Практикующие юристы ежедневно сталкиваются с подачей документов в суд: это – оформление и печать процессуальных документов, заверение копий доказательств, подшивка документов на "четыре дырочки", поездки в суд, часы очередей в канцеляриях – и все для того, чтобы подать только один документ! Такой документарный устаревший подход требует значительных затрат времени и ресурсов.
Украина постепенно отходит от устаревших систем судопроизводства, отстающих от мирового технологического развития. На сегодняшний день происходят первые попытки воплотить опыт зарубежных стран, перейдя от бумажного судопроизводства к более эффективному – электронному.
Для этого уже были приняты Законы "Об электронной цифровой подписи" и "Об электронных документах и электронном документообороте", ряд законодательных актов, позволяющих в электронном виде подавать документы в суд, проводить судебные заседания в режиме онлайн, в электронном формате информировать участников судебного процесса, фиксировать процесс аудио-/видеоустройствами и т. п.
Кроме того, функционируют Единая база данных электронных адресов, номеров факсов (телефаксов) субъектов властных полномочий, а также Единый государственный реестр судебных решений и Единая судебная информационная система.
Вместе с тем Гражданский процессуальный кодекс Украины был дополнен ст. 1581 "Участие в судебном заседании в режиме видеоконференции", а также была предусмотрена возможность направлять участникам судебного процесса повестки в виде SMS-сообщений в рамках гражданского и уголовного судопроизводства.1
1. Ст. 74 Гражданского процессуального кодекса Украины и ст. 135 Уголовного процессуального кодекса Украины.
Международный опыт
Практика электронного судопроизводства широко распространена в рамках судебных систем зарубежных стран: США, Канада, Великобритания, Италия, Германия и др.
К примеру, в США успешно функционирует электронная судебная система со свободным доступом – PACER2. С помощью данной системы можно получать информацию о судебном документе, ознакамливаться с реестром принятых заявлений, изучать ход рассмотрения дела и историю принятых решений, а также просматривать календарь назначенных заседаний. Для подачи документов в суды используется приложение CM/ECF3 в виде личного кабинета, доступ к которому предоставляется по выданному государством паролю, а все документы должны быть направлены в pdf-формате.
В Канаде по заявлению стороны процесса суд может принять решение о проведении электронного судопроизводства. При этом сами стороны должны указывать, каким образом лучше провести заседание и какие при этом использовать технологии. Безбумажная система судопроизводства широко распространена в канадских судах всех инстанций и предусматривает использование онлайн-подачи документов, электронный доступ к судебным протоколам, раскрытие информации и использование технологий в зале судебного заседания.
Среди стран с континентальной правовой системой, как и в Украине, наиболее показательно электронное судопроизводство в Германии. В частности, подача документов, их обработка и даже вынесение решения происходят в электронном формате. Кроме того, с помощью платного личного кабинета существует возможность в письменном виде вступать в дискуссии с оппонентом и оспаривать представляемые им документы.
Почему документарное судопроизводство больше не эффективно?
– Значительные временные затраты
Очевидно, что представление документов в бумажном виде требует значительных кадровых, материальных, а также временных затрат. К примеру, адвокат сопровождает спор клиента, проходящий в суде другой области. Обмен документов между судом и участниками процесса по почте – не всегда надежный и оперативный. Соответственно, для получения информации о состоянии данного дела адвокату приходится каждый раз ездить в суд другой области, ожидать в очереди в канцелярию, чтобы подать документы лично или ознакомиться с определенными материалами дела.
Более того, электронная система производства в судах позволит избежать пропуска срока исковой давности за счет возможного направления документа в последнюю минуту срока в связи с такими временными затратами.
Электронное судопроизводство должно решить эту проблему и предоставить возможность участникам процесса не тратить время на подобные абсурдные ситуации.
Следует отметить, что в Высшем специализированном суде Украины (ВССУ) уже имеется возможность ознакомиться с материалами дела при помощи электронной системы4. Для этого необходимо заполнить специальную форму на сайте ВССУ и ожидать получения необходимых документов на электронный адрес в течение нескольких дней.
Помимо этого, с 2016 года в Высшем хозяйственном суде Украины при подаче документов можно использовать систему IGov5, благодаря которой осуществляется подача документов из любой части мира при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП).
– Отсутствие оперативного доступа участников процесса к материалам дела
Часто возникают ситуации, когда участнику процесса срочно необходимо получить доступ к определенному документу, находящемуся в материалах дела. Для этого участник должен написать ходатайство об ознакомлении с материалами дела, выстоять в очереди в канцелярию для его подачи, а также согласовать дату возможного ознакомления, которая достаточно часто может затягиваться на несколько дней.
Следовательно, только после этой длительной процедуры, поездок в суд, ожидания в очереди участник процесса наконец получает оперативный доступ к определенному документу и может с ним ознакомиться. Разве это не иронично? А что же делать, когда производство ведется в другой области (особенно если речь идет об уточнении только детали из одного документа)?
Электронное судопроизводство позволит участникам процесса своевременно иметь доступ к процессуальным документам производства в удобное время.
Более того, переход на электронную систему судопроизводства станет решением проблемы для субъектов хозяйственной деятельности, учитывая расположение многих из них далеко от места, в котором проходит рассмотрение дела.
– Затягивание процесса
Затягивается судебный процесс и в связи с длительными передачами материалов дела из одного суда в другой, в частности, в результате истребования документов, передачи в иную инстанцию и т. п. Также распространенной причиной перенесения судебного заседания является необходимость ознакомления сторон с материалами дела, поскольку, к примеру, в ходе процесса были поданы дополнительные доказательства.
Таким образом, если будет функционировать единая комплексная электронная система, где будут храниться все материалы дела, это позволит: а) судьям оперативно получать доступ к материалам дела, находящимся в другом суде; б) сторонам и другим участникам процесса знакомиться с материалами дела онлайн, что должно поспособствовать уменьшению оснований для переноса судебного заседания.
– Необходимость заверения копий документов
По нашему убеждению, устаревшим является подход, при котором представитель перед подачей в суд должен заверять каждую копию доказательства. Законодательством предусмотрено, что лицо, представляющее копии документов в суд, должно поставить: отметку о засвидетельствовании копии документа со словами "Согласно оригиналу", названием должности, личной подписью лица, удостоверяющего копию; инициалы и фамилию; дату засвидетельствования копии и проставить ниже реквизит "подпись".6
6. Пункт 5.27 Национального стандарта Украины "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов ДСТУ 4163-2003" (утв. приказом Госпотребстандарта Украины от 07.04.2003 № 55).
К примеру, своим определением хозяйственный суд города Киева вернул исковое заявление, поскольку не все документы были удостоверены должным образом. А именно: не на каждом листе приложенных документов к исковому заявлению указаны должность, фамилия и инициалы лица, удостоверяющего поданные документы, и даты их засвидетельствования. При этом дата удостоверения документа не указана ни на одном приложенном документе.7
Проблемы не возникают, когда в суд подается только один документ и такое заверение не требует значительных затрат времени. А что же делать, если таких документов – десятки, сотни?
Электронное судопроизводство поможет избежать таких нерациональных временных затрат при заверении копий документов, а в случае необходимости – оригиналы может проверить суд непосредственно в судебном заседании.
– Нецелесообразное усложнение работы адвокатов
Подпись адвоката на ходатайстве о приобщении подаваемых им в суд документов к материалам дела подразумевает, что адвокат удостоверился в подлинности представляемых копий документов и готов нести за это ответственность. Следовательно, заверение адвокатом каждого листа каждой копии документа при подаче в суд с проставлением заветных слов (реквизитов) "Согласно с оригиналом, представитель стороны, ФИО, дата и подпись" – нецелесообразно и архаично.
Более того, в украинскую систему правосудия вводится монополия адвокатов8, предусматривающая возможность привлечения недобросовестных представителей к ответственности, в т. ч. за подачу недостоверных доказательств. Ценой таких действий может стать отстранение от профессии.
Таким образом, в ходе проведения судебной реформы и введения монополии адвокатов рациональным будет отойти от устаревших документарных систем, а именно – снять с адвоката обязанность заверять каждую копию подаваемого документа.
– Нерациональное использование значительного количества бумаги
Нельзя также закрывать глаза на архивы, которые просто завалены старыми материалами дела и никогда не будут использоваться. Следовательно, при условии электронного судопроизводства отпадет потребность в печати сотен копий документов. Это позволит не только сэкономить финансовые и временные расходы сторон процесса, но и порадовать Greenpeace.
Почему необходимо переходить на электронное производство в судах?
Электронная система производства в судах имеет ряд преимуществ для судебного процесса. В частности, это:
– экономия времени судей и других участников процесса;
– экономия материальных затрат судов в связи с расходами на направление документов участникам процесса и содержание кадровых ресурсов участников процесса;
– подача в суд исковых заявлений и других документов в электронном виде с использованием электронной подписи;
– возможность предоставления онлайн-консультаций и проведения онлайн-заседаний;
– упрощенный обмен информацией и судебными документами через определенный электронный адрес и т. п.;
– доступность и открытость правосудия;
– устранение коррумпированности в судах в связи с открытостью и доступностью к документам производства.
Что представляет собой Электронный суд?
В Украине уже успешно функционирует система обмена электронными документами между судом и участниками судебного процесса – Электронный суд. Основная цель данной электронной системы – предоставить возможность направлять в любой суд страны подписанные ЭЦП документы. Иными словами, Электронный суд позволит упростить взаимодействие между гражданами и судами.
С 2013 года в местных и апелляционных судах общей юрисдикции введен порядок обмена электронными документами между судом и участниками процесса в части направления судом таким участникам процессуальных документов в электронном виде вместе с документами в бумажном виде.9
Следует отметить, что в Одессе уже заработали два пилотных проекта – "Электронный суд" и "Информационно-платежный терминал". Первый позволяет перевести документооборот в электронный формат. С помощью второго появилась возможность оперативно уплачивать судебный сбор и получать необходимую справку о заседаниях и работе судов.
Более того, для решения вопроса о подсудности дела и возможности открытия производства по гражданскому делу суд должен проверить место регистрации ответчика. Возможность направить электронный запрос в отдел ГМС и получить такой же ответ в рамках проекта "Электронный суд" позволила сэкономить 68 тыс. грн.10
10. http://zib.com.ua/ru/124815-v_odesse_elektronniy_sud_pozvolil_sekonomit_68_tis_grn.html.
Для упрощения сотрудничества между судом и экспертным учреждением налажена работа с Одесским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз – определения о назначении экспертизы, основные документы по делу, ходатайства и уведомления экспертов направляются в электронном виде. Однако в связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает направление дел в экспертные учреждения в электронном виде, как и направление исполнительных листов в электронном виде, судам приходится дополнительно направлять все необходимые материалы в бумажном виде.11
11. http://zib.com.ua/ru/124815-v_odesse_elektronniy_sud_pozvolil_sekonomit_68_tis_grn.html.
Таким образом, несмотря на возможность представления документов в электронном виде, подача бумажного варианта документов так и не была отменена. Поскольку делопроизводство в судебной системе Украины еще не полностью перешло в электронный режим, ощутить все преимущество и эффективность данной системы можно будет только после полного отказа от бумажного вида.
Что такое электронная цифровая подпись?
Как указывалось выше, для подачи документов в суд при помощи электронных систем требуется наличие ЭЦП.
Электронная цифровая подпись являет собой вид электронной подписи, полученной в результате криптографического преобразования набора электронных данных, который присоединяется к этому набору или логически с ним объединяется и позволяет подтвердить его целостность и идентифицировать личность подписавшегося. Электронная цифровая подпись налагается с помощью личного ключа и проверяется с помощью открытого ключа.12
Электронную цифровую подпись могут использовать юридические и физические лица в качестве аналога собственноручной подписи для предоставления электронному документу юридической силы.
Юридическая сила электронного документа, подписанного ЭЦП, эквивалентна юридической силе бумажного документа с собственноручной подписью правомочного лица и печатью.
Следует обратить внимание, что для получения сертификата ключей ЭЦП необходимо пройти специальную процедуру, а именно – собрать необходимый пакет документов, заплатить за получение сертификата ключа ЭЦП, сформировать заявку на его получение, подать документы в специальный центр сертификации.
Кроме того, срок действия сертификата ограничен, соответственно, его нужно обновлять каждый год-два, что создает значительные неудобства для пользователей.
ЭЦП является обязательным реквизитом электронного документа, обеспечивает целостность и подлинность электронных данных. В то же время длительная процедура получения и продления сертификата ключа ЭЦП приводит к низкому числу его пользователей. В результате многие участники судебного процесса отказываются от его получения и не используют услуги системы электронного судопроизводства.
Таким образом, для обеспечения возможности широкому кругу лиц иметь электронный доступ к правосудию следует упростить процедуру получения сертификата ключа ЭЦП, а также сделать данную процедуру одноразовой и безоплатной.
Подводя итоги, необходимо отметить, что переход от устаревшего документарного судопроизводства к электронному не только позволит заменить бумажную рутину и облегчить доступ граждан к правосудию, но также будет способствовать тому, чтобы сделать правосудие более прозрачным и менее коррумпированным.
Международный опыт показывает, что применение электронных технологий в судопроизводстве способствует более оперативной деятельности судебных органов, упрощает обмен информацией между судами, участниками процесса, а также прочими органами.