Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
Публичные закупки: как себя защитить
Григорий Павленко, адвокат, Pavlenko Legal Group

Для бизнеса участие в публичных закупках, которые проводятся за бюджетные деньги, – это всегда задача со звездочкой. В 2015 – 2016 гг. данная сфера была существенно реформирована – закупки теперь осуществляются максимально открыто. На сегодняшний день каждый может зайти на сайт ProZorro, найти интересующий его тендер и изучить от А до Я всю документацию, а также бумаги, прилагаемые к конкурсному предложению потенциального поставщика товаров/услуг/работ.  

В соответствии с предписаниями законодательства заказчик публичных торгов должен составить требования к тендерным документам, руководствуясь при этом не только своими предпочтениями, но и нормами закона, а участники конкурса – строго следовать указанным требованиям, иначе будут дисквалифицированы.

Так, Законом Украины "О публичных закупках" предусматривается, что публичные закупки осуществляются по принципу недискриминации участников конкурса, а в тендерной документации не должно быть требований, которые могут ограничить конкуренцию. Вместе с тем заказчики торгов порой допускают дискриминацию тех или иных потенциальных участников.

Что же представляет собой дискриминация потенциальных участников?

Европейский суд по правам человека в решении по делу "Пичкур против Украины" установил, что дискриминация – это "обращение с лицами разным способом, без объективного и адекватного обоснования".

По делу "Ван Раалте против Нидерландов" ЕСПЧ также указал, что разное обращение с лицами является дискриминационным, если оно не преследует законную цель либо если отсутствует адекватное соотношение между примененными средствами и конечной целью.

Аналогичные подходы к пониманию дискриминации были изложены и в практике органа обжалования процедуры публичных закупок – Постоянно действующей административной коллегии по рассмотрению жалоб на нарушения законодательства в сфере публичных закупок при Антимонопольном комитете Украины (например, решение от 24.07.2018 г. № 7438-р/пк-пз и от 27.07.2017 г. № 4204-р/пк-пз).

Приведем практический пример дискриминационных требований тендерной документации. В 2018 году проводилась закупка высокотехнологичного оборудования для Государственной фискальной службы Украины. В требованиях к тендерной документации заказчиком торгов было установлено, что участник должен подать гарантийное письмо от завода-производителя о подтверждении сотрудничества с участником тендера и готовности поставить указанное оборудование в любой момент.

На первый взгляд, вроде ничего необычного и сложного для потенциального участника. Однако из такого требования следует, что принять участие в тендере может только посредник, поскольку завод-производитель объективно не может подать письмо о том, что он состоит сам с собой в прекрасных рабочих отношениях и готов сам себе поставить оборудование (это может послужить формальным основанием для дисквалификации такого производителя). Следовательно, в данном случае имеет место дискриминация потенциальных участников процедуры закупки путем сужения круга участников до посредников.

Как бороться с дискриминационными требованиями?

Законодательство предусматривает два инструмента, с помощью которых заказчик закупки может внести изменения в дискриминационные требования тендерной документации.

Во-первых, любой потенциальный участник может обратиться к заказчику с просьбой дать разъяснения относительно того или иного предписания тендерной документации. По результатам рассмотрения просьбы заказчик торгов обязан разместить в системе ProZorro свой ответ, чтобы с ним могли ознакомиться любые заинтересованные лица. При этом заказчик имеет право внести изменения в тендерную документацию и исправить все выявленные недостатки.

Во-вторых, любой потенциальный участник может подать жалобу на требования к тендерной документации, которые он считает дискриминационными, в орган обжалования при Антимонопольном комитете Украины.

По результатам рассмотрения жалобы орган обжалования при АМКУ (в случае ее обоснованности) может обязать заказчика торгов внести изменения в тендерную документацию в части устранения дискриминационных положений. Следует отметить, что государственные уполномоченные Антимонопольного комитета Украины активно советуют участникам процедуры закупок не пробовать обойти каким-либо хитрым образом дискриминационные требования и подать свое тендерное предложение с надеждой на то, что "прокатит", а сразу жаловаться в АМКУ при наличии реальных оснований.

Особенности подачи жалоб

Электронные жалобы в орган обжалования при АМКУ могут быть поданы на нескольких этапах (в первую очередь тогда, когда потенциальный участник закупки не согласен с требованиями к тендерной документации).

Закон  предусматривает, что после этапа подачи предложений фактически следует стадия квалификации предложений на аукцион, в ходе которой тендерный комитет изучает каждое конкурсное предложение и принимает решение о его допуске/недопуске к аукциону. Участники также могут подавать жалобы на решения заказчика закупки.

После этапа квалификации проходит сам аукцион, во время которого заказчик принимает решение об определении победителя тендера, которое также может быть обжаловано.

Таким образом, законодательство выделяет три вида жалоб, каждая из которых может быть подана на конкретном этапе закупки и в пределах установленных сроков.

 

Практика органа обжалования при АМКУ показывает, что около 50 % жалоб не принимаются к рассмотрению на формальных основаниях. Чаще всего жалобщики невнимательно читают ст. 18 Закона Украины "О публичных закупках" и не прилагают к электронной жалобе скан-копию квитанции об уплате государственной пошлины либо прилагают одну и ту же квитанцию при подаче нескольких жалоб.

Следует отметить, что в случае заполнения платежного поручения нужно быть очень внимательными. В частности, необходимо правильно указать назначение платежа (напр., "за подання скарги згідно зі ст. 18 ЗУ "Про публічні закупівлі" без ПДВ"). Не забудьте также уплатить установленную сумму (5000 грн – за подачу жалобы в процедуре закупки товаров/услуг, 15000 грн – за подачу жалобы в процедуре закупки работ).

 

В целом можно констатировать, что реформа публичных закупок и внедрение системы ProZorro позитивно сказались на публичных закупках. Беспрецедентная открытость ныне существующей процедуры позволяет привлекать новых потенциальных поставщиков и существенно экономить бюджетные деньги, а переход тендеров на полностью электронные рельсы существенно облегчает жизнь как заказчиков торгов, так и их участников.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание ЮРИСТ&ЗАКОН
Контакты редакции:
uz@ligazakon.ua