Чат-боты бывают разные. Кто-то из них может помочь заказать творожники, а кто-то готов предоставить консультацию относительно колебаний курса биткоинов за последний квартал. Не смущает ли вас в данном аспекте слово "кто-то"?
Чат-бот – это только программное обеспечение с контентом – объект правоотношений, а не субъект, имеющий права и законные интересы. Чат-бот – это лишь часть услуг определенного субъекта хозяйствования, сервис, взаимодействующий с потенциальными клиентами компании.
Возможно, но представьте чат-бота – нейронную сеть с встроенным машинным обучением, лучшими практиками искусственного интеллекта, которые сегодня существуют с ответами и советами, природу и логику которых не могут понять даже разработчики. У такого чат-бота будет свое уникальное изображение, пожалуй, даже с эмоциями, которые меняются в зависимости от текста, который пишет пользователь, а еще он или она либо, возможно, оно будет следить за сетчаткой ваших глаз и принимать соответствующие решения относительно линии поведения во время диалога с вами.
С кем в данном случае разговаривает лицо: с искусственным интерфейсом-справкой или с виртуальным представителем компании? Итак, первое, что необходимо определить с правовой точки зрения, – статус собеседника.
Конечно, говорить о том, что чат-бот является субъектом правоотношений пока рано и, видимо, будет рано до изобретения искусственного интеллекта. Если мы отбросим чат-ботов, которые являются абсолютно простыми, например, отвечают одной из шаблонных фраз, которая выбирается по случайному принципу, на любой запрос пользователя, и сосредоточимся на более сложных программных конструкциях, то можно выделить следующие ключевые тезисы для определения роли чат-бота в процессе коммуникации между субъектами хозяйствования или, что сейчас можно проследить чаще, с потенциальными пользователями сервисов компании:
– чат-бот является инструментом коммуникации, но субъектом правоотношений, возникающих в рамках такой коммуникации, является соответствующий субъект хозяйствования;
– в зависимости от функционала чат-бота для компании могут возникать различные правовые последствия;
– чат-бот в целом и его составные части в частности являются объектами интеллектуальной собственности.
Правовые последствия, к которым привел чат-бот
Итак, если субъектом правоотношений определяем ту или иную компанию, то на другой стороне экрана имеем обычно или представителя другой компании, или потребителя – физическое лицо. Поскольку определяем чат-бота как некий функционал с искусственным интерфейсом для взаимодействия с потенциальным покупателем, то необходимо понимать и правовые последствия такого взаимодействия.
Рассмотрим в качестве примера заказ пиццы через чат-бота в рамках slack, Facebook messenger или telegram. Сделаем наш вариант немного сложнее – на сайте компании и в контент-части чат-бота указана гарантия компании, что пицца будет доставлена через 20 минут в любую точку Киева, а если нет – скидка 50 %. Оплата также производится с использованием платежной системы, встроенной в чат-бота. Во время заказа пользователь вводит персональные данные, в том числе имя, адрес, телефон. Как только потребитель осуществил выбор, введя необходимые данные и нажав кнопку "Купить", и оплатил свой заказ – игра начинается, компания должна выполнить свои обязательства и несет ответственность в случае их невыполнения.
Все условия такого взаимодействия с пользователем должны быть указаны в соответствующей публичной оферте и политике конфиденциальности. При этом такие документы должны соответствовать действующему законодательству, в частности, законам Украины "О защите прав потребителей", "О защите персональных данных", "Об электронной коммерции" и т. п. Например, нужно получить согласие на обработку персональных данных, если они обрабатываются. Важным будет также наличие дисклеймеров, которые бы максимально и в рамках действующего законодательства ограничивали или исключали ответственность компании.
Итак, чат-бот в указанном кейсе является автоматизированной витриной для продажи товаров, использование которой пользователями регулируется соответствующими документами, которые разработаны компанией, и императивными нормами законодательства.
Задача со звездочкой для чат-бота
Возьмем более сложный кейс. Наш чат-бот будет продавать услуги с поминутной тарификацией. Эти услуги будет предоставлять чат-бот, отвечая на запросы пользователя в чате. Функционалом бота будут предусмотрены как кнопки с конкретными запросами, так и запросы клиента, которые вводит пользователь самостоятельно. Услугами будут консультации по юридическим вопросам и налогообложению. Вот представим ситуацию: чат-бот за плату предоставил консультацию, после чего клиент использовал такую консультацию и понес документально подтвержденные убытки, соответственно, обратился к компании – собственнику чат-бота с иском.
Какие судебные перспективы такого спора? Конечно, нужно подробно изучить фактические обстоятельства дела, но опять же ответчиком будет именно юридическое лицо – собственник чат-бота, а разрешение конфликта во многом будет зависеть от условий публичной оферты.
Информация, которую обрабатывает или использует чат-бот
Говоря о функционале, необходимо не забывать о возможности использования чат-ботом публичной информации в форме открытых данных. Использование и обработка такой информации регулируется Законом Украины "О доступе к публичной информации". Если чат-бот дает возможность пользователям, например, получать информацию о других компаниях из открытого реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, то собственники чат-бота должны соблюдать требования ст. 101 вышеуказанного Закона.
Конечно, чат-бот может использовать и другую информацию, которая содержится во всемирной паутине Интернет, но исключительно на соответствующих правовых основаниях и в рамках соответствующих разрешений.
Кому принадлежит исключительное имущественное авторское право на стихотворение, которое написал чат-бот?
Поскольку чат-бот не является субъектом правоотношений и, соответственно, не может быть автором, то исключительные имущественные права на то, что будет подлежать охране авторским правом и будет создано чат-ботом, будут принадлежать его собственнику. Мы можем теоретически говорить о таком кейсе, когда за пользовательским интерфейсом чат-бота скрывается нейронная сеть. А вот будет ли чат-бот объектом авторского права? Представим кейс, когда чат-бот был скопирован (графический образ, стиль ведения диалога, некоторые шутки, части ответов и возможные сценарии диалогов). В данном случае чат-бот может рассматриваться как сложный объект авторского права, компания сможет защитить свой актив, но в любом случае необходимо будет подробно изучать и сам объект, и его копию.
Чат-боты вместо юристов
Теоретически некоторые проекты уже это реализуют, в набор ответов чат-бота и структуры диалогов с ним можно ввести огромное количество юридических советов на все случаи жизни, но все же подстраховывать такого бота должны реальные юристы, так же как и создавать публичные оферты для других ботов, хотя очень скоро это может измениться.