важных для европейской интеграции Украины нормативных актов – Закон Украины № 2639-VIII "Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов" (далее – Закон).

Основные положения Закона вводятся в действие 06 августа 2019 г., а значит, у производителей пищевой продукции, в том числе продукции агропромышленного комплекса, осталось совсем мало времени для переформатирования производственных процессов под новые нормы законодательства.

Мы решили вкратце проанализировать положения Закона и выделить основные моменты, на которых следует сфокусироваться аграриям.

Первое, на что стоит обратить внимание, – это определение Законом понятия "лицо, ответственное за информацию о продукте" или "ответственные лица" – производитель пищевой продукции, под наименованием которого продукт вводится и находится в обращении, а для импортируемых пищевых продуктов – импортер.

Закон устанавливает следующие общие требования к информации о пищевых продуктах: она должна быть точной, достоверной и понятной, а также не вводить потребителя в заблуждение, в частности, касательно:

– характеристик пищевого продукта (к примеру, его состава, количества, минимального срока годности, страны происхождения и т. д.);

– приписывания продукту несвойственных ему характеристик или последствий потребления;

– особых характеристик пищевого продукта, если аналогичные пищевые продукты имеют такие же характеристики, в частности путем подчеркивания факта наличия или отсутствия определенных ингредиентов и/или питательных веществ;

– предположения (с помощью, к примеру, внешнего вида продукта, описания или графических изображений) о наличии в пищевом продукте определенного компонента или ингредиента, если на самом деле компонент или ингредиент, который обычно присутствует или используется в данном пищевом продукте, заменен другим компонентом или ингредиентом.

Важным для агропромышленного сектора является требование Закона о том, что название пищевого продукта должно содержать или сопровождаться информацией о его физическом состоянии или специальной обработке, которой он подвергался (порошкообразный, продукт сублимационной сушки, быстро замороженный, концентрированный, копченый и т. д.), во всех случаях, когда отсутствие такой информации может ввести потребителя в заблуждение.

Стоит также отметить, что название пищевых продуктов, которые были заморожены до продажи, но при этом продаются в размороженном состоянии, должно включать слово "разморожений". Это требование, однако, не распространяется на: ингредиенты, содержащиеся в конечном (готовом к употреблению) пищевом продукте; пищевые продукты, для которых замораживание является необходимым этапом технологического процесса производства; и пищевые продукты, размораживание которых не влияет отрицательно на их безопасность и качество.

Представителям мясоперерабатывающей отрасли необходимо также учесть, что в соответствии с нормами Закона название мясных продуктов и мясных полуфабрикатов в форме порезанного или порционного мяса, туш или их частей должно включать информацию о наличии добавленной воды, если она составляет более 5 % массы готового продукта. Данные требования также распространяются на рыбные продукты и готовые рыбные продукты в форме кусков, порций, филе или целого рыбного продукта.

Отдельно стоит обратить внимание на тот момент, что обозначение "без глютену" может быть применено только при условии, что содержание глютена не превышает 20 миллиграммов на 1 килограмм общей массы пищевого продукта (обозначение "з дуже низьким вмістом глютену" – не более 100 миллиграммов на 1 килограмм). Отметим, что овес, содержащийся в пищевых продуктах, заявленных как продукты без глютена или с очень низким содержанием глютена, должен быть специально произведен таким образом, чтобы предупредить его загрязнение примесями пшеницы, ржи, ячменя или их гибридных видов. При этом содержание глютена в таком овсе не может превышать 20 миллиграммов на 1 килограмм.

Также Закон предусматривает, что в ингредиентах продукции ответственное лицо обязано четко указать названия веществ, которые являются аллергенами (должны быть выделены шрифтом, цветным фоном, стилем и т. д. среди остальных ингредиентов в перечне).

Акцентируем внимание, что концепция указания наличия (отсутствия) генетически модифицированных организмов (далее – ГМО) в продукте также существенно меняется. Теперь ответственные лица обязаны будут писать не об отсутствии ГМО, а об их наличии в случае, если их доля превышает 0,9 % в любом ингредиенте пищевого продукта.

ВЫВОД:

Таким образом, производителям необходимо готовиться к тому, что этикетки продуктов должны будут претерпеть существенные изменения с 06 августа 2019 г., и уже внедрять в производственные процессы указанные новации. Подчеркнем, что Закон предусматривает довольно большие штрафы за его нарушение. К примеру, непредоставление потребителю информации касательно веществ, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, повлечет за собой штраф в размере до 30 минимальных заработных плат (125190 грн).

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua