Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Физическое лицо – нерезидент не может быть плательщиком единого налога? Не все так однозначно
Евгений Власов, адвокат, советник, Юридической фирмы "Патриот"

Якобы положениями Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) и предусматривается, что не могут быть плательщиками единого налога первой – третьей групп, в том числе, физические и юридические лица – нерезиденты (пп. 291.5.7 п. 291.5 ст. 291 НКУ). И здесь можно было бы поставить точку, ведь все и так понятно. Но это не для украинских реалий.

На практике налоговая служба регистрирует иностранцев физическими лицами – предпринимателями – плательщиками единого налога довольно часто и без особых проблем. Иное дело, каким образом налоговики впоследствии узнают и отслеживают наличие статуса резидента у иностранного гражданина?

Сразу следует отметить, что судебных решений об обжаловании действий фискалов по лишению статуса плательщика единого налога иностранного гражданина, зарегистрированного в качестве физического лица – предпринимателя, нет.., пока нет, и это связано с тем, что в данный момент налоговики технически не могут отслеживать два основных критерия резидентности – зарегистрированное место жительства, а также продолжительность пребывания в Украине более 183 дней.

Имеешь место жительства? Тогда ты резидент Украины!

С учетом положений пп. "в" п. 14.1.213 ст. 14 НКУ физическое лицо считается резидентом, если такое физическое лицо имеет место жительства в Украине. Согласно ст. 4 Таможенного кодекса Украины резидентами являются как граждане Украины, так и иностранцы и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Украине, в том числе те, которые временно находятся за границей.

Следует также обратить внимание на то, что, учитывая понятия, приведенные в ст. 1 Закона Украины "О валюте и валютных операциях", резидентами являются либо физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), имеющие постоянное место жительства на территории Украины, в том числе временно находящиеся за пределами Украины; либо же физические лица – предприниматели, зарегистрированные согласно законодательству Украины.

В соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса Украины (далее – ГКУ) и ст. 3 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине" (далее – Закон) местом жительства физического лица является жилье, расположенное на территории административно-территориальной единицы, в котором оно проживает постоянно или временно.

Следует обратить внимание на то, что информация о месте жительства вносится согласно той же ст. 3 Закона в: (1) паспорт гражданина Украины, или (2) временное удостоверение гражданина Украины, или (3) вид на постоянное жительство, или (4) вид на временное жительство, или (5) удостоверение беженца, или (6) удостоверение личности, которая нуждается в дополнительной защите, или (7) удостоверение личности, которой предоставлена временная защита. С учетом предписаний ст. 5 Закона Украины "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства" среди законных оснований пребывания на территории Украины имеется наличие, в том числе, вида на временное (постоянное) жительство, который, как известно, только по факту регистрации физическим лицом – предпринимателем не выдается.

Исходя из п. 4 Правил регистрации места проживания, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 02.03.2016 г. № 207 "Об утверждении Правил регистрации места проживания и Порядка передачи органами регистрации информации в Единый государственный демографический реестр", иностранец или лицо без гражданства, которые постоянно или временно проживают в Украине, обязаны в течение 30 календарных дней после снятия с регистрации места жительства и прибытия к новому месту жительства зарегистрировать свое место жительства.

Итак, иностранец, не имея указанных выше документов, не может даже технически подать документы для регистрации своего места жительства в Украине, и наличие отметки о пересечении границы или даже долгосрочная виза Д не будут достаточными документами для того, чтобы иностранцу стать резидентом Украины.

Однако, несмотря на чисто формалистский подход, коллегия Шестого апелляционного административного суда в разрезе выборов и допуска к регистрации кандидатом в народные депутаты высказала правовую позицию, что фактическим условием для рассмотрения лица проживающим в Украине является необходимость пребывания такого лица на территории Украины более 183 дней в течение каждого годового периода (постановление Шестого апелляционного административного суда от 07.07.2019 г. по делу под № 855/252/19 пересматривали в кассационном порядке и оно не было отменено). В этом деле суд обратил внимание на то, что доказательствами жительства в Украине могут быть документальное подтверждение ведения им быта в месте жительства (деятельность, связанная с удовлетворением своих собственных материальных, социальных и культурных потребностей, в том числе, но не исключительно, даже по приобретению товаров или услуг), а также доказательства пересечения линии соприкосновения (границы), на основании которых данные о лице вносятся в соответствующий "пограничный" электронный реестр.

Однако, исходя из той же нормы – пп. "в" п. 14.1.213 ст. 14 НКУ, достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного места жительства на территории Украины в порядке, установленном этим Кодексом, или его регистрация в качестве самозанятого лица, к которым с учетом пп. 14.1.226 НКУ относится и физическое лицо – предприниматель. Получается, если иностранец идентифицирует себя как резидент Украины и является зарегистрированным украинским предпринимателем, то налоговая может только лишить такого иностранца статуса плательщика единого налога, и уже такому иностранцу придется доказывать свою резидентность в суде. Однако, учитывая весь объем зарегистрированных иностранцев физическими лицами – предпринимателями, сделать это сложно.

За резидентностью в суд

Если учитывать возможность удара в ответ и "получить" статус резидента/нерезидента, то в судебной практике сформирована правовая позиция по поводу такой возможности в порядке отдельного производства гражданского судопроизводства.

В частности, суд рассматривает в порядке отдельного производства дела об установлении фактов, если согласно закону такие факты порождают юридические последствия, то есть от них зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав; действующее законодательство не предусматривает иного порядка их установления; у заявителя нет другой возможности получить или возобновить утерянный или уничтоженный документ, который удостоверяет факт, имеющий юридическое значение; установление такого факта не связывается с дальнейшим решением спора о праве (постановление Большой Палаты Верховного Суда от 30.05.2018 г. по делу под № 761/16799/15-ц).

Тем не менее, с учетом позиции Большой Палаты Верховного Суда, изложенной в постановлении от 23.01.2019 г. по делу под № 536/1039/17, поскольку заявитель намерен установить в суде факты утраты статуса гражданина-резидента и приобретения статуса гражданина-нерезидента во избежание в будущем вероятного нарушения, непризнания или оспаривания его прав, в частности в случаях двойного налогообложения доходов заявителя, полученных и обложенных налогами в иностранной стране, а также ввоза на территорию Украины транспортного средства личного пользования, зарегистрированного в другой стране, на срок, превышающий 60 дней в течение одного года, и при этом никаких доводов о том, что любое из заинтересованных лиц нарушает, не признает или оспаривает права заявителя, как и о том, что существуют обоснованные фактами риски их нарушения, непризнания или оспаривания, в указанном заявлении, как и в кассационной жалобе, нет, а потому нет правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В свою очередь, в соответствии с постановлением ВС от 19.06.2019 г. по делу под № 127/20176/16-ц судьи кассационной инстанции детализировали позицию Большой Палаты и указали, что требование об установлении факта приобретения статуса гражданина-нерезидента не может рассматриваться в судебном порядке безотносительно к действиям заинтересованных лиц в отношении конкретных прав, свобод и интересов заявителя. Указанный факт может установить суд, в частности при рассмотрении дел о налогообложении доходов заявителя или нарушении им таможенных правил, а не в отдельном или исковом производстве по правилам гражданского судопроизводства.

Более того, Верховный Суд при рассмотрении "наследственного" дела под № 369/113/18 был более категоричен и подчеркнул, что определение статуса резидентности плательщика налога – иностранца выходит за пределы компетенции нотариуса, а заявления об установлении факта резидентства не могут рассматривать суды, они подлежат решению специально уполномоченными органами (постановление ВС от 08.08.2018 г. по делу под № 369/113/18).

Таким образом, факт о приобретении резидентности должен рассматриваться при решении конкретных налоговых, таможенных споров, а не по правилам гражданского судопроизводства в рамках отдельного или искового производства.

Центр жизненных интересов – абстрактность и неопределенность

Четкое определение понятия "центр жизненных интересов" в украинском законодательстве отсутствует, вместе с тем в пп. "в" п. 14.1.213 ст. 14 НКУ указано, что достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

С позиции хозяйственного кассационного суда, рассматривавшего спор об отмене решения третейского суда по кассационной жалобе украинского физического лица – предпринимателя, которое якобы имеет центр жизненных интересов в Украине, наличие действующего статуса субъекта предпринимательской деятельности само по себе является достаточным основанием для признания лица резидентом Украины согласно положениям НКУ, и это опровергает ссылку жалобщика на то, что центр его жизненных интересов находится не в Украине (постановление ВС от 13.02.2018 г. по делу под № 910/592/17).

Тем не менее суд уже административной юрисдикции, в частности Донецкий окружной административный суд, констатировал, что, истица, с 2015 года постоянно проживая с семьей на территории Португалии, но будучи зарегистрированной физическим лицом – предпринимателем в Украине, не осуществляет хозяйственную деятельность, не имеет наемных работников, а потому с 2015 года не является в качестве физического лица – предпринимателя резидентом Украины, а с 04.09.2018 (даты внесения в реестр записи о прекращении деятельности в качестве физического лица – предпринимателя) приобрела уже в качестве физического лица, а не физического лица – предпринимателя, статус "нерезидент" (решение Донецкого окружного административного суда от 26.08.2019 г. по делу под № 200/7908/19-а, по состоянию на 10.02.2020 оспаривается в апелляционном порядке). В этом деле интересным был также другой вывод о том, что единый взнос на общеобязательное социальное страхование не подлежит уплате физическими лицами – предпринимателями, которые зарегистрированы в Украине, но не осуществляют хозяйственную деятельность на территории Украины и не являются резидентами Украины. С такой позицией согласился и Запорожский окружной административный суд в подобном споре (постановление от 24.09.2019 г. по делу под № 280/2725/19, по состоянию на 10.02.2020 оспаривается в апелляционном порядке).

Продолжение следует...

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы иностранцу зарегистрироваться физическим лицом – предпринимателем, достаточно лишь получить номер учетной карточки налогоплательщика и самостоятельно определить свое место жительства в Украине с заполнением соответствующей графы регистрационного заявления у регистратора. После чего иностранец может без особых проблем получить статус плательщика единого налога, подав соответствующее заявление в налоговую службу, и, как оказывается, без доказательства своего статуса, а уж как лишить статуса плательщика единого налога – то это уже головная боль налоговой.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua