Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Гудвилл – денежное определение деловой репутации компании
Алена Побережник, к. ю. н., адвокат, АФ GORO legal

Компетентное мнение

Судебный взгляд

Положительная репутация любой компании является необходимой составляющей успеха компании, которая помогает защитить последнюю, увеличить стоимость ее акций и рыночную стоимость в целом. Деловая репутация субъекта хозяйствования влияет на эффективность его деятельности, привлекательность для клиентов, партнеров, инвесторов и спрос на соответствующие товары, услуги, предлагаемые таким субъектом хозяйствования.

Довольно часто понятие "деловая репутация компании" отождествляется с понятием "гудвилл". Вместе с тем стоит заметить, что это неверно. Давайте рассмотрим подробнее понятие гудвилла.

Понятие goodwill имеет английское происхождение и дословно переводится как добрая воля.

В решении Европейского суда по правам человека от 03.06.86 г. (заявления № 8543/79, 8674/79, 8675/79 и 8685/79 по делу "Ван Марле и другие против Нидерландов" (Van Marle and Others) определяется, что "гудвилл" (goodwill) – накопленные нематериальные активы предприятия, включающие в себя ее наименование, репутацию, деловые связи (в том числе клиентуру), товарные знаки и пр.; собственность "фирмы".

Действующее законодательство Украины, в частности Налоговый кодекс (пп. 14.1.40 ст. 14 НК Украины), также содержит определение гудвилла. Гудвилл (стоимость деловой репутации) – нематериальный актив, стоимость которого определяется как разница между рыночной ценой и балансовой стоимостью активов предприятия как целостного имущественного комплекса, возникающей в результате использования лучших управленческих качеств, доминирующей позиции на рынке товаров, услуг, новых технологий и т. п. Стоимость гудвилла не подлежит амортизации и не учитывается при определении расходов налогоплательщика, в отношении активов которого возник такой гудвилл.

С одной стороны, гудвилл является нематериальным активом, но главным условием признания нематериального актива является его идентификация. При этом гудвилл является частью репутации компании, а потому не может быть отделен от нее.

Общим признаком "гудвилла" и "деловой репутации" выступает обеспечение прибыли в будущем, которая превышает рыночную стоимость прибыли компаний с аналогичным предметом хозяйственной деятельности.

В свою очередь, гудвилл возникает только в случае купли-продажи, реорганизации предприятий и имеет четкий стоимостный признак, который существует на протяжении всего срока функционирования компании и не может быть достоверно определен.

В бухгалтерском учете гудвилл является денежной суммой, которую покупатель компании готов заплатить сверх балансовой стоимости ее активов. Согласно п. 4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 19 "Объединение предприятий", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 07.07.99 г. № 163, гудвилл – превышение стоимости приобретения над долей покупателя в справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов, обязательств и непредвиденных обязательств на дату приобретения.

В то же время гудвилл зависит от положительной или отрицательной репутации субъекта хозяйствования, а потому постоянно меняется. Следовательно, можно сделать вывод, что между стоимостью предприятия и чистой стоимостью его имущества всегда есть разница, которая и является гудвиллом. Она может быть положительной или отрицательной.

В пп. 5.2.9 постановления Верховного Суда от 19.12.2018 г. по делу № 910/4014/16 суд высказал мнение, что преждевременными являются выводы судов предыдущих инстанций об отказе истцу в удовлетворении взыскания причиненного вреда вследствие подрыва деловой репутации (гудвилла) и денежного эквивалента причиненного вреда вследствие подрыва имиджа, снижения престижа и подрыва доверия к деятельности, ввиду следующего.

Действующее законодательство не содержит определения понятия деловой репутации юридического лица, поскольку оно является морально-этической категорией и одновременно личным неимущественным благом, которому закон придает значение самостоятельного объекта судебной защиты (ст. 201 ГК Украины).

Под деловой репутацией юридического лица подразумевается оценка его предпринимательской, общественной, профессиональной или другой деятельности, которую ведет такое лицо как участник общественных взаимоотношений.

Деловая репутация имеет свою стоимость (гудвилл) и выступает одной из составляющих рыночной стоимости юридического лица. Согласно пп. 14.1.40 НК Украины гудвилл обозначен как нематериальный актив, стоимость которого определяется как разница между рыночной ценой и балансовой стоимостью активов предприятия как целостного имущественного комплекса, который возникает в результате использования лучших управленческих качеств, доминирующей позиции на рынке товаров, услуг, новых технологий и т. п.

Как отмечает ВС, суды предыдущих инстанций верно указали, что понятие гудвилла и деловой репутации не являются тождественными. Гудвилл, в отличие от деловой репутации, является активом, который имеет стоимостное выражение и используется в бухгалтерском и налоговом учете.

Стоит заметить, что практика Европейского суда по правам человека признает право на гудвилл независимо от его формального упрочения на уровне национального законодательства. Субъектами такого права могут быть как физические лица, ведущие определенный вид профессиональной и (или) предпринимательской деятельности, приносящей прибыль, так и юридические лица.

Право на гудвилл возникает как ввиду объективных, так и субъективных факторов. К объективным можно отнести получение определенного правового статуса; продолжительность ведения соответствующей хозяйственной деятельности; получение субъектом хозяйствования необходимых разрешительных документов и т. п. К субъективным – саму деловую репутацию компании.

Проанализировав решения ЕСПЛ, можно выделить следующие условия защиты гудвилла:

• заявитель должен владеть соответствующим уровнем гудвилла;

• заявитель должен иметь возможность использовать свой гудвилл при ведении конкретного вида хозяйственной деятельности;

• необходимо установить факт противоправного вмешательства в право заявителя на владение и пользование своим гудвиллом;

• такое вмешательство привело к причинению заявителю имущественного вреда.

Итак, основные признаки гудвилла следующие:

– гудвилл неотделим от субъекта хозяйствования и не может быть отдельно продан;

– гудвилл возможен только при наличии избыточных доходов;

– гудвилл является неамортизируемым активом.

Таким образом, гудвилл сводится не только к понятию деловой репутации, но и к другим, похожим по юридической природе понятиям – в частности, это престиж компании, торговой марки, бренда; цена; связи; репутация субъекта хозяйствования и т. п. Существенным отличием гудвилла от вышеуказанных категорий является возможность определения точной денежной оценки и, в отличие от других категорий, он отражается в бухгалтерском и налоговом учете субъекта хозяйствования.

Вместе с тем на практике нематериальные объекты оцениваются значительно реже, нежели движимое и недвижимое имущество. Именно этим обусловлено слабое развитие методологии проведения оценки такого нематериального актива, как гудвилл.

Что касается способов защиты гудвилла, то надлежащими являются как возмещение имущественного вреда, так и компенсация морального вреда. Вместе с тем, проанализировав судебную практику, можно увидеть, что взыскание морального вреда весьма проблематично в связи с тем, что на национальном уровне не предусмотрены механизмы определения денежного эквивалента компенсации морального вреда.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua