Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Оценка тендерных предложений и внесение в них изменений по новому Закону. Как закупить наиболее эффективно и не ошибиться при продаже?
Евгения Очеретько, старшый юрист практики публичных закупок, АО Arzinger

Новый Закон о публичных закупках (19 сентября 2019 г. был принят Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О публичных закупках" и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования публичных закупок") принес много долгожданных изменений в правилах проведения тендеров в Украине. Некоторые из них направлены на гармонизацию украинского законодательства с законодательством ЕС (например, новая процедура торгов с ограниченным участием), некоторые – на устранение ошибок нормотворчества, допущенных в предыдущей редакции Закона и ограничивавших права участников (например, возможность обжалования отмены процедуры закупки и отклонения всех участников), а некоторые – на повышение общей эффективности расходования бюджетных средств (например, введение так называемой упрощенной процедуры закупки). В настоящей статье рассмотрим три важные новеллы законодательства о публичных закупках: изменение подхода к определению критериев оценки тендерных предложений; введение такого критерия, как стоимость жизненного цикла, и право участника в течение 24 часов исправить несоответствия, выявленные заказчиком в тендерном предложении.

Что касается изменения подхода к определению критериев оценки тендерных предложений

Напомню, что согласно действующему пока Закону о публичных закупках критериями оценки тендерных предложений являются:

1) цена (для тех предметов закупки, которые изготавливаются, выполняются или предоставляются не по отдельно разработанной спецификации (техническому проекту), для которых существует постоянный рынок – то есть для большинства товаров, работ и услуг) или

2) цена вместе с другими критериями оценки (в частности, условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание, эксплуатационные расходы, передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров) – в случае закупки, носящей сложный или специализированный характер.

В качестве примера закупки, носящей сложный или специализированный характер, в Законе приводится закупка консультационных услуг, научных исследований, экспериментов или разработок, исследовательско-конструкторских работ. Вместе с тем такой перечень не ограничивается, как не ограничиваются и другие критерии оценки: список, приведенный в Законе, начинается со слова "в частности", то есть заказчик может выбрать и другие целесообразные критерии оценки предложения.

Вместе с тем, поскольку понятие "закупка, носящая сложный или специализированный характер" в законодательстве прямо не определяется, некоторые заказчики опасаются использовать критерий "цена вместе с другими критериями оценки" в случаях, прямо не предусмотренных вышеуказанными нормами, а также устанавливать любые прямо не указанные в Законе критерии оценки предложений. Их опасения можно понять: ответственность за бюджетные средства, в частности и потенциальное уголовное наказание в случае растраты бюджета, может весьма демотивировать в части применения дискреционных полномочий и заставить очень консервативно относиться к любым разрешительным нормам.

Гармонизируя украинское законодательство с законодательством ЕС, законодатель принял новый Закон, в котором учел данные переживания заказчиков и установил следующие критерии оценки тендерного предложения:

1) цена; или

2) стоимость жизненного цикла; или

3) цена/стоимость жизненного цикла вместе с другими критериями оценки, в частности такими, как: условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание, передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров, применение мероприятий по охране окружающей среды и/или социальной защите, связанных с предметом закупки.

Как видно из приведенной нормы, никакой привязки к "сложному или специализированному характеру" закупки новый Закон не содержит. Следовательно, заказчики будут вправе выбирать критерии оценки по своему усмотрению. Единственное ограничение, оставшееся неизменным с текущей версии Закона, – удельный вес ценового критерия (или стоимости жизненного цикла) не может быть ниже 70 процентов, кроме случаев применения процедуры конкурентного диалога.

Что касается стоимости жизненного цикла предмета закупки

Отдельного внимания заслуживает абсолютно новый для украинского законодательства критерий оценки тендерного предложения – стоимость жизненного цикла предмета закупки. Критерий можно применять как для товаров, так и для работ или услуг.

Согласно приведенному в Законе определению стоимость жизненного цикла – это совокупность стоимости предмета закупки (или лота) и прочих расходов, которые понесет непосредственно заказчик в ходе использования и обслуживания, а также при прекращении использования предмета закупки. В случае применения данного критерия, в него, кроме цены, может входить одна или несколько трат заказчика, возникающих на протяжении жизненного цикла предмета закупки. Такими тратами могут быть расходы, связанные с:

– использованием предмета закупки, в частности потребления энергии и прочих ресурсов;

– техническим обслуживанием;

– сбором и утилизацией товара;

– влиянием внешних экологических факторов (в частности, влияние выбросов парниковых газов, других загрязняющих веществ и прочие расходы, связанные с уменьшением влияния на окружающую среду) на протяжении жизненного цикла предмета закупки, если их денежная стоимость может быть определена.

Стоимость жизненного цикла будет рассчитываться согласно методике, установленной в тендерной документации. В частности, ее можно будет рассчитать как сумму всех расходов жизненного цикла или как сумму всех расходов жизненного цикла, которая поделена на расчетную единицу эксплуатации предмета закупки (например, один год). Таким образом, заказчик при формировании тендерной документации самостоятельно будет определять, как рассчитывать стоимость жизненного цикла для каждого отдельного предмета закупки. Закон предусматривает, что в методике должно содержаться описание всех составляющих стоимостных элементов, а также перечень документов и информации, которую должен будет предоставить участник для подтверждения стоимости жизненного цикла. При определении методики заказчик будет ориентироваться на примерную методику определения стоимости жизненного цикла, которую предстоит разработать Уполномоченному органу – Минэкономики.

Фактически применение стоимости жизненного цикла при проведении закупки поможет заказчикам приобретать не только наиболее дешевые товары, работы или услуги, но и учитывать свои расходы, которые будут связаны с эксплуатацией такого предмета закупки. Так, например, покупая принтер, заказчик будет учитывать не только цену самого аппарата, но и сможет учесть, сколько такой принтер будет потреблять электроэнергии, сколько будет стоить сервисное обслуживание и со временем утилизация закупленного принтера. Таким образом, введение данного критерия позволит заказчикам экономить средства налогоплательщиков не только на момент проведения закупки, но и в средней- и долгосрочной перспективе.

 

Что касается права участника в течение 24 часов исправить несоответствия, выявленные заказчиком в тендерном предложении

Важным изменением, которое позволит заказчикам не отклонять наиболее экономически выгодные тендерные предложения участников, допустивших ошибки при формировании тендерного предложения, и тем самым закупать более эффективно, является право участника исправить несоответствия в информации и/или документах, представленных им в тендерном предложении, выявленные заказчиком после раскрытия тендерных предложений.

В случае выявления недостатков в тендерном предложении участника при его рассмотрении заказчик в срок не менее двух рабочих дней до окончания срока рассмотрения тендерных предложений будет размещать в системе Prozorro уведомление с требованием об устранении таких несоответствий с четким перечнем выявленных несоответствий, ссылками на требования тендерной документации, в отношении которых были выявлены несоответствия, и перечнем информации и/или документов, которые должен представить участник для устранения выявленных несоответствий, а участник в течение 24 часов будет загружать через систему уточненные или новые документы. Предложения будут рассматриваться с учетом исправления или неисправления участниками выявленных несоответствий.

Такой механизм в целом не новый для тех участников и заказчиков, которые знакомы с закупками для нужд обороны: подобные нормы уже несколько лет предусмотрены Законом Украины "Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения нужд обороны". Вместе с тем нормы нового Закона о закупках более жесткие. Во-первых, 24 часа отводится с момента размещения уведомления заказчиком, а не с момента ознакомления участником. Во-вторых, требование об устранении несоответствий может касаться только той информации и/или документов, которые подтверждают соответствие участника квалификационным критериям (оборудование, материально-техническая база и технологии, работники соответствующей квалификации, опыт выполнения аналогичных договоров, финансовая способность), а также подтверждения права подписи тендерного предложения и/или договора о закупке. Если же несоответствие будет идентифицировано в других документах, представленных участником, заказчик, как и ранее, отклонит такое тендерное предложение.

Пользуясь данным механизмом, участники должны помнить, что отсчет 24 часов начинается с момента размещения уведомления, следовательно, если такое уведомление будет размещено вечером в пятницу, сотрудники и руководство участника должны быть готовы работать сверхурочно и оперативно, чтобы вложиться в определенные Законом сроки. Таким образом, несмотря на новый механизм, который, несомненно, является своего рода спасательным кругом для участников, допустивших ошибку при формировании тендерного предложения, все же рекомендуем изначально готовить документы в соответствии с требованиями тендерной документации, дабы потом не дорабатывать их в авральном режиме.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua