Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Законодательные инициативы по борьбе с рейдерством
Александр Гладий, адвокат, арбитражный управляющий, к.ю.н., директор, ЮА "Абсолют"

Изменение политической и экономической ситуации в Украине, а также боевые действия на востоке страны повлекли за собой многочисленные конфликты бизнес-интересов, оказывающие негативное влияние на инвестиционный климат в целом. Деятельность аккредитованных субъектов государственной регистрации сопровождалась бесчисленными скандалами, конфликтами, длительными судебными процессами, связанными с фактами мошенничества и хищений промышленных предприятий, торговых комплексов, масштабных имущественных объектов, земельных участков, корпоративных прав, выведением их из-под наложенных судами арестов, ипотечных обременений и др.

Шокированные собственники активов фактически в онлайн-режиме наблюдали, как исчезают из государственных реестров соответствующие записи... Так, согласно данным Генеральной прокуратуры Украины, за последние 7 лет в государстве произошло более 3 тыс. рейдерских захватов!

Перемены юстиции

Смена правительства и состава Министерства юстиции практически всегда приводит к изменению процедур и инфраструктуры государственной регистрации права собственности и имущественных прав.

03 октября 2019 г. Президент подписал Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты права собственности", предусматривающий ряд существенных изменений, направленных на обеспечение государством дополнительных гарантий защиты права собственности и улучшение инвестиционного климата. (Закон опубликован 23 октября 2019 г. и вступил в силу через 10 дней с момента опубликования.)

Принятые изменения внесены в следующие законы Украины:

"О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений";

"О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований";

"О нотариате";

"Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью",

а также в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Гражданский кодекс Украины.

Необходимость принятия данных изменений законодатели объясняют проблемой незащищенности собственников недвижимости и корпоративных прав от преступных действий, в результате чего права собственности на это имущество противоправно переходят к другим лицам. Существующие пробелы в законодательстве приводят к приобретению контроля над соответствующими активами недобросовестными лицами противоправным способом.

Чтобы понять, насколько эффективно на самом деле новый Закон повлияет на рейдерские атаки, проанализируем ключевые положения данного документа.

Резонансные нововведения

Наиболее резонансное нововведение – внедрение принципа одновременности совершения нотариального действия и государственной регистрации прав, а также прекращение деятельности аккредитованных субъектов – государственных регистраторов, что связывается с многочисленными фактами принятия государственными регистраторами активного участия в сомнительных и откровенно преступных регистрационных действиях.

Закон Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений" дополнен правовой нормой, согласно которой общие принципы государственной регистрации прав включают одновременность совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства и государственной регистрации прав.

При этом государственная регистрация права собственности и других вещных прав осуществляется по месту нахождения имущества. Исключение составляет предоставление Министерством юстиции Украины соответствующего решения, которое служит основанием для проведения государственной регистрации независимо от местонахождения недвижимого имущества.

Кроме того, законодательно определен порядок и особенности государственной регистрации прав в результате совершения нотариальных действий с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства.

Так, правовыми нормами предусмотрено, что государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства, следствием которого является приобретение, изменение либо прекращение вещных прав, их обременений одновременно с совершением такого нотариального действия, проводится нотариусом, которым произведено соответствующее нотариальное действие, кроме случаев, предусмотренных далее.

В случае если в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства, следствием которого является приобретение, изменение либо прекращение вещных прав, их обременений одновременно с совершением такого нотариального действия, необходимо производить несколько нотариальных действий либо регистрационные действия касательно нескольких объектов, государственная регистрация прав проводится постепенно по мере завершения предшествующего регистрационного действия.

Если же в рамках одного наследственного дела осуществляется одновременная выдача нескольких свидетельств о праве на наследство, что влечет за собой проведение нескольких регистрационных действий в отношении разных субъектов вещного права либо регистрационных действий относительно нескольких объектов, государственная регистрация прав проводится после выдачи таких свидетельств о праве на наследство.

В ходе проведения государственной регистрации права собственности в результате выдачи нотариусом свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов), если публичные торги не состоялись, на реализуемое недвижимое имущество, объект незавершенного строительства, в том числе как предмет ипотеки, нотариус одновременно проводит также государственную регистрацию прекращения ипотеки относительно такого имущества.

Государственная регистрация прекращения обременения вещных прав в результате снятия нотариусом запрета на отчуждение недвижимого имущества в соответствии с Законом Украины "О нотариате" проводится нотариусом, которым снят соответствующий запрет на отчуждение недвижимого имущества, одновременно с его снятием.

При нотариальном удостоверении сделки, правовые последствия которой связываются с наступлением определенного обстоятельства, а также в случае, если в результате совершения нотариального действия образовываются новые объекты недвижимого имущества, что требует осуществления собственником действий, направленных на формирование (создание) недвижимого имущества, государственная регистрация прав проводится после наступления определенного обстоятельства, формирования (создания) недвижимого имущества любым государственным регистратором в пределах Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя по местонахождению недвижимого имущества в порядке и сроки, предусмотренные Законом.

Нотариус в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства, следствием которого является приобретение, изменение либо прекращение вещных прав, их обременений одновременно с совершением такого нотариального действия, самостоятельно формирует и регистрирует заявление о государственной регистрации прав и проводит государственную регистрацию прав в порядке, предусмотренном данным Законом.

При наличии уважительных причин (чрезвычайное или неотвратимое при данных условиях событие, непреодолимая сила) государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства, следствием которого является приобретение, изменение либо прекращение вещных прав, их обременений одновременно с совершением такого нотариального действия, может быть проведена другим нотариусом по договоренности с ним и по предварительному письменному уведомлению соответствующего территориального органа Министерства юстиции Украины с указанием уважительных причин, сведений о нотариусе, который будет проводить государственную регистрацию прав, и срока отсутствия.

Передача заявлений на проведение государственной регистрации прав к другому нотариусу осуществляется с помощью программных средств ведения Государственного реестра прав соответствующим территориальным органом Министерства юстиции Украины. В случае смерти нотариуса, объявления его умершим либо безвестно отсутствующим в порядке, установленном Законом, или если нотариус по состоянию здоровья не может совершить действия, прекращение либо приостановление деятельности такого нотариуса, передача заявлений на проведение государственной регистрации прав к другому нотариусу осуществляется по решению соответствующего территориального органа Министерства юстиции Украины.

В свою очередь, соответствующие изменения внесены в Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований".

В частности, государственная регистрация юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, на основании документов, поданных в бумажной форме, проводится в пределах Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя по местонахождению юридического лица или общественного формирования, не имеющего статуса юридического лица.

При этом по приказу Министерства юстиции Украины государственная регистрация юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, на основании документов, поданных в бумажной форме, в определенных случаях может проводиться в пределах нескольких вышеуказанных административно-территориальных единиц либо независимо от местонахождения юридического лица или общественного формирования, не имеющего статуса юридического лица, в пределах Украины.

Государственная регистрация физических лиц – предпринимателей на основании документов, поданных в бумажной и электронной форме, а также государственная регистрация юридических лиц, общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, на основании документов, поданных в электронной форме, проводится независимо от их местонахождения.

Государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре, вследствие нотариального удостоверения сделки, предметом которой является отчуждение (передача) доли учредителя (участника) в уставном капитале (паевом фонде) юридического лица (кроме акционерных обществ, обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью), в результате выдачи свидетельства о праве на наследство на долю учредителя (участника) в уставном капитале юридического лица (кроме акционерных обществ, обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью) проводится нотариусом, совершившим соответствующее нотариальное действие, сразу после совершения удостоверительной надписи на документе либо подписания документа, который им выдается, кроме случаев нотариального удостоверения сделки, правовые последствия которой связываются с наступлением определенного обстоятельства, и других случаев, предусмотренных ст. 4 настоящего Закона.

При наличии уважительных причин (чрезвычайное или неотвратимое при данных условиях событие, непреодолимая сила) государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре, в результате совершения соответствующего нотариального действия может быть проведена другим нотариусом по договоренности с ним и по предварительному письменному уведомлению соответствующего территориального органа Министерства юстиции Украины с указанием уважительных причин, сведений о нотариусе, который будет проводить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре, и срока отсутствия. Передача заявлений на проведение государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре, другому нотариусу осуществляется с помощью программных средств ведения Единого государственного реестра соответствующим территориальным органом Министерства юстиции Украины.

В случае смерти нотариуса, объявления его умершим либо безвестно отсутствующим в порядке, установленном законом, или если нотариус по состоянию здоровья не может совершить действия, прекращение либо приостановление деятельности такого нотариуса, передача заявлений на проведение государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре, другому нотариусу осуществляется по приказу соответствующего территориального органа Министерства юстиции Украины.

Вышеуказанные правила также применяются в случаях проведения других регистрационных действий нотариусом, который при наличии вышеперечисленных условий не может провести регистрационные действия в пределах сроков, определенных настоящим Законом, по заявлениям, находящимся на рассмотрении у такого нотариуса.

Закон Украины "О нотариате" дополнен нормами, предусматривающими обязательное использование нотариальных бланков, а именно: тексты договоров, завещаний, доверенностей, свидетельств, актов о морских протестах и протесты векселей, переводов в случае свидетельствования нотариусом верности перевода документа с одного языка на другой, заявлений, на которых нотариусом свидетельствуется подлинность подписи, а также дубликатов нотариальных документов, решений юридических лиц, актов приема-передачи доли в уставном капитале, актов о передаче недвижимого имущества в или из уставный(-ого) капитала юридических лиц, передаточных актов, разделительных балансов, а также других документов, определенных законами, излагаются на специальных бланках нотариальных документов.

Учитывая данные нововведения, рейдеры будут лишены возможности рейдерских захватов по всей территории Украины через одного и того же черного нотариуса. Наряду с этим черных регистраторов в каждом регионе более чем достаточно.

Своевременным нововведением является усовершенствование законодательного порядка определения объема гражданской дееспособности физических лиц и проверки гражданской правоспособности и дееспособности юридических лиц, проверки полномочий представителей физических либо юридических лиц. В частности, новый Закон предусматривает проведение проверки гражданской правоспособности и дееспособности физического лица, являющего гражданином Украины, путем получения сведений о таком лице из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан.

При этом проверка гражданской правоспособности и дееспособности физического лица, являющего иностранцем или лицом без гражданства, должна осуществляться на основании документа, удостоверяющего его личность и служащего основанием для пребывания в Украине.

Проверка гражданской правоспособности и дееспособности юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Украины, будет осуществляться путем получения из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и гражданских формирований сведений о таком лице, в т. ч. о его учредительных документах, и проверки соответствия производимого регистрационного действия объему его гражданской правоспособности и дееспособности.

Проверка гражданской правоспособности и дееспособности юридического лица – нерезидента будет осуществляться на основании документа, подтверждающего регистрацию данного лица в стране его местонахождения, и его учредительных документов, легализованных в установленном законодательством порядке, если иное не установлено действующими международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано ВРУ.

Ряд норм Закона содержит императивные положения, регламентирующие порядок проведения проверки доверенностей путем обращения в Единый реестр доверенностей.

В частности, в случае подачи документов на государственную регистрацию уполномоченным на это лицом устанавливается объем полномочий такого лица на основании документа, подтверждающего его полномочия действовать от имени другого лица. Для целей проведения регистрационных действий документом, подтверждающим полномочия действовать от имени другого лица, является документ, который подтверждает полномочия законного представителя лица, нотариально удостоверенная доверенность либо сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований о лице, уполномоченном действовать от имени юридического лица. Действительность доверенности, нотариально удостоверенной в соответствии с законодательством Украины, проверяется с помощью Единого реестра доверенностей.

Эффективность реализации данных норм позволит обеспечить надлежащий уровень безопасности сделки, а также минимизировать риски незаконных манипуляций с правоустанавливающими документами.

Следующие новации Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты права собственности" касаются полномочий государственных регистраторов по использованию во время проведения регистрационных действий сведений других реестров.

В частности, Закон Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений" дополнен положениями, согласно которым в ходе проведения регистрационных действий государственный регистратор обязательно использует сведения Государственного земельного кадастра и Единого реестра разрешительных документов, дающие право на выполнение подготовительных и строительных работ и удостоверяющие приемку в эксплуатацию законченных строительством объектов, сведения о возврате на доработку, отказе в выдаче, отмене и аннулировании указанных документов, а также сведения других реестров (кадастров), автоматизированных информационных систем, держателем (распорядителем, владельцем, администратором) которых являются государственные органы, путем непосредственного доступа к ним в порядке информационного взаимодействия с Государственным реестром прав, в том числе сведения, содержащие персональные данные лица. Доступ государственного регистратора к Государственному реестру прав осуществляется путем многофакторной аутентификации в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины в Порядке ведения Государственного реестра прав.

В свою очередь, Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" дополнен положениями, согласно которым программное обеспечение Единого государственного реестра должно обеспечивать автоматизацию процесса государственной регистрации и других регистрационных действий и воспроизведение его процедур, в том числе:

– автоматическое формирование и присвоение даты и номера записи в Едином государственном реестре;

– отражение сведений о проведенных регистрационных действиях, отказе в их проведении, об отмене регистрационных действий, об исправлении ошибок, допущенных в сведениях Единого государственного реестра, о субъекте государственной регистрации и государственном регистраторе;

– отражение сведений о результатах рассмотрения документов, поданных для государственной регистрации, о предоставлении сведений из Единого государственного реестра;

– отражение сведений о документах, поданных для проведения регистрационных действий, в том числе дате вступления в законную силу и номере судебного решения, на основании которого проведено регистрационное действие;

– автоматический мониторинг рисковых регистрационных действий по критериям, которые определяются Кабинетом Министров Украины.

Также программное обеспечение Единого государственного реестра должно обеспечивать информационное взаимодействие между Единым государственным реестром и информационными системами государственных органов, в том числе автоматизированный, непосредственный доступ государственных регистраторов к реестрам, автоматизированным информационным системам, держателем (распорядителем, владельцем, администратором) которых являются государственные органы, в том числе к содержащим персональные данные лица.

Доступ государственного регистратора к Единому государственному реестру осуществляется путем многофакторной аутентификации.

Портал электронных сервисов обеспечивает автоматическое обнародование в режиме реального времени сведений Единого государственного реестра о прекращении юридического лица и сроке заявления кредиторами своих требований.

Таким образом, реализация данных норм позволит усовершенствовать программные продукты, используемые во время проведения процедур государственной регистрации, что является целесообразным прежде всего с точки зрения обеспечения защиты от несанкционированных проникновений в государственные реестры.

Однако на данный момент алгоритм работы многофакторной защиты не известен. В то же время новым Законом установлены сроки приведения программного обеспечения в соответствие с требованиями законодательства, а именно: на протяжении 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты права собственности" Кабинет Министров Украины обеспечивает приведение программного обеспечения Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество в соответствие с Законом Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений"; приведение программного обеспечения Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований в соответствие с Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований".

Итак, осуществление адаптации программного обеспечения государственных реестров будет реализовываться в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу нового Закона, а именно до 02.05.2020.

Позитивными являются положения Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты права собственности", возлагающие на государственного регистратора обязанность безотлагательно уведомить собственника объекта недвижимого имущества (соответствующего пользователя, обременителя) о подаче/получении заявления на проведение регистрационных действий в отношении такого объекта недвижимого имущества с помощью программных средств ведения Государственного реестра прав.

Данная норма предусматривает обязанность осуществить безотлагательное уведомление независимо от формы поданного заявления на проведение регистрационных действий как в бумажной, так и в электронной форме. При этом порядок подачи заявлений в сфере государственной регистрации прав и уведомление собственника объекта недвижимого имущества, а также соответствующего пользователя, обременителя о поданных заявлениях определяется Кабинетом Министров Украины в Порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений.

Реализация данной нормы даст возможность собственнику активов своевременно быть уведомленным о попытках рейдерской атаки, а также иметь сведения о рейдерах (тип заявления, его регистрационный номер, дата и время подачи, фамилия, имя и (при наличии) отчество заявителя), которые позволят быстро отреагировать на попытки незаконного осуществления сделок по отчуждению активов и проведения неправомерных регистрационных действий.

Однако эффективность реализации указанной нормы непосредственно зависит от скорости информирования государственным регистратором собственника активов. Формулировка "безотлагательно уведомить" не предусматривает для государственного регистратора обязательства уведомления в определенный установленный срок, исчисляемый временем, в связи с чем не определен конкретный срок такого информирования.

Актуальность таких изменений состоит в том, что скорость реализации собственником недвижимого имущества своего права на обжалование в судебном порядке неправомерных регистрационных действий непосредственно зависит от наличия у собственника необходимых сведений о лицах, инициирующих проведение неправомерной государственной регистрации.

В свою очередь, наличие у собственника недвижимого имущества доказательств неправомерных регистрационных действий служит правовым основанием для инициирования в судебном порядке мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на соответствующее имущество и имущественные права, а также запрета осуществления каких-либо регистрационных действий в отношении определенного объекта вещных прав.

Ужесточение ответственности

В соответствии с положениями Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты права собственности" увеличен размер административных штрафов за нарушения при проведении регистрационных действий.

В частности, нарушение установленных Законом сроков для проведения государственной регистрации юридического лица, физического лица – предпринимателя или общественного формирования, истребование не предусмотренных Законом документов для проведения государственной регистрации, а также другие нарушения порядка проведения государственной регистрации, определенного Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований", влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 400 до 600 необлагаемых минимумов доходов граждан.

В случае совершения данных действий лицом, в отношении которого на протяжении года уже применялось административное взыскание за те же нарушения, штраф составит от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Более того, за нарушение порядка государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений установлен штраф от 400 до 600 необлагаемых минимумов доходов граждан.

При повторном совершении данных действий лицом, в отношении которого в течение года уже применялось административное взыскание за те же нарушения, штраф составит от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан.

В свою очередь, Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" дополнен положениями, согласно которым по результатам рассмотрения жалоб, в случае выявления Министерством юстиции Украины или его территориальными органами нарушений законодательства, допущенных государственными регистраторами либо субъектами государственной регистрации при принятии решений, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов физических и/или юридических лиц, Министерство юстиции Украины, его территориальные органы должны предпринять меры в виде немедленного уведомления соответствующих правоохранительных органов для принятия необходимых мер.

Порядок осуществления контроля, проведения камеральных проверок, права и обязанности государственных регистраторов, субъектов государственной регистрации и Министерства юстиции Украины в ходе осуществления контроля и проведения проверок; критерии, по которым осуществляется мониторинг; критерии, по которым определяется степень ответственности за нарушения, допущенные в сфере государственной регистрации, определяются Кабинетом Министров Украины.

Кроме того, на сегодняшний день осуществляется формирование Экспертного офиса по вопросам государственной регистрации, который заменит Комиссию по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации.

К основным функциям данного Экспертного офиса относится как рассмотрение материалов жалоб и подготовка заключения по ним, так и обобщение проблемных вопросов в сфере государственной регистрации, формирование предложений для внесения изменений в законодательство и усовершенствования программного обеспечения государственных реестров.

Последствия изменений

Резюмируя вышесказанное, отметим, что требования нового Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты права собственности" повлекут существенные изменения института государственной регистрации права собственности.

При этом практическая возможность реализации новых процедур с измененной инфраструктурой государственной регистрации возможна при условии функционирования целого процессинга, направленного на обеспечение в государстве дополнительных гарантий защиты права собственности, улучшение условий работы бизнеса и инвестиционного климата в целом.

В свою очередь, эффективность работы данного процессинга непосредственно зависит от таких факторов, как:

– своевременная адаптация программного обеспечения государственных реестров согласно требованиям нового Закона;

– обеспечение функционирования многофакторной аутентификации;

– приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти действующих нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями нового Закона;

– эффективная и качественная работа и пр.

Кроме того, одновременно с внедрением дополнительных механизмов защиты бизнеса, права собственности, экономических интересов, а также снижения рисков неправомерного завладения активами новый Закон фактически устанавливает монополию нотариусов на совершение подавляющего большинства регистрационных действий.

Заслуживает особого внимания судебная ветвь власти, которая достаточно часто эффективно используется в механизмах рейдерских атак, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на условия работы бизнеса.

Пострадавший собственник активов ищет спасения в суде, при этом срок рассмотрения в судебных инстанциях споров, возникающих вследствие рейдерских атак, может составить от шести до двенадцати месяцев, но с течением данного времени судебное решение может быть уже не эффективно.

Более того, практическая реализация правовых последствий судебных решений не всегда возможна, поскольку в период рассмотрения спора судебными инстанциями соответствующий актив может быть многократно реализован либо обременен, что значительно усложняет и отдаляет во времени восстановление собственником права собственности.

Безусловно, новые изменения не могут быть универсальным инструментом, применение которого позволит предотвратить рейдерские захваты бизнеса и недвижимости.

Если говорить о том, насколько эффективно нововведения будут противодействовать рейдерским атакам, то речь идет о практическом применении данных норм.

В то же время отсутствие действенности этих нововведений будет способствовать возникновению новых рейдерских схем, разрабатываемых и постоянно совершенствуемых с момента получения Украиной независимости.

В дальнейшем необходимо анализировать тенденции правоприменения, которые будут формироваться на практике при реализации требований нового Закона, вследствие чего будут выявлены новые приоритетные пути развития института права собственности.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua