Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ВС о праве подтвердить стаж работы документами, выданными на оккупированной территории
Ирина Тодоренко, ЮРИСТ&ЗАКОН

Выход на пенсию – процедура не из легких, и сопровождается немалой бумажной волокитой, к тому же имеет ряд особенностей, продиктованных постоянным реформированием системы. И, к сожалению, нарушения, связанные с оформлением, начислением и выплатой пенсий, – далеко не редкость в наше время. Пенсионеры сталкиваются и с невозможностью доказать свой страховой стаж Пенсионному фонду, и с необоснованным отказом ПФ принять заявление о назначении пенсии, и, конечно же, с нарушениями при определении размера пенсии.

С еще большими трудностями сталкиваются переселенцы и жители оккупированных территорий. В качестве примера рассмотрим постановление Верховного Суда по делу № 235/2357/17.

Суть дела

При оформлении пенсии по возрасту заявитель представляет Пенсионному фонду документы, подписанные органами власти оккупированной территории. ПФ отказывает в назначении пенсии по возрасту, ссылаясь на то, что к стажу заявителя нельзя отнести период, подтвержденный архивными справками, подписанными должностными лицами "ДНР".

В первый раз заявитель, обратившись в ПФ, предоставил все необходимые документы, но фонд отказал в назначении пенсии по возрасту, ссылаясь на то, что согласно предоставленным документам страховой стаж заявителя составляет 12 лет, а необходимый страховой стаж – 15 лет. В страховом стаже заявителя не учтен период работы, указанный в трудовой книжке колхозника за 1976. И свой отказ ПФ обосновал отсутствием уточняющих справок предприятия для подтверждения трудового стажа колхозника.

Заявитель подал уточняющие справки в ПФ, но последний снова отказал в назначении пенсии, сославшись на то, что уточняющие справки не могут быть приняты во внимание, поскольку они предоставлены организациями, которые отсутствуют в ЕГР.

Заявитель обратился в суд с целью обжаловать отказ ПФ. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали отказ фонда неправомерным, и обязали ПФ рассмотреть заявление истца с учетом уточняющих справок. Фонд обратился в ВС с кассацией, потребовав отменить предыдущие судебные решения, настаивая на том, что архивные справки, подписанные должностными лицами так называемой "ДНР", не могут быть признаны.

Решение ВС

Верховный Суд напомнил, что основы и механизмы назначения, перерасчета и выплаты пенсий из средств Пенсионного фонда регулируются Законом об общеобязательном государственном пенсионном страховании и Законом о пенсионном обеспечении.

В соответствии со статьей 56 Закона о пенсионном обеспечении трудовая книжка является основным документом, который подтверждает стаж работы. При отсутствии трудовой книжки трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями. Истец для подтверждения периода работы в колхозе, в том числе сведений о количестве отработанных дней, дополнительно представил справки из архива.

Относительно утверждения Пенсионного фонда о том, что справки, выданные на временно оккупированной территории, не могут быть приняты во внимание, Верховный Суд разъяснил следующее.

К указанным правоотношениям должны применяться исключения Международного суда ООН. Названные исключения предполагают, что документы, выдаваемые на оккупированных территориях или оккупационными властями, должны признаваться, если их непризнание влечет за собой серьезные нарушения или ограничения прав граждан.

Также Верховный Суд подчеркнул, что практика Европейского суда по правам человека также подтверждает принцип признания решений оккупационных властей, если они влияют на интересы граждан. Так, в делах "Лоизиду против Турции"1, "Кипр против Турции"2 обязательства игнорировать, не принимать во внимание действия существующих de facto органов и институтов оккупационной власти далеки от абсолютного, – для людей, проживающих на этой территории, жизнь продолжается. Действия данной власти, касающиеся сказанного, не могут просто игнорироваться третьими странами или международными организациями, особенно судами, если они лишают людей, проживающих на этой территории, их прав.

ВЫВОД:

Таким образом, Пенсионный фонд должен принять архивные справки, подтверждающие стаж работы, даже если они выданы и подписаны органами оккупационной власти. Поскольку отказ принимать такие документы влечет за собой серьезные нарушения прав, в частности права заявителя на оформление пенсии.

Тем не менее ВС отметил, что акты оккупационной власти принимаются в исключительных случаях (когда отказ от признания таких актов нарушает права граждан). Признание в ограниченном контексте защиты прав жителей оккупированных территорий никоим образом не легитимизирует оккупационную власть.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua